Роснефть прокомментировала информацию о приостановке проекта ВНХК (Восточной нефтехимической компании – НПЗ) на Дальнем Востоке. Что будет дальше с масштабным проектом, который мог бы обеспечить потребителей Дальнего Востока дешевым и качественным сырьем? Подробности – в материале «ФедералПресс».
В Роснефти прояснили позицию относительно приостановки проекта ВНХК, компания выступила с большим заявлением. Так, отмечается, что начало строительства было продиктовано нехваткой мощностей по производству нефтепродуктов на Дальнем Востоке (что сегодня приводит к увеличению их стоимости в регионе в силу транспортных издержек), а также высоким экспортным потенциалом рынка нефтехимической продукции, прежде всего в странах АТР.
Компания на протяжении нескольких лет работала в направлении подготовки и реализации этого проекта: например, были проанализированы целевые рынки, проведены успешные переговоры с технологическими партнерами и инвесторами и даже осуществлены первичные инвестиции. «На протяжении ряда лет компания прилагала все возможные усилия для получения соответствующей поддержки на федеральном уровне. Однако ее инициативы не были поддержаны регулятором. Напротив, за последние годы в Налоговый кодекс было внесено около 50 существенных изменений, прямо и негативно влияющих на инвестиционные проекты в нефтепереработке и нефтехимии», – говорится в заявлении.
Проект ВНХК предполагал строительство нефтехимического комплекса в районе пади Елизарова Партизанского муниципального района Приморского края. Первая очередь ВНХК предусматривала строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 12 млн тонн нефти в год, вторая – нефтехимического комплекса мощностью 3,4 млн тонн нефти в год. Планируемый объем переработки должен был достигать 12 млн тонн нефти в год, выпуск топлива – 1,8 млн тонн бензина и 6,3 млн тонн дизеля. Комплекс ВНХК в районе должен был стать одним из самых масштабных в отрасли.
Опрошенные отраслевые эксперты напрямую связали приостановку проекта с действиями российских властей по увеличению фискальной нагрузки на нефтепереработку. Так, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин сказал, что в России стабильный налоговый режим «отсутствует». По словам эксперта, это обстоятельство, а также решения правительства РФ по завершению большого налогового маневра в нефтяной отрасли, разработанные и принятые в одностороннем порядке, не позволили проекту ВНХК достичь уровня рентабельности аналогичных нефтехимических проектов, реализуемых в США и на Ближнем Востоке (IRR 25–30 %), и сделали невозможной его реализацию в текущих налоговых условиях.
«Кстати, не так давно крупнейшая в мире нефтяная компания Saudi Aramco впервые раскрыла свои финансовые показатели. И главным сюрпризом стало не только то, сколько компания зарабатывает (а зарабатывает она, как выяснилось, больше, чем Apple, Alphabet и ExxonMobil вместе взятые), но и то, за счет чего она получает эти сверхдоходы. Выяснилось, что на продажи нефти приходится только половина выручки Saudi Aramco, остальные доходы – это нефте- и газохимия», – говорит он.
«Для государства странно отказывать в поддержке проекту, который не только предоставил бы нам возможность чрезвычайно выгодно монетизировать сырье из Восточной Сибири, но и открыл бы для нас рынки Китая и стран АТР, которые являются основным потребителем нефтехимической продукции», – подчеркивает Делягин.
Экономист Никита Кричевский отмечает, что Минфин не задумывается о развитии реального сектора экономики, проявляя свойственный этому ведомству «фискальный фанатизм». «В ходе реализации большого налогового маневра внутренняя цена на нефть по факту была приравнена к мировой, что привело к радикальному пересмотру рентабельности всего нефтеперерабатывающего сегмента. Налоговый маневр увеличил зависимость цен на внутреннем топливном рынке от внешней конъюнктуры, при этом сам регулятор оказался к этому не готов. Примером тому является механизм демпфера, который по итогам I квартала 2019 года показал свою полную непригодность и до сих пор не скорректирован. Чтобы ни говорил в свое оправдание Минфин, но установленный в нашей стране фискальный режим только отпугивает инвесторов. А ведь именно приток инвестиций является главным драйвером экономического роста»,– отмечает Кричевский.
Директор «Инфо-ТЭК Терминал» Рустам Танкаев предлагает вспомнить, что введен целый комплекс регуляторных изменений, про которые правительству «удобно забыть». Это и ручное регулирование цен на нефтепродукты и объемов поставок на российский внутренний рынок; одновременно с этим – одностороннее повышение акцизов (налога на потребителя) за счет нефтяных компаний, постоянно вводятся так называемые «временные» надбавки к НДПИ с неограниченным сроком действия. «В итоге существенно увеличивается налоговая нагрузка на стратегически важную нефтяную отрасль, существующая фискальная система отличается абсолютной непредсказуемостью и хаотичностью», – говорит он.
Все это резко ухудшило экономику стратегически важного и чрезвычайно выгодного для страны проекта по созданию нефтехимического кластера на Дальнем Востоке. Так, не принято предложение об установлении логистического коэффициента 2.0 для расчета возвратного акциза для НПЗ, расположенных на Дальнем Востоке, были отменены пошлины на прямогонный бензин (нафту) и установлен недостаточный уровень возвратного акциза на него. Не было принято практических решений о выделении бюджетного финансирования для создания необходимой проекту инфраструктуры. По расчетам «Инфо-ТЭК Терминал», в 2017 году до завершения большого налогового маневра рентабельность проекта ВНХК составляла 10–15 %. Сейчас она стала отрицательной.
«На мой взгляд, регулятор должен гарантировать стабильные фискальные условия, обеспечивающие рентабельность стратегического нефтехимического проекта на Дальнем Востоке при различных макроэкономических сценариях», – говорит Танкаев.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, Роснефть продолжит диалог с органами исполнительной власти, чтобы попытаться найти эффективную экономическую модель проекта. В заявлении компании говорится, что она поддерживает инициативы заместителя председателя правительства Российской Федерации Юрия Трутнева по стимулированию стратегических проектов на Дальнем Востоке. «Привлечение российских и международных инвестиций в рамках проекта ВНХК будет способствовать созданию десятков тысяч квалифицированных рабочих мест, обеспечению условий для развития смежных производств», – говорится в заявлении компании. Роснефть и ее партнеры будут готовы вернуться к реализации проекта ВНХК при наличии привлекательных и гарантированно стабильных фискальных и регуляторных условий.
«Такие проекты, как, например, ВНХК, могли бы стать прекрасной основой для развития всего Дальнего Востока. Однако нестабильность российского налогового режима, как и те формы, которые он принимает, только разрушают инвестиционный климат и тормозят экономический рост. В то время как наши партнеры из Саудовской Аравии гораздо лучше понимают, какие регуляторные меры и какие фискальные условия должны быть приняты для нормального функционирования бизнеса. И как после этого российским компаниям вести с ними конкурентную борьбу?» – задает риторический вопрос Кричевский.
«Совершенно очевидно, что только изменения фискальных, инвестиционных и регуляторных условий позволят Роснефти вернуться к рассмотрению проекта ВНХК в рентабельной конфигурации», – подтверждает эксперт Алексей Мухин.
Фото: pxhere.com