На ремонт новых 40 автобусов «НефАЗ», закупленных в лизинг в 2016 году, Керчь получит 27 миллионов из дотационного республиканского бюджета. Транспорт пришел в негодность из-за халатного отношения к его эксплуатации и техническому обслуживанию сотрудников «Керчьгортранса». На закупку новых автобусов для Крыма Москва тратит миллиарды, но в итоге крымчане все равно ездят на старом или поломанном транспорте. «ФедералПресс» решил выяснить, в каком состоянии сегодня находится транспортный парк Крыма.
Разобранные автобусы и пьяные водители
Больше всего новых бюджетных автобусов за последние годы досталось Керчи и Симферополю. Осенью прошлого года стало известно о том, что в Керчи около половины новых «НефАЗов» не вышли на линию. Историей заинтересовался глава местной администрации Сергей Бороздин, а вслед за ним и правоохранители, которые провели обыски в МУП «Керчьгортранс». Выяснилось, что часть автобусов разукомплектована, а отсутствующие детали просто пропали. Кроме того, зимой вместо антифриза в автобусы заливали обычную воду, что привело к усиленной коррозии, вследствие чего больше половины машин вышли из строя. Так предприятие, имеющее финансовые трудности, пыталось сэкономить. Ущерб составил 8,3 млн рублей.
Также прокуратура выявила, что техосмотр троллейбусов не проводился, на линии выпускали поломанный транспорт, а за руль садились пьяные водители. На сотрудников «Керчьгортранса» завели уголовное дело, а замглавы администрации Керчи, курирующего транспорт, уволили.
«Разграбление автобусов в Керчи – это проблема менеджмента. Граждане, увы, при любой возможности при отсутствии должного контроля будут делать подобное. Нет грамотных управленцев, в этом беда всего Крыма», – считает экс-министр транспорта Республики Крым Анатолий Цуркин.
Сегодня 25 поломанных «НефАЗов», по словам Бородина, починили своими силами, но для полного восстановления всех машин нужно 27 млн рублей. Глава Керчи отмечает, что также городу нужны новые автобусы: из 200 машин, регулярно выходящих на маршруты, большинство – старые маловместительные «Газели».
«НефАЗов» пока на улицах не видим. Я так понимаю, что деньги на их ремонт и на закупку новых автобусов еще не выделены. Общественного транспорта в городе не хватает, на некоторых остановках порой можно простоять час, особенно проблемный маршрут – № 5, Город – Пляж. Подвижной состав в основном старый. Есть еще проблема с льготниками – частники бабушек вообще не подбирают, проезжают мимо остановок», – говорит керченский общественник Константин Ерманов.
«Мы их называем катафалки»
Симферополь в прошлом году закупил у единого поставщика 50 автобусов российского производства «ЛиАЗ» и «НефАЗ» 2018 года выпуска на сумму более 564 млн рублей. Это низкопольные автобусы большой вместимости, оснащенные газовыми двигателями и оборудованием для перевозки инвалидов-колясочников. Средства на их закупку, о которой распорядился Сергей Аксенов, выделили из федерального бюджета. Но ходят новые автобусы не во все районы.
«В Каменку не ходят низкопольные автобусы, то есть инвалидам просто нереально куда-то уехать. Маленко пообещала закупить еще такие автобусы, чтобы обеспечить все микрорайоны. На 14-м маршруте у нас ходят старые и очень душные автобусы, в которых летом невозможно жарко. Мы их называем катафалки. В вечернее время и в час пик уехать по-прежнему нереально. Люди стоят на остановке по 40 минут», – говорит общественница Екатерина Горелкина, которая живет в отдаленном районе Симферополя.
Новый транспорт столице республики пришлось оперативно закупать после того, как одновременно с несколькими частными перевозчиками были расторгнуты договоры, – им вменяли грязь в салонах, техническую неисправность машин, перевозку слишком большого числа пассажиров, прерывающего нормы вместимости.
«Удивляться некачественной работе частников не стоит. Конкурс у нас в течение 5 лет не проводился – с кем-то договор расторгли, с новым заключили, но массово эту проблему никто не решает. Из 100 автобусов, допустим, сняли три, а 97 ржавых «Эталонов» и «Богданов» до сих пор ездят», – говорит Анатолий Цуркин.
