В регионах России предложили создать специальные фонды по достройке проблемных жилых комплексов и домов. По мнению авторов соответствующей поправки в 214-й ФЗ, это поможет решить проблемы обманутых дольщиков, а также справиться с недобросовестными застройщиками. Президент Владимир Путин коснулся этого вопроса во время «прямой линии» и сказал, что поставленную задачу необходимо довести до логического завершения. Откуда эти фонды будут финансироваться, а также когда они начнут работать, разбирался «ФедералПресс».
Поправку в 214-й ФЗ в третьем чтении приняли в Государственной думе России 19 июня. В самое ближайшее время в регионах страны будут создаваться специальные фонды помощи обманутым дольщикам, которые начнут работать уже этой осенью. Они возьмут на себя нагрузку по завершению строительства проблемных ЖК. Финансировать фонды планируется из федерального и регионального бюджетов.
Эксперты назвали инициативу революционной. Она, по их словам, поможет решить проблемы обманутых дольщиков, чего требовал президент России Владимир Путин, а также избавить рынок от непрофессиональных и недобросовестных застройщиков.
Что за фонд и как он будет работать
Фонд – некоммерческая унитарная организация (НКО), которая может делать только одно – достраивать дома. Других функций у него нет. Однако в этом спектре у фонда есть определенные полномочия.
Одним из важных консультант программы развития ООН, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская считает возможность изымать проблемные объекты у застройщиков. Однако для этого они сначала должны получить постановление суда о банкротстве. Подобная мера может стать причиной ухода с рынка некачественных девелоперов.
«Не только уйдут непрофессионалы с рынка, но еще и будут ликвидированы последствия их деятельности. Еще очень важно, что функции застройщика перейдут к фонду», – пояснила она. Фонды будут получать деньги из федерального и региональных бюджетов. Однако тут необходим контроль, считает эксперт, чтобы не было нецелевого расходования средств, чем часто грешат застройщики. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что следить за финансовыми потоками будут банки. Никакой казначейской организации дополнительно создавать не планируется.
«Основной проблемой долевого строительства последних лет было как раз бесконтрольное использование денежных средств, которые привлекались от граждан. Повторения такой ошибки мы не можем допустить. Поскольку государством выделяются огромные деньги, мы обязаны сделать таким образом, чтобы ни одна копейка из бюджета не была потрачена зря. Поэтому меры по контролю над расходованием средств можно будет сравнить с мерами по контролю над исполнением гособоронзаказа. Такая же абсолютная прозрачность, ограничения очень жесткие по операциям, которые фонд может осуществлять», – заявил один из авторов законопроекта, депутат Государственной думы от «Единой России» Николай Николаев.
По его словам, можно быть уверенным в том, что деньги будут расходоваться по назначению. В законе прописано, что все вопросы с зарплатами, финпланами, административно-хозяйственными расходами должны будут утверждаться нормативным актом региона; кроме того, деньги на эти цели могут направляться только из регионального бюджета. Федеральные средства, поступающие на счет фондов, будут полностью уходить на достройку проблемных объектов.
В связи с этим авторы поправки также оговариваются, что фондам нельзя будет заниматься какой-либо финансовой деятельностью. Это касается предоставления займов и ссуд, покупки ценных бумаг и так далее. То есть запрещена любая деятельность, не связанная с достройкой проблемных домов.
За чей счет банкет
Существовать фонды будут за счет финансирования из государственного и региональных бюджетов. Однако они также могут привлекать средства и других участников рынка. Но пойти они могут, подчеркнул Николай Николаев, только на одну цель – достройку проблемных объектов.
В Государственной думе прошли первые чтения о внесении поправок в федеральный бюджет на 2019 год и плановый период на 2020 и 2021 годы. Один из вопросов, которые решались на заседании, – выделение денег в фонды помощи обманутым дольщикам.
В итоге парламентарии приняли поправки, которые предполагают выделение 36 млрд рублей на достройку в регионах проблемных объектов.
«Недавно были приняты наши поправки, которыми предусматривается создание в регионах НКО в форме фондов по защите прав дольщиков. Таким образом появился механизм для привлечения средств на достройку проблемных объектов. В случае принятия поправок в федеральный бюджет регионы получат значительные средства, которые могут быть направлены на наиболее крупные объекты, работы по которым были приостановлены уже несколько лет назад», – прокомментировал депутат Госдумы, руководитель рабочей группы президиума генерального совета партии по защите прав дольщиков Александр Якубовский.
Дольщики, по мнению Ирбитской, будут приветствовать, что кто-то взялся достраивать их дома. По большей части им все равно, чьи деньги пойдут на эти цели – бюджетные или внебюджетные.
«Безусловно, есть вопрос, почему деньги налогоплательщиков должны идти на ликвидацию последствий деятельности некачественных застройщиков. Но за 30 лет мы накопили такой вот плохой багаж, и ничего с этим багажом мы сделать не можем, кроме как ликвидировать. Это все-таки включает, на мой взгляд, некоторую осознанность граждан, чтобы не быть равнодушными к тому, что происходит, чтобы не попадать в такие ситуации народу в целом», – сказала эксперт.
Однако фонд может также получать и внебюджетные средства и на них впоследствии достраивать проблемные объекты. Следующим шагом для него, по мнению эксперта, может стать возможность привлечения негосударственных денег. Но для этого достраиваемые объекты должны иметь определенную привлекательность.
«Это сложный уровень управления. Но я уверена, что при качественной финансово-управленческой модели с привлечением внебюджетных средств регионы могут выйти на довольно высокий процент самостоятельности ликвидации деятельности некачественных застройщиков. Нужно вшить в этот закон и в деятельность фонда качественную аналитику проектов, оценку их инвестиционной привлекательности или инвестиционного потенциала. Тогда появится возможность зарабатывания денег на процессах фонда. Но тут нужен хороший контроль, чтобы фонд не превратился в девелоперскую организацию под прикрытием», – заметила Ирбитская.
Какие дома будут достраивать первыми и в какой срок
Николаев обозначил, что после принятия закона губернатор региона должен сформировать реестр проблемных объектов. Основной критерий попадания в него – просрочка по сдаче в эксплуатацию. Однако автор поправки не назвал никаких сроков. Только после утверждения реестра регион создает фонд, куда будут перечисляться деньги из регионального и федерального бюджетов.
«После того как фонд займется достройкой проблемного объекта, он должен будет передать дольщикам уже законченный объект в течение трех лет. Мы сделали прямыми эти нормы закона, поэтому каких-либо разночтений быть не должно. Усилия сейчас направятся на то, чтобы достроить все проблемные объекты в стране», – пояснил Николаев.
Авторы инициативы уточнили, что сразу все дома достроить не получится, поскольку процедура эта дорогостоящая и таких средств нет. Определять очередность выделения денег регионам будет правительство России. Однако критерии пока не созданы.
Перспективы фондов
Ирбитская увидела в создаваемых НКО еще один перспективный элемент. Они могут стать фундаментом, на котором вырастут фонды городского развития. Частично они существуют в некоторых регионах страны. Однако поправка, одобренная в Госдуме, будет способствовать созданию качественной системы управления городским строительством и жилищным фондом, существующей за рубежом.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин