Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока подготовило проект закона по поддержке предпринимательской деятельности в Арктике: в ней предлагается применить механизмы поддержки инвестиционных проектов, аналогичные существующим на Дальнем Востоке. Но, по мнению отраслевых экспертов, законопроект «сырой» и не поможет экономическому росту регионов, расположенных в северных широтах нашей страны. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Ледяные кладовые России
Государство взяло курс на ускоренное развитие Арктической зоны России. И не мудрено: в ней сосредоточены огромные богатства. Например, ее недрах находится значительная часть запасов и прогнозных ресурсов нефти и едва-ли не весь природный газ, чем не могут похвастаться ни Норвегия, ни США, ни Канада. Большинство крупных углеводородных месторождений локализовано именно в нашей стране, либо на суше, либо на дне российских северных морей, отличающихся небольшими глубинами.
«Российские нефтяники давно уже связывают большие надежды с этими циклопическими месторождениями, однако следует понимать, что без привлекательного и предсказуемого налогового режима инвесторов им не найти. Ведь добыча в Арктике – это не только буровые установки и промысловые объекты, это - морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса – сложная и очень дорогая инфраструктура и техника», - говорит Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации.
К тому, по его словам, нельзя забывать, что в Арктике добиться приемлемого уровня доходности на вложенный капитал можно лишь в рамках интегрированных проектов с длинным жизненным циклом, требующих колоссальных инвестиций – в сотни миллиардов рублей и беспрецедентных мер государственной поддержки.
Сходных с Алексеем Мухиным взглядов придерживается и старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов: «Без государственного стимулирования, предполагающего создание особых фискальных условий, компании не смогут обеспечить необходимый для арктических проектов объём инвестиций. А это ставит под угрозу выполнение задачи президента по достижению до 2024 года показателя в 80 млн тонн грузопотока по Северному морскому пути».
Он добавил, что лишь в случае создания максимально комфортного налогового режима, в том числе введения нулевой ставки НДПИ для проектов по добыче углеводородов в Арктической зоне и интегрированных с ними проектов-доноров, Россия сможет приступить к полномасштабному освоению месторождений в Арктике, причем как на суше, так и на шельфе. Это, в свою очередь, будет иметь значительный мультипликативный эффект для национальной экономики — свыше 30 трлн рублей до 2038 года. И он способен дать импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение».
Президент Владимир Путин прекрасно понимает необходимость таких мер, и неслучайно в конце марта он поручил правительству в срочном порядке подготовить соответствующий пакет законов. Однако законопроект, разработанный Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее — Минвостокразвития) и представленный на суд общественности, вызывает у отраслевых экспертов множество вопросов.
С критериями будет все непросто
Основной шквал критики экспертного сообщества вызвали положения законопроекта, касающиеся налогообложения добычи полезных ископаемых в Арктике.
«Фактически, это калька тех механизмов, которые были разработаны для поддержки инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Хотя этот регион некорректно сравнивать с Арктикой, где добычные проекты требуют сложнейших, зачастую революционных и крайне затратных технологических решений, – считает Рустам Танкаев, директор «ИнфоТЭК-Терминал» – Абсолютно отсутствует логика в предложении сохранить нулевую ставку НДПИ для СПГ-проектов (арктические проекты «Новатэка и так не выплачивали НДПИ), а для проектов по добыче углеводородов ввести ставку 0,15. Это, заметим, – существенная разница: ведь при ставке 0,15 компания должна выплачивать примерно 1,8 тыс. рублей с тонны сырья».
Он обращает внимание на то, что критерии отбора проектов, получающих такие стимулы, по предложению Минвостокразвития, должны ещё быть утверждены правительством. Тем самым, их легко будет изменить — постановление правительства перестанет действовать с принятием нового постановления (закон же отменить непросто). Соответственно, практически любой проект можно будет исключить из списка «приоритетных» , лишив его государственной поддержки, что означает отсутствие предсказуемых и неизменных налоговых и правовых условий для бизнеса в Арктике.
Правовой саботаж
С Рустамом Танкаевым солидарны и другие отраслевые эксперты, говорящие о том, что этот документ фактически сделан в интересах «Новатэка», ставя прочих инвесторов в неравноправное с ним положение.
«Возникает ощущение, что законопроект Минвостокразвития – это саботаж. Единственным его бенефициаром выступает «Новатэк», для СПГ-проектов которого подтверждается нулевая ставка НДПИ. Для остальных проектов вводятся коэффициенты, фактически, не позволяющие приступить к их реализации. Предоставление стимулов также обуславливается наличием готовой инфраструктуры», - констатировал Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации.
Он добавил, что привлечь инвестора в проект без инфраструктуры уже невозможно. А это ведь практически все арктические проекты. Ни один инвестор в здравом уме не будет вкладывать средства под обещание льгот в далёком будущем, когда будет создана инфраструктура, требующая колоссальных затрат.
«Источником финансирования новых проектов в Арктике могли бы стать успешные действующие проекты, входящие с ними в единый кластер. Очевидно, что от таких проектов-доноров потребуются колоссальные капитальные вложения в инфраструктуру и проведение геологических работ, необходимых для освоения новых месторождений. Очевидно также, что эти затраты можно компенсировать с помощью льготной ставки НДПИ», – отметила Екатерина Косарева, управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult.
Есть только одна «маленькая» проблема – в предложенном законопроекте нулевая ставка НДПИ будет «работать» лишь после того как вся инфраструктура на новых месторождениях уже создана. Это парадоксально, поскольку создание инфраструктуры занимает длительный срок, и никто не согласится всё это время инвестировать колоссальные средства, не получая взамен никаких стимулов.
Фото: pxhere.com