Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Россияне боятся войны с Украиной меньше, чем собак. Социологи выявили фобии и псевдофобии по новой методике

Бродячая собака
Россияне боятся бродячих псов больше, чем украинской агрессии.

В столице социологи представили новый способ исследования фобий россиян. Методика была основана на анализе продолжительности жизни определенных тем в социальных сетях. «ФедералПресс» попытался разобраться, что волновало граждан нашей страны в последнее время и кто может использовать тревожность россиян в своих корыстных целях.

Альтернатива классическим методам

Исследовательская группа КРОС представила в центре социального проектирования «Платформа» свое исследование под названием «Национальный индекс тревожности».

«Мы задумали сделать индекс после того, как поняли, что существует разрыв, серая зона между качественной, хорошей социологией (фокус-группа, исследования) и тем, что нам показывают как таковые СМИ. Есть явные вещи, которые проскакивают и там и там», – прокомментировал директор по медиапроектам КРОС Петр Кирьян.

Эксперты выяснили, что, согласно суммарному индексу оценки фобий в СМИ и социальных медиа, в первом квартале 2019 года россияне больше всего переживали за возможные взрывы бытового газа в домах, у граждан был зафиксирован страх резкого роста цен на товары и услуги, а также гонки вооружений.

Соотечественники боялись изоляции российского сегмента интернета. Пользователи Сети весьма активно обсуждали эту тему.

Индекс «приживаемости» фобий также показал, что люди больше всего боялись пострадать от беспризорных собак. При этом уровень фобий, связанных с бродячими собаками, в соцсетях был выше, чем в медиа. Как прокомментировали создатели индекса, эта тема не обсуждалась широко на федеральном уровне, а скорее преобладала в новостной повестке в регионах.

Россиян волновали и проблемы экологии, но так же, как и в случае с беспризорными собаками, носили больше региональный характер. О них рассуждали пользователи соцмедиа в Кемеровской, Иркутской, Челябинской областях и Приморье.

В выборку социологического исследования попали не просто новости из СМИ, а темы, которые продолжают жить дольше новостей уже в социальных сетях.

«Как формируется картина у нас с вами? Мы берем публичные тренды – в силу того, что СМИ пишут о главных, ключевых событиях, и интернет в широком смысле слова: это то, что вы репостите, то, что вы комментируете и считаете важным. Первое – маркируем присутствие тревожной темы. Проводим отдельное исследование по распространению тревожной темы в социальных сетях: не просто люди запостили, прокомментировали, и тема начала жить, а тема ушла за 24 часа, то есть она не сошла на нет. Эта тема должна жить за пределами новости 5–7 дней. Она должна быть маркируема в соцсетях», – рассказал Кирьян.

Как показало исследование, в обществе существуют и так называемые псевдострахи. В их числе – война с Украиной и гонка вооружений. Эти темы имеют минимальную приживаемость, то есть, несмотря на то что их широко обсуждают в СМИ, люди этого на самом деле не боятся и практически не муссируют в соцсетях. Получается, что у россиян появляется больше фобий, связанных с бродячими псами, нежели от возможных провокаций, связанных с предвыборной гонкой на Украине.

Кому выгодны страхи россиян?

Потребность «измерять» страхи россиян появилась не на пустом месте. Как рассказал в ходе презентации психолог и коуч Григорий Крамской, тревоги, конечно, негативно влияют на состояние здоровья граждан.

«Тревожность задает фон соматических заболеваний. Надо ли лечить тревожность? Если вы будете говорить на официальном уровне, то там есть целый ряд подходов, вам выдадут список препаратов. А дальше мы смотрим реальную практику – как лечат тревогу? В основном никак», – рассказал Крамской.

Зато тема тревожности становится выгодна людям, работающим в сфере маркетинга, и политикам.

«Здесь есть потенциал для серьезных продаж – можно управлять потребительским поведением. Через тревожность можно управлять и политическим поведением», – заявил психолог.

Так или иначе, как отмечают исследователи, социализированный человек постоянен в своей тревожности.

«Он всегда подозрителен к политикам, к смутному образу будущего, к бытовым вопросам, карьерным возможностям. Жизнь часто представляется ему как система капканов разной величины и опасности», – рассказал генеральной директор центра социального проектирования «Платформа» социолог Алексей Фирсов.

КРОС планирует продолжать исследования страхов россиян. Как рассказали социологи, они будут делать поквартальный анализ фобий, а в конце года представят уже расширенный отчет.

Фото: pixabay.com, ФедералПресс / Виктор Вытольский

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.