Теперь в Симферополе работают 148 муниципальных автобусов, стоящих на балансе МУП «Горавтотранс», но этого мало. В ноябре Сергей Аксенов заявлял, что город купит еще 100 больших «ЛиАЗов», потратив на это 1 млрд рублей. Чуть позже власти передумали и решили закупить до середины года еще 100 единиц пассажирского транспорта средней и малой вместимости. Такое распоряжение дала мэр Симферополя Наталья Маленко, уточнив, что больших автобусов городу хватает. Сумма не уточняется, известно лишь, что это будут новые модели автобусов. Их для столицы Крыма разрабатывает Павловский автобусный завод. Это, по словам властей, позволит обеспечить около 70 % маршрутов города муниципальным транспортом. Сегодня самые старые автобусы у «Горавтотранса», по словам его директора Дениса Майора, 2011 года выпуска – их всего 3 единицы.
«Городу по-прежнему не хватает общественного транспорта с одной стороны – даже в центре много старых автобусов, не говоря про окраины. Жена у меня охотнее ездит на новых троллейбусах – их больше и летом ездить в них легче. Но в то же время стало больше частных автомобилей. И город просто встал в пробках», – отмечает экономист Александр Басов.
Почти как при Украине
В сентябре 2016 года Владимир Путин, посещая Керчь, отдельно отметил, что парк пассажирского транспорта Крыма нуждается в модернизации.
«Отдельная тема – это обновление подвижного состава, обслуживающего пассажирские перевозки. В первую очередь это касается Крыма: здесь парк транспортных средств особенно нуждается в модернизации. Необходимо последовательно решать эту задачу», – сказал тогда Путин.
В правительстве даже разработали отдельную программу некоммерческого лизинга наземного и морского пассажирского транспорта на территориях Республики Крым и города Севастополь. Согласно данным о потребностях в пассажирской технике на полуострове, приложенным к документу, Крыму в 2014 году не хватало 610 автобусов и 166 троллейбусов, Севастополю – 41 автобуса и 111 троллейбусов.
В постановлении Совета министров Крыма от 30 января 2018 года об утверждении госпрограммы региона «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым» на 2018–2020 годы, указано, что с 2014 по 2017 год Крым приобрел в лизинг на общую сумму 2,135 млрд рублей 140 автобусов марок «НефАЗ», «ЛиАЗ» и «КАвЗ», которые разъехались по городам региона. Еще почти 2,5 млрд рублей потратили на 111 троллейбусов. Около полумиллиарда ушло на закупку 50 новых автобусов для Симферополя в 2018 году. Это все целевые деньги, выделенные из федерального бюджета.
Программу обновления пассажирского транспорта на полуострове курирует Минтранс России. Он перечисляет деньги подведомственной Государственной транспортной лизинговой компании, которая по договору с местными властями или транспортными предприятиями закупает и передает автобусы. Общая сумма, которая выделена на закупку автобусов на газу и троллейбусов,– 11,5 млрд рублей. Из них 5 млрд рублей выделены по линии ФЦП, а 6,5 миллиарда должны вернуться в виде лизинговых платежей. Но, помимо госавтопарка, существуют и частные перевозчики, которые неохотно обновляют подвижной состав.
«Пассажирский автопарк Крыма такой же в целом, как был при Украине. Только 10–15 % перевозчиков, не считая муниципальных, для которых автобусы закупили по госпрограмме, действительно обновили подвижной состав или докупили новые автобусы. Остальные только говорят о дорогих кредитах и возят людей на старом транспорте», – говорит Цуркин.
Но даже муниципальный транспорт достался далеко не всем городам полуострова. Так, юрист и общественник Александр Талипов говорит, что в Феодосии транспортный парк не обновлялся вообще.
«В большинстве южнобережных муниципалитетов ездят старые забитые маршрутки без кондиционеров. В Севастополе качество пассажирских перевозок не сопоставимо с Крымом. В каждом троллейбусе есть вай-фай, активно используются бесконтактные системы оплаты, на остановках есть точки зарядки для мобильных телефонов. Для Крыма это пока фантастика», – отмечает Талипов.
По мнению Цуркина, закупка автобусов глобальную транспортную проблему Крыма не решит – здесь нужны комплексные меры, которых пока нет.
«Система пассажирских перевозок сгнила вся. Аксенов неоднократно говорил о том, что нужно делать оптимизацию маршрутно-пассажирской сети. Каждый новый министр начинает работу с оптимизации. Я это делал, когда был министром, все это начинали, но никто до ума не довел», – говорит эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин