В муниципальных образованиях Ульяновской области планируется восстановить службы главных архитекторов и градостроительные советы. Такую задачу поставил губернатор Сергей Морозов перед министерством строительства и архитектуры региона. Глава уверен, что данная мера поможет повысить индекс качества городской среды и сформировать единый стандарт содержания территорий. Планируется, что изменения позволят не просто реализовать идею об «умных» домах, а построить «умный» город, имеющий современную цифровую платформу обеспечения жизнедеятельности. Имеют ли данные планы право на жизнь, не является ли главной целью преобразований отвод глаз от насущных проблем? В этих и ряде других вопросов «ФедералПресс» разобрался совместно с экспертами.
Со слов главы региона Сергея Морозова, сегодня в Ульяновской области необходимо «перезагрузить» градостроительную политику. Как пояснила заместитель председателя правительства – министр строительства и архитектуры области Алсу Садретдинова, так называемая «перезагрузка» выполняется с целью качественной реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». Первым шагом в этом направлении должно стать возрождение органов архитектуры в областном центре, они должны отвечать современным требованиям работы. Планируется, что в муниципальных градсоветах будут участвовать архитекторы, историки, краеведы, экологи и представители общественности.
Поясним, что сейчас на территории Ульяновской области действует единый градостроительный совет региона. Структура была создана в 2010 году. Согласно постановлению, единый градсовет создавался «в целях реализации единой градостроительной и архитектурной политики, повышения качества проектов, реализуемых на территории Ульяновской области». Он является коллегиальным совещательным органом при губернаторе. Осенью 2017 года совет, по заявлению Морозова, напротив, планировалось превратить в единую региональную площадку.
Фото:доцент Ульяновского государственного университета Сергей Петров
По мнению доцента Ульяновского государственного университета Сергея Петрова, может получиться так, что вновь созданные советы превратятся в «хорошую форму проталкивания конкретных проектов конкретных архитекторов». «У нас архитекторы все частники, частные бюро. Видимо, произошло столкновение интересов, и все эти советы отменили. Но если мы будем жить по принципу «деньги решают все», тогда какие советы ни создавай, ничего не получится», – добавляет эксперт. Также доцента госуниверситета беспокоит ситуация, в которой решающие голоса будут принадлежать небольшому кругу архитекторов частников. «Они будут навязывать нам свои проекты. Историческое наследие они не любят. Я не знаю таких здесь людей, которые боролись бы за реставрацию каких-то памятников», – добавляет Петров.
Другой эксперт «ФедералПресс», бывший главный архитектор Ульяновска Михаил Мишин, уверен, что на данный момент «органам архитектуры законодательно права руководить архитектурой, как бы это ни было парадоксально, не дано». «Органы архитектуры лишь контролируют процедуру. Это очень печально. На самом деле регионы, которые осмысленно подходят к этим вопросам, а не разделяют процедуры подготовки градостроительной документации и непосредственно архитектурную работу. То есть тут должно быть две структуры – служба главного архитектора, которая следит за архитектурой как таковой, и орган какой-то муниципальный, который как раз готовит разрешительную документацию в области градостроительства», – говорит Мишин.
Бывший главный архитектор города считает, что власти не смогут создать орган, призванный следить за архитектурным обликом Ульяновска.«Процедуры, связанные с архитектурным обликом, – это, в первую очередь, создание профессионального сообщества, в которое входят не только архитекторы, но и специалисты в других смежных областях: социологи, экологи, урбанисты и специалисты по генеральному плану. То есть все, кто решает проблемы города», – отмечает он. Мишин уверен, что сейчас первоочередной задачей перед руководством города и области является создание подобного консолидированного органа.
Фото:бывший главный архитектор Ульяновска Михаил Мишин
«Сейчас формально это называется градсоветом. И даже сейчас в Ульяновске тот градсовет, который планируется создать, это, в общем, создают чиновничьи органы. И это дискредитирует всю задумку. Он (консолидированный орган. – Прим. ред.) не будут создан, потому что ход подготовки говорит о том, что создается очередная бюрократическая структура, в которой профессионалов нет ни на этапе подготовки и решения, ни после того, как это будет создано», – заключает эксперт.
В пресс-службе администрации Ульяновска «ФедералПресс» пояснили, что органы архитектуры и градостроительства в настоящий момент не отвечают требованиям времени и требуют преобразования. Сейчас данное направление обеспечивает управление архитектуры и градостроительства. Со слов представителей администрации, преобразование позволит наладить взаимодействие с институтами гражданского общества и экспертами, а также повысить качество проектов, реализуемых на территории Ульяновска.
Источник подчеркнул, что планируется создание принципиально новой эффективной модели управления архитектуры и градостроительства с введением службы главного архитектора как модератора всего архитектурно-градостроительного развития города и градостроительного совета Ульяновска.
По мнению чиновников, «изменения смогут снизить административные барьеры, сократить сроки предоставления муниципальных услуг и повысить качество предоставляемых услуг». Это, по самым высоким оценкам, должно повлечь за собой «повышение качества архитектурно-градостроительных решений, открытость и достоверность сведений для граждан, с возможностью высказывания своего мнения, продвижения современных, передовых архитектурно-градостроительных решений, даст возможность внедрять новые архитектурно-дизайнерские решения в масштабах городского округа, улучшить архитектурный облик города и повысить его инвестиционную привлекательность».
По словам Петрова, на данный момент городским архитекторам хочется быстрее «заполучить дорогостоящие земельные участки и построить там все что угодно». «Мы видим несчастье буквально для населения – это торговый центр «Пушкаревское кольцо», который превратили в очень опасное место. Там постоянно происходят ДТП. И жилищный комплекс «Пионер-парк» на оползне. Здание, которое задавило и областную детскую библиотеку, и дом пионеров и создало на оползне очень большие проблемы. То есть если в органы придут что-то решать те самые люди, которые здесь много всего напортили, объединившись в эти советы», – добавляет эксперт.
Петров уверен, что главная проблема Ульяновска сейчас в том, что в городе по-прежнему осуществляется точечная уплотняющая застройка в исторической части: «Идет создание архитектурных гетто, когда люди живут без свежего воздуха, без солнца, с видом на соседнюю стенку».
По мнению эксперта, если новые органы в области градостроительства и архитектуры будут созданы, то их необходимо наделить четкими функциями и строго следить за их исполнением. «Тут нужны обязательства. Не просто собрали архитекторов, а там кто приложится, а буквально в приказном порядке записать – кто туда входит. Если не будет представителей общественности – историков, краеведов, патриотов городов и сел, то ничего хорошего не будет. Сейчас топор занесен над яблоневым садом и первой гимназией. Мы опять вступаем в борьбу», – заключает доцент УлГУ.
Отметим, что «ФедералПресс» также обратился за комментарием в орган, решающий вопросы архитектуры и градостроительства на уровне региона, – департамент строительства и архитектуры Ульяновской области. Ответ на момент публикации текста изданию получить не удалось.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, фото из личного архива Сергея Петрова, фото из личного архива Михаила Мишина
Национальные проекты