Экологическая повестка стала одной из основных в нулевой день Петербургского международного экономического форума – 2019. Чиновники, депутаты, специалисты отрасли разбирались, что тормозит мусорную реформу и когда уже россияне научатся сортировать отходы, при каких условиях бизнес готов будет вкладывать деньги в отрасль и когда уже страна избавится от дурно пахнущих полигонов. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Передовики и отстающие
В этом году Петербургский международный экономический форум открыла сессия Минприроды России. Справедливо, что при обсуждении вопроса о том, как «очистить страну от мусора», первое слово получил глава ведомства Дмитрий Кобылкин. По его словам, «работа идет по плану», иначе говоря, намеченные графики выполняются.
Однако с большой натяжкой можно назвать то, что журналисты прозвали «мусорной реформой», реформой в чистом виде. Как пояснил министр природы, «нельзя реформировать то, чего никогда не было». И действительно, не секрет, что создаваемая сфера обращения с отходами по факту долгие годы сводилась к банальному сбору, вывозу и складированию бытовых отходов под открытым небом. Результат всем известен – Россия утонула в мусорных свалках.
«Это самая сложная реформа за всю историю», – заявил Кобылкин.
По словам Дмитрия Кобылкина, не все регионы в равной степени готовы к созданию полноценно работающей отрасли. Некоторые получили отсрочку, в том числе города федерального значения, где и жителей, и проблем больше всего. Во многих регионах возникали вопросы к конкурсам по выбору региональных операторов – заявлялось всего по одному участнику, но в целом придраться не к чему: как отметил министр, необходимого для конкуренции количества регоператоров в субъектах просто-напросто не нашлось. «Серьезные конкурсные условия были», – пояснил Кобылкин.
Тормоз реформы
Как бы банально это ни звучало, но мусорная реформа скрипит из-за недостатка финансирования. Дмитрий Кобылкин полагает, что необходимы изменения в законодательство, чтобы «регоператоры снизили свои затраты на старте этого бизнеса».
Специалисты в голос говорят: бизнесу нужно дать деньги на создание инфраструктуры. Руководитель администрации главы Башкирии Александр Сидякин прямо заявил, что «нужно в реформу вкладывать деньги».
В свою очередь, председатель комиссии Общественной палаты России по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева говорит, что деньги-то государство выделило, а вот механизм их освоения не проработан. «Бюрократическая нерасторопность вредит отрасли. Нужно принимать быстрые решения не только в регуляторике, но и в выделении средств. Чем дольше мы не строим объекты, тем больше процветает незаконный бизнес в этой сфере», – отмечает Дударева.
Она соглашается, что отрасль обращения с отходами в том виде, в каком она есть, инвестиционно непривлекательна.
«Обращение с коммунальными отходами – это всего лишь коммунальная услуга за удаление отходов. Наши граждане не могут платить больше определенного предела, а привлекаемых средств хватает только на то, чтобы взять мусор и увезти туда, куда отходы свозились и раньше. Хотелось бы, чтобы государство финансово помогло построить объекты по переработке отходов», – говорит Альбина Дударева.
У главы комиссии ОП есть свое видение, откуда могут быть взяты деньги на реформу, – утилизационный сбор. По словам Дударевой, за четыре года доходы государства по этому платежу составили около 800 млрд рублей. «Эти деньги не перераспределяются в отрасль, хотя многие объекты могли быть построены за счет этих средств. Хотелось бы, чтобы обратили на это внимание и чтобы дали какую-то часть из этих денег субъектам, чтобы они строили объекты и могли закупать высокотехнологичное оборудование. Нужно извлекать вторичные ресурсы, сжигать или размещать неутильный остаток на полигонах, создавать рынок «зеленой продукции», – отметила Альбина Дударева.
Нижегородский губернатор Глеб Никитин уверен, что мусорный бизнес по определению не может быть дешевым. «Когда мы его будем строить на качественных и современных принципах, он будет более эффективным и более дорогим, так как требует инвестиций, – заявил Никитин. – Нужно исключить функционирование мутных структур, которые только прибыль извлекают, а мусор вывозят неизвестно куда».
Не только денег дадут
Глава Публичной правовой компании Денис Буцаев считает, что для создания благоприятной экономической среды в сфере обращения с отходами надо сформировать понятные всем правила игры. А с созданием экономических предпосылок в отрасль придут и серьезные игроки.
В ближайшее время первые субсидии получат инвесторы в регионах, представившие 20 лучших проектов в сфере обращения с отходами. Буцаев заявил, что ППК «обеспечит плечо» – «плюс к деньгам инвесторов и субъектов». «Это обеспечит привлекательность отрасли за счет использования бюджетных средств, которые являются более привлекательными для инвестора в отрасли со сложной окупаемостью. Наш индикатив – рубль бюджетный против двух рублей внебюджетных средств», – пояснил Денис Буцаев.
ППК «Российский экологический оператор» ратует за то, чтобы регионы получили право покупать новые мусорные контейнеры по лизингу, а дальше – передавать их регоператорам. По словам Дениса Буцаева, договоренность на этот счет уже есть с крупнейшими лизинговыми компаниями.
Спросить людей
Все мусорные проблемы на самом деле возникают от недопонимания. Министр Дмитрий Кобылкин говорит, что некоторые губернаторы провели хорошую разъяснительную работу и в их субъектах не возникло противоречий и негодования, а другие пустили вопрос на самотек, с жителями не разговаривали, как результат – недовольства и протесты.
Об этом говорила и вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева, которая считает, что о пропагандистской работе в рамках реформы все забыли. «Тариф повысился, людей заставили платить. Но люди не понимают, что изменилось. Им хочется изменений сегодня. Мы опоздали. Мы запустили реформу по живому и сегодня донастраиваем систему», – отметила Тимофеева.
Многое зависит и от самосознания жителей страны. Скажем, готовы ли они к раздельному сбору отходов. Если да, то как быстро и эффективно наладить этого процесс? Конечно, люди должны видеть, что тщательно отсортированный ими мусор не отправляется в один общий контейнер, а потом на одну общую свалку. Уже потом нужно формировать новую тарифную политику, «чтобы людям было выгодно сортировать мусор у себя дома».
Пример раздельного сбора мусора есть – семья министра Дмитрия Кобылкина. Инициаторами самостоятельно сортировать отходы выступили дети главы Минприроды. «У меня кухня не шесть, а восемь квадратов, но я провел эксперимент. Дети: «Папа, мы сухой мусор складываем в этот пакет». Под раковиной у нас биомусор – это просто культура. Раздельный сбор отходов уже через месяц будет привычным делом», – уверен Кобылкин.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
ПМЭФ-2019