Депутаты Госдумы 16 мая во втором чтении приняли закон о проведении эксперимента по электронному голосованию, который будет апробирован на выборах в Мосгордуму нынешней осенью. В это же время в кулуарах предвыборной кампании, которая официально еще не началась, уже бушуют настоящие страсти. Эксперты прогнозируют серьезное усиление представительства оппозиции в городском парламенте. В мэрии, по данным наших источников, это понимают и готовят упреждающие удары. Впрочем, некоторые из них уже дают о себе знать. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Игра в оппозицию
В столичной мэрии всерьез обеспокоены активностью городской оппозиции и боятся отдать большинство мандатов политикам от протеста. Как сообщают источники «ФедералПресс», близкие к мэрии, кандидаты от власти, которые будут позиционировать себя как самовыдвиженцы, попытаются перехватить протестную повестку у оппозиционеров. В частности, они не поскупятся на критику системы ЖКХ, развитости инфраструктуры и других элементов московской социалки в избирательных округах. В условиях, когда многие оппозиционные кандидаты, в том числе из списков Гудкова и Навального, также собираются «самовыдвигаться», такой шаг со стороны властей кажется политически грамотным. Электорату сложно определить уровень «оппозиционности» кандидатов без их партийной принадлежности, когда все они декларируют протестную повестку. Таким образом, кандидаты от власти сыграют роль больших спойлеров по отношению к оппозиционерам.
Политолог Илья Гращенков считает, что когда власть играет в оппозицию – это очень плохой знак для нее.
«И вот сегодня в ряде регионов, включая Москву, чтобы сохранить за собой городской парламент, власти приходится мухлевать, обнулять политический вес кандидата, пуская его самовыдвиженцем, имитирующим оппозиционера. Фактически московское правительство расписывается в том, что его работа даже при поддержке «тефлонового» рейтинга Путина и самого устойчивого из губернаторов – Собянина не может стать для избирателей призывом голосовать за них», – отмечает эксперт.
Как считает Гращенков, реализуя этот сценарий, мэрия рискует. Во-первых, сами кандидаты от власти могут заиграться в оппозицию и неожиданно раскачать и без того неустойчивую политическую ситуацию. Во-вторых, на фоне этой раскачки победу могут одержать не те, кто качал, а в итоге дал по тормозам, но те, кто воспользуется протестной повесткой и аккумулирует наибольшее число избирателей.
Главные угрозы
Но на этом политтехнологические уловки мэрии не заканчиваются. По данным наших источников, городские власти видят наибольшую угрозу в коммунистах и списке Дмитрия Гудкова. И хотя КПРФ участвует в переговорных процессах с мэрией, коммунисты могут увеличить свое представительство в Мосгордуме, потому что партия выдвигает на выборы известных политических и общественных деятелей – таких как действующий депутат столичного парламента Елена Шувалова, глава фракции КПРФ в Мосгордуме Леонид Зюганов, экс-кандидат в мэры Вадим Кумин, оппозиционерка Анастасия Удальцова, экономист Владислав Жуковский, известный адвокат Дмитрий Аграновский и другие политики городского масштаба.
Список Дмитрия Гудкова вызывает настороженность у властей, так как сам Гудков – один из главных творцов успеха оппозиционеров на муниципальных выборах в городе в 2017 году, когда объединенным либералам удалось взять рекордное количество мандатов. Даже команда Навального не так тревожит градоначальство, ведь из пяти его кандидатов шансы на победу, по мнению экспертов, имеют два – Илья Яшин и Любовь Соболь. При этом последняя усложнила себе жизнь выдвижением по 43-му округу, где также будет выдвигаться известный «яблочник» Сергей Митрохин.
Коммунист-оборотень?
По странному стечению обстоятельств с недавних пор именно коммунистов и «гудковцев» преследуют скандалы в Москве, которые активно подогревает пресса. Совпадение? «Кандидатура коммуниста Андрея Орлова согласована с властями» – публикации под подобными заголовками разошлись в Сети как горячие пирожки. Казалось бы, что тут уже речь не об игре власти в оппозицию, а об использовании политических оборотней. Дело в том, что один из кандидатов от коммунистов Андрей Орел, как выяснилось, работает на действующего столичного депутата Инну Святенко. Интернет-пользователи сразу же начали говорить о сговоре коммунистов с мэрией и о том, что КПРФ – техническая сила на этих выборах. На этот счет официально высказалась даже сама Святенко.
«Друзья, в связи с поднявшейся в СМИ шумихой по поводу работы в Марьино Андрея Орла, считаю, должна объясниться. Андрей Орел действительно мой помощник на общественных началах. Только в чем здесь журналисты увидели сенсацию? В том, что он представитель КПРФ? В связи с досрочным прекращением полномочий депутата Думы по избирательному округу № 21 А.Е. Клычкова (КПРФ) и назначением его губернатором Орловской области протокольным решением Мосгордумы от 25.10.2017 мне была поручена работа с избирателями по части района Выхино-Жулебино, входящего в состав избирательного округа № 21. Именно поэтому Андрей Орел стал моим помощником, и это – логично. Тем более он активен», – написала депутат на своей страничке в Facebook.
Логично, что человек, работающий на общественных началах у определенного депутата, имеет право представлять любую политическую силу. Однако объяснения Святенко на этот счет весьма выгодны власти с точки зрения политтехнологии. Она по сути признает согласованность выдвижения кандидата-коммуниста с мэрией, а это бросает тень на всю КПРФ в разрезе московской предвыборной кампании.
Псевдоученый взял самоотвод
Другим скандальным событием в стане московской оппозиции стал отказ члена списка Гудкова Дмитрия Некрасова участвовать в выборах. Этому предшествовала инициатива сетевого сообщества «Диссернет», которое заподозрило Некрасова в плагиате кандидатской диссертации. Отрицать вину Некрасов не стал и даже опубликовал раскаяние на своей странице в Facebook.
«Формальная причина – некорректные заимствования, но, по правде говоря, и тема «Совершенствование интеграционных процессов управления инновациями в инфраструктуре корпоративного управления» изначально была как минимум псевдонаучной. И я ее всегда немного стеснялся. Запускал я эту историю с диссертацией во время работы в администрации президента Медведева, когда было модно «Сколково» и прочие инновации. Хотя в «Сколково» и инновации я никогда не верил и даже таскал в АП экспертов, которые объясняли, что инновации таким образом не простимулировать. Однако иметь диссертацию «что-то там про инновации» в тот момент считал полезным для карьеры (слаб человек). Защищал, как обычно чиновники защищают, – каюсь», – написал Некрасов.
Политик отметил, что сам попросил Министерство науки лишить его научной степени и теперь будет жертвовать средства в пользу «Диссернета». Некрасов также заявил, что свою кандидатуру после этой истории выдвигать на выборы не будет.
Вряд ли эта история всплыла бы, если бы Некрасов не собирался баллотироваться в Мосгордуму. Однако Дмитрий Гудков считает, что Некрасов виноват сам. Об этом он заявил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».
«Это была его ошибка. Мне тоже, когда я учился в дипакадемии, предлагали за 10 тысяч долларов купить диссертацию. Я от этого отказался. Он, к сожалению, нет. Будет ему уроком. Но он, в отличие от остальных, признал и даже стал жертвователем «Диссернета». Мне кажется, это правильный поступок. Понятно, что в этих условиях он отказался участвовать в выборах», – заявил Гудков.
Также в ходе беседы Гудков отметил, что его преследуют люди гендиректора компании «Конкорд менеджмент и консалтинг» Евгения Пригожина. Он считает, что на выборы его не хотят пускать не столько городские власти, сколько федеральные.
«Наверное, не мэрия, а кто-то на федеральном уровне за этим стоит, так как пригожинские за мной «нон-стопом» ходят, преследуют в аэропортах и везде, где бы я ни появлялся», – рассказал Гудков.
Действительно, последние промахи оппозиции в Москве могут оказаться исключительно лишь результатом ее недоработок и ошибок. Однако протестный потенциал в городе никуда не исчезает. А это значит, что за его аккумуляцию будут сражаться и оппозиция, и власть.
Фото: РИА Новоси/Алексей Куденко
Выборы в Мосгордуму – 2019