Кировчане продолжают жаловаться на некорректные платежки за коммуналку, «долги» в которых могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Для того чтобы высказать возмущение ресурсникам, горожанам необходимо просидеть в очереди несколько часов – без личного обращения потребителя поставщик не будет устранять даже уже выявленную ошибку. Некоторые эксперты не исключают, что имеет место организованная корпоративная мошенническая схема и намеренное создание условий для того, чтобы кировчане переплачивали за ЖКУ, а значит, этим должны заняться правоохранительные органы. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Это треш!»
Чаще всего у кировчан возникают вопросы к платежкам за отопление, выставляемым местным филиалом компании «Т Плюс» (владельцем компании является российский миллиардер Виктор Вексельберг). Если в прошлом отопительном сезоне горожане «хвастались» в соцсетях квитанциями на 9–10 тысяч рублей за 30-метровую однушку, то сегодня их не удивляют платежки на 20–30 тысяч рублей.
«Кто там жаловался на платежку за февраль в 15 тысяч? – пишет в одной из групп в соцсетях кировчанин. – Нам пришло на 27,6 тысячи от «Энергосбыта» за квартиру площадью 67 квадратов. Долгов не было, за отопление какой-то дикий перерасчет в 12 тысяч. Это как вообще? Будем подавать жалобы в жилищную инспекцию и прокуратуру, проверять законность такого начисления, ибо это – полный треш».
Однако эти суммы кажутся смешными на фоне жалобы кировчанки, которая, добиваясь перерасчета квитанции с переплатой в 230 тысяч рублей, на следующий месяц получила платежку уже с долгом в 246 тысяч. «Билась весь месяц, чтобы перепечатали квитанцию, исправили и дали реальную цифру. Убедили подождать, не платить. Сказали, что придет новая квитанция с реальными цифрами. Пришла. В итоге – такое потребление, как у торгового центра», – жалуется женщина.
И таких случаев, судя по количеству жалоб в соцсетях, в Кирове сотни, если не тысячи. Одни жители сетуют, что, несмотря на своевременную оплату коммуналки, получили квитанции с долгами и начисленными пенями. Другие говорят, что начисления производятся по нормативу при наличии поверенного прибора учета. Третьи отмечают, что цифры, которые появляются в платежках, почему-то существенно отличаются от тех, что они передавали в «Энергосбыт».
«Это делается осознанно»
И депутаты, и общественники неоднократно призывали городские власти разобраться со странным начислением кировчанам платы за отопление. Народных избранников смущают огромные очереди в офисах «Энергосбыта», в которых горожане проводят по 4–5 часов, и тот факт, что «технические сбои» и «непреднамеренные ошибки сотрудников» почему-то всегда происходят исключительно в пользу ресурсников.
Общественники не верят, что жители и управляющие компании вдруг массово поглупели и потеряли навыки передачи данных ресурсникам, хотя годами делали это без особых проблем. Важно, что проблемы с начислениями решаются «Т Плюс» в заявительном порядке. Это значит, что если конкретный потребитель не заметил ошибку или не смог отстоять несколько часов в очередях, то сама компания исправлять ошибку не станет, даже если найдет аналогичную у его соседей. И если некоторые могут решить вопрос через жалобу в ГЖИ, то у самых незащищенных категорий населения – льготников – нет на это времени, ведь в случае просрочки платежа они попадут в число должников и не смогут вовремя получить компенсацию.
На резкий рост числа жалоб в этом году на апрельской комиссии гордумы по транспорту и ЖКХ обратила внимание даже мэр Кирова Елена Ковалева. Она сообщила, что получает множество жалоб жителей на двойные начисления, неправильное выставление счетов и «невозможность без обморока дождаться очереди на перерасчет». А из-за огромных очередей и массовых ошибок жителям приходится ходить в офисы «Энергосбыта» как на работу.
Похожие впечатления создались и у коллег Елены Ковалевой по думе. «Я сам несколько раз заходил [в офис «Энергосбыта»], желая оплатить квитанцию за тепло, – поделился своим опытом депутат гордумы Денис Ерохин. – [В первый раз] брал талончик и был 161-м. Я решил зайти в другой раз – подумал, что выбрал неудачное время, но было то же самое. Люди стоят в очереди по 2–3 часа. Люди выходят и падают. До последнего клиента никто не работает, за 15–20 минут до закрытия талончики уже не выдаются. Часть окон закрыта на обед, больничный и так далее».
«Все ошибки всегда почему-то [делаются] в пользу «Энергосбыта», – обращает внимание депутат. – Я не знаю ни одной ошибки, которая произошла бы в пользу жителя, потребителя».
С Ерохиным соглашается и депутат Владимир Журавлев. Он считает, что ситуацией с постоянно повторяющимися ошибками должны заняться правоохранительные органы. «Я думаю, что это делается осознанно, – считает Журавлев. – Они во многие дома даже при наличии прибора выставляют счета по нормативу – это в 2,5 раза дороже. У моих коллег и правоохранителей возникает [мнение], что это организованная корпоративная мошенническая схема, потому что 90 % [жителей, получивших квитанции с ошибками] не обращаются [за перерасчетом], – у нас люди законопослушные, платят. Мы с Денисом Валерьевичем (Ерохиным, депутатом гордумы. – Прим. ред.) считали: только по одной части Ленинского района переплата в месяц составляет 88 миллионов. По восьми квартирам за три месяца сумма переплаты составила 192 тысячи. Это не мошенничество?».
«Есть информация, что поручение [делать ошибки] дается из Москвы, чтобы выбивать денежки. Я считаю, что нам нужно обратиться в правоохранительные органы», – высказал свою точку зрения Владимир Журавлев.
Журавлев также напоминает, что сейчас «Энергосбыт» фактически контролирует компанию, которая собирает деньги с кировчан, – Расчетно-консультационный центр. Сейчас ресурсникам принадлежит доля в 49 %, остальное – городу и области в лице компаний «Горэлектросеть» и «Вятка». Чтобы навести порядок в отрасли, считает депутат, нужно, чтобы компания, которая собирает деньги с населения, стала полностью областной или городской.
«Человеческий фактор тоже присутствует»
Представители «Энергосбыта» отрицают, что ошибки делаются намеренно, отмечая, что зачастую имеет место некорректная передача данных, а также неисправные и неповеренные общедомовые счетчики. Если же ошибку допускают сотрудники компании, то к ним «применяют меры дисциплинарного характера». «Да, ошибки есть, они возникают из-за недостоверных данных, но и человеческий фактор тоже присутствует. К тем, кто ошибается, применяют меры дисциплинарного характера. Намеренно приборы учета никто не игнорирует – нам это невыгодно, – говорит директор кировского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» по биллингу Надежда Докина. – Умышленных [дополнительных] начислений компания не допускает. Есть положительная динамика, количество жалоб уменьшается».
Докина также обещает, что скоро компания решит проблему с очередями, – рассматривается возможность открытия двух дополнительных офисов в КоминтеРусское национальное единство *запрещены в РФ">рне и в районе старого моста. Кроме того, по словам Докиной, организованы телефонные линии, контакт-центр работает без выходных, а доставка квитанций в ближайшее время будет перенесена на первые числа месяца.
Общественник, руководитель совета старших по домам Кирова Валерий Семенищев признает, что ошибок в квитанциях действительно стало меньше, – раньше их поступало несколько в неделю. Однако обращает внимание, что при общении с общественниками и управляющими компаниями представители «Энергосбыта» почти всегда отказываются признавать свои ошибки. Причем проблемы возникают не только с отоплением, но и с электричеством, которое тоже поставляет эта компания. «Я был на заседании Центра общественного контроля в прошлом году, где обсуждали ошибки «Энергосбыта» в начислениях, – рассказывает Семенищев. – Управляющие компании пытались указать на ошибки в расчетах. Сотрудники расчетной организации были несколько раз поставлены в угол, но не хотели признавать свои ошибки».
«Чтобы выявить ошибки, несколько УК стали проводить одномоментное снятие показаний по электроэнергии, но «Энергосбыт» заявил, что они не имеют права так делать без решения собрания собственников. УК уведомили, что такие собрания были. Тогда в компании заявили, что имеют право принимать показания от отдельного жильца, – это значит, что если хотя бы один житель дома подаст показания в другой день, то одномоментное снятие показаний квартирных счетчиков можно выкидывать в урну, и доказать ошибку в расчетах опять не получится», – рассказал Валерий Семенищев.
Проблема, по словам Семенищева, еще и в том, что рассмотрение обращений граждан носит заявительный порядок, хотя ошибки в расчетах за отопление за редким исключением встречаются у всех жителей дома. Однако предписание о корректировке расчетов по всему дому дается только после обращения в ГЖИ.
«Объяснить такое поведение иначе, как умыслом, было [бы] довольно сложно, – заключил Семенищев. – Хотя, повторюсь, жалоб стало существенно меньше».
Фото:ФедералПресс /Евгений Поторочин,Дмитрий Барков,Кирилл Дедюхин