Федеральная служба государственной статистики (Росстат) представила данные еженедельного мониторинга производства нефтепродуктов за неделю с 3 по 9 июня 2019 года и потребительских цен на них. По данным ведомства, рост розничных цен с 3 по 9 июня 2019 года на бензин составил 0,3 %. В мае цены держались на нуле или росли на 0,1 %. Однако в некоторых СМИ стала появляться информация, что рост цен на бензин уже очень значительный. Что происходит сейчас на рынке поставок топлива, «ФедералПресс» разбирался с помощью Руслана Танкаева, генерального директора «Инфотэк-терминал».
По словам эксперта, вертикально-интегрированные нефтекомпании (ВИНК) выполняют обязательства по поставке нефтепродуктов на внутренний рынок и сдерживанию цен на автомобильное топливо. Он напомнил, что еще в начале июня подписано соглашение с правительством РФ о стабилизации цен на топливо, которое предусматривает корректировку ценников на АЗС на уровень инфляции.
«Объем поставок нефтепродуктов на рынок в июне превышает существующий спрос. Так, по данным Росстата, производство бензина автомобильного в январе-мае 2019 года возросло на 4,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составило 16,1 миллиона тонн. Производство дизтоплива также увеличилось и достигло 31,4 миллиона тонн», – говорит Танкаев.
Локальное повышение цен эксперт объясняет рядом причин.
«Значительно сократились объемы реализации суррогатного и контрафактного топлива, что привело к возникновению дефицита на независимых АЗС», – говорит он.
Танкаев говорит, что независимые АЗС приобретают топливо у посредников с помощью различных непрозрачных схем. В такой ситуации неизбежны накрутки. И, судя по всему, именно в их интересах вокруг темы роста цен на топливо искусственно нагнетается напряжение. Хотя в действительности нет проблемы обеспечения топливом внутреннего рынка, есть только проблема обеспечения маржи независимых сетей.
«Очевидно, что на Дальнем Востоке страны существует дефицит производственных мощностей НПЗ. При потребности в 3 миллиона тонн автомобильного топлива ежегодно в регионе производится только 1,5 миллиона тонн. Для покрытия дефицита топливо в ДФО доставляется транспортом из других регионов страны, что увеличивает его стоимость из-за транспортных расходов.
Избавить регион от дефицита топлива должна была Восточная нефтехимическая компания (ВНХК), но из-за увеличения налоговой нагрузки на отрасль реализация проекта строительства новых нефтеперерабатывающих мощностей была приостановлена», – напоминает он.
С точки зрения эксперта, существующая налоговая политика и ценообразование не являются прозрачными и приносят исключительно убытки на внутреннем рынке, ручное управление ценами так или иначе приведет к снижению инвестиционной активности нефтяных компаний и сокращению поступлений в бюджет. Попытки властей стабилизировать цены на АЗС привели к тому, что налогообложение нефтепереработки стало еще более запутанным и нестабильным, отрасль стала убыточной.
Отметим, что руководство практически всех крупнейших российских нефтяных компаний– и «Газпром нефть», и «Татнефть», и «ЛУКОЙЛ»– говорит о том, что ценообразование в частности и налоговая политика вообще не являются прозрачными и приносят исключительно убытки на внутреннем рынке; что работать себе в минус можно, но это так или иначе скажется как на инвестиционной активности нефтяных компаний, так и на поступлениях в бюджет.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова