9 мая состоится парад Победы на Красной площади, где всему миру будут продемонстрированы последние российские разработки в области вооружения. Это отличный повод вспомнить о тех инновационных проектах и технологиях, которые провалились. Все они в той или иной мере стали объектами общественного раздражения, так как на них были потрачены колоссальные деньги из бюджета страны. Почти каждый из этих провальных проектов ассоциируется с определенной госкорпорацией. Наш рейтинг – в материале «ФедералПресс».
Падение на 70 миллиардов
Окончание Холодной войны в начале 90-х не ознаменовало завершения гонки за космос, которая продолжает разворачиваться на просторах вселенной между нашей страной и США. Если быть более точным, то в последние годы сторону наших заокеанских «коллег» представляет изобретатель и бизнесмен Илон Маск со своей компанией Space X. Не сказать, что у Space X космическая программа идеальна, однако дела у ее визави в лице «Роскосмоса» от этого идеала уж очень далеки.
Провалы госкорпорации часто связывают с именем куратора российской космонавтики Дмитрия Рогозина. С 2011 по 2018 год он курировал эту отрасль на должности вице-премьера, а после переместился на позицию гендиректора «Роскосмоса». За эти без малого восемь лет произошло несколько десятков ЧП с нашими ракетами-носителями. Одна из последних катастроф случилась 11 октября прошлого года. На борту находилось два человека, которые должны были долететь до МКС.
Оправдания у Рогозина всегда находились – от дырки в космическом корабле до датчиков, установленных вверх ногами. Но с нашими ракетами постоянно что-то случается. Согласно открытым источникам, совокупная сумма ущерба от аварий в космосе при Дмитрии Рогозине составляет 69 млрд рублей.
Фото: РИА Новости/Пресс-служба Роскосмоса
«Золотой» танк
Уже через два дня на брусчатку Красной площади выедет суперсовременная военная техника России. Генеральная репетиция парада Победы прошла успешно, чего не скажешь о репетиции в 2015 году. Тогда «Армата», которая была распиарена как танк новейшего поколения, попросту заглох. Произошедшее стало объектом насмешек интернет-пользователей по всему миру. Отдуваться пришлось снова вице-премьеру Дмитрию Рогозину, который заявил, что казус случился из-за того, что члены экипажа не разобрались до конца с новой техникой и нажали не на ту кнопку. К словам Рогозина можно относится по-разному, но с этого момента история танка пошла чуть ли не под откос. Изначально предполагалось, что «Армата» станет основным танком вооруженных сил РФ, однако в июле прошлого года вице-премьер Юрий Борисов заявил, что российская армия не будет массово закупать «Армату». Причина – дороговизна.
«Ну и зачем наводнять «Арматами» все вооруженные силы, унас Т-72 пользуются огромным спросом нарынке, его берут все, он посравнению с «Абрамсами», «Леклерками» и «Леопардами» поцене, эффективности икачеству значительно их превосходит», – заявлял Борисов.
Так что теперь «Армату» можно считать танком для демонстраций, но пока не для боевых действий. Отметим, что в 2011 году Владимир Путин говорил, что на разработку танка ушло 64 млрд рублей.
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Трагический закат «Суперджета»
Трагедия в Шереметьево 5 мая, которая унесла жизни 41 человека, – не самый радужный повод говорить о технологиях, недоработках и провалах госкорпораций. Но именно она, скорее всего, станет последней страницей в истории линейки лайнеров «Sukhoi Superjet 100».
Уже известно, что депутаты Госдумы собираются инициировать процедуру по снятию этих воздушных судов с эксплуатации. Об этом сообщил летчик-космонавт, депутат Максим Сураев журналистам 6 мая. Впрочем, разговоры о непригодности суперджетов ходили давно. Многие авторитетные специалисты, летчики называли эти самолеты ненадежными. Сегодня в сети также появилось видео, где спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко раскритиковала супреджеты. Примечательно, что это выступление произошло за пять месяцев до трагедии, однако обнародовано только сейчас.
«Мы же великая авиационная страна. Нельзя разработать региональный самолет? Этот Sukhoi Superjet 100 сделали. Ну, кому он нужен? Он не годится для региональных перевозок. «Аэрофлот» говорит: «Купили, стоит у борта». За рубеж никто не покупает. Самолет на самом деле на 80%, если не больше, зарубежный. И чего мы достигли?» – говорила Матвиенко.
За разработку самолета отвечала госкорпорация «Ростех». По подсчетам экспертов, стоимость проекта ««Sukhoi Superjet 100» составила 44 млрд рублей.
Фото: РИА Новости/Александр Ковалев
Лимузин с космическими амбициями
Продолжая тему предстоящего парада Победы 9 мая, нельзя ни вспомнить об одном из самых нашумевших проектов последнего времени – «Кортеж». Выходцем «Кортежа» является новый президентский лимузин Aurus, которым Владимир Путин любит хвастать перед главами других стран. На кабриолете Aurus принимать парад Победы будет и министр обороны Сергей Шойгу (такой же автомобиль будет и у командующего парадом). И до тех пор, пока один из лимузинов или кабриолетов не заглохнет в ответственный момент, говорить о провальности проекта «Кортеж» не приходится. Однако встает вопрос, насколько оправданы траты на автомобиль для президента. Проект «Кортеж» реализуется с 2013 года Центральным институтом автомобильной отрасли – Государственным научным центром «НАМИ». Согласно открытым данным, на «Кортеж» было потрачено 24 млрд рублей. Половина из них – бюджетные деньги. Стоило ли?
Фото: РИА«ФедералПресс»/Виктор Вытольский
Чудо-чехол
Ну и завершает наш рейтинг знаменитое детище госкорпорации «Роснано» – высокотехнологичный чехол для смартфонов. Эта разработка попала в руки Алексею Навальному и стала объектом расследование ФБК в одном из видео оппозиционера. Предполагалось, что чехлы будут пользоваться высокой популярность у покупателей, однако этого не произошло. Созданием чехлов занималась проектная компания «Роснано» Plastic Logic. По данным самого Навального, на их создание ушло почти 10 млрд рублей. При этом образец, который демонстрировал оппозиционер в кадре, не работал. Впрочем, глава «Роснано» Анатолий Чубайс тогда не остался в стороне и назвал слова Навального ложью. Как отметил Чубайс, Навальный демонстрировал чехол другой компании.
«Американская Pop Slate всего лишь покупала у нашей проектной компании Plastic Logic одну деталь – гибкий экран. Чехол для смартфона Pop Slate не работает, поскольку компания, к которой «Роснано» не имеет отношения, обанкротилась. Казалосьбы, причем здесь «Роснано»? Логика технологического инвестирования и политический популизм несовместимы», – заявил тогда Чубайс.
Впрочем, осадок после этой истории остался, а 9,7 млрд рублей – нет. Ну а чехлов «Роснано» будто никогда и не было на российских прилавках.
Фото: Youtube.com
Фото на главной: РИА Новости/Сергей Мамонтов