На уходящей неделе Владимир Путин раздавал поручения по «Прямой линии», Дмитрий Медведев писал наказы для представителей правящей партии, а российские парламентарии беседовали с западными коллегами о мировых проблемах. В чем смысл этих событий? Как они повлияют на российскую политическую систему и нашу жизнь? Эти и многие другие вопросы «ФедералПресс» обсудил с ведущими политологами России.
Поручения президента достались министрам
2 июля президент России Владимир Путин утвердил список поручений по итогам «Прямой линии». Поработать предстоит почти всем ведомствам и министерствам. Например, генпрокуратура и правительство должны принять меры для устранения нарушений при выплате зарплат бюджетникам. Минздраву до 1 октября предстоит определить случаи, когда врачи могут увеличивать дозы обезболивающих для пациентов при хронических болях. МЧС поручено с 1 августа довести зарплаты сотрудников пожарной охраны до 24 тысяч рублей. По мнению экспертов, смысл подобных поручений президента – далеко не пиар, а серьезная управленческая процедура.
Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:
«На мой взгляд, самый большой смысл – это факт этих поручений. Почему это так важно? Потому что исполнитель должен знать (в данном случае я говорю о региональном уровне власти), что диалог на Прямой линии – это не просто диалог. Поручения – это же не только указание сделать что-либо. Президент это уже устно сказал на самой «Прямой линии». Поручения – это еще и система контроля.
Факт выполнения каждого поручения контролируется. Есть огромная бюрократия, которая работает для ответа на вопрос: выполнено или не выполнено. Это просто меняет восприятие «Прямой линии». Люди должны понимать, что подобные «Линии» – это не пиар-акция, в рамках которой помогают кому-то одному (как той же семье с Украины, которая получила паспорт в Татарстане), это реальная управленческая процедура, в результате которой формулируются задачи. Если это понимание есть, то очень много поручений в следующий раз давать не придется».
Комментирует политтехнолог Марат Баширов:
«Я обратил внимание, что поручений не так много, по сравнению с количеством обращений, которые в конечном итоге поступили.
Я также обратил внимание, что там только одно поручение [досталось] губернатору – врио главы Оренбургской области Денису Паслеру, а остальные обращения граждан, видимо, будут отсортированы, сведены в реестр и разосланы. Будет интересно посмотреть через какое-то время, как с ними работали те, кому их переадресовали, потому что там наверняка большой региональный пласт.
Третье, на что я обратил бы внимание, – президент предельно конкретизировал свои поручения. Они не носят характера, допустим, «проработать», «посмотреть», «доложить». Есть вполне конкретные указания по многим вопросам, а значит, есть конкретные решения, и Владимир Путин просит всего лишь юридически их оформить, изыскать ресурсы – фактически заложить их в бюджет».
«Единая Россия» вступает в эпоху перемен?
На этой неделе в газете «Известия» появилась статья Дмитрия Медведева, в которой он рассказывает о грядущих переменах в партии власти и намечает пути, по которым нужно следовать «Единой России». Премьер-министр начинает с общих рассуждений на тему того, нужны ли партии в современной России, и кто несет ответственность в «цифровой демократии». Он открыто признает: в сентябре 2018 года рейтинг доверия «Единой России» упал, и с этим, безусловно, нужно что-то делать. Приоритет партии сейчас, по мнению Медведева, – нацпроекты, которые должны улучшить жизнь людей, но необходимо еще и бороться с «чванством и хамством» в рядах организации. Этакое «письмо однопартийцам» было опубликовано в преддверии политической конференции «Единой России», которая прошлая в пятницу. В чем главный смысл текста председателя правительства и крупнейшей партии страны? Как его воспримут те, кому оно адресовано? И о чем говорили на конференции «Единой России»?
Комментирует политолог Дмитрий Орлов:
«Главный смысл статьи Медведева – это снятие барьеров коммуникации граждан и партии. Медведев, на мой взгляд, просматривает наличие содержательных, организационных барьеров. Упростить общение, упростить принятие решений партии в интересах людей – вот, мне кажется, главное содержание этой статьи. А деталей – их много.
Сегодня мы обсуждали вопрос о том, каким образом политические лидеры должны соответствовать требованиям времени, как усилить эффективность коммуникации в работе с людьми. Понятно, что нужно быть адекватным, понятно, что не надо лгать, нужно быть ответственным в продвижении тех инициатив и реальных проектов, которые осуществляет партия. Понятно также, что нужно оказывать людям помощь, не должно быть лжи, ханжества, грубости. Разбирались конкретные вопросы, кейсы. Шла жестка, напряженная, плодотворная дискуссия, итогом которой, думаю, станут конкретные рекомендации по тому, как усилить эффективность политического лидерства, роль «Единой России», ее политических представителей в российской политической системе, в системе коммуникаций, в общении с избирателями.
Я не считаю, что «Единая Россия» находится в зоне комфорта, возможно, есть люди, которым из зоны комфорта нужно выходить, но вообще партия существует в достаточно напряженных условиях. С точки зрения текущих вызовов, с точки зрения того, что нужно бороться за общественную поддержку и рейтинг, нужно осуществлять конкретные партийные проекты и гарантировать их, не думаю, что это сверхкомфортная среда. Прежде всего, важно, чтобы не было зоны отчуждения в обсуждении судьбы, чтобы не было передаточных звеньев в общении, в ответах на вопросы людей. Люди не ждут жестких советов, учения со стороны партийных лидеров. Они рассчитывают на качественную политику и эффективную помощь».
Комментирует политический консультант Виктор Потуремский:
«Партийную дисциплину никто не отменял. В этом смысле это определенный вызов. Изменения, озвученные Дмитрием Анатольевичем, могут восприниматься на местах как достаточно кардинальные и радикальные.
На мой взгляд, все происходящее – это продолжение курса, который был озвучен еще на съезде «Единой России» в декабре. Партия ищет себя, ищет идеологию, ищет новые способы коммуникации с населением. То, что обсуждалось сегодня, – введение KPI, – то понятно, какие есть издержки, связанные с этим. Прежде всего, издержки, связанные с тем, что это немного технократический подход при работе с людьми. Он создает угрозу, что KPI’ем единым все может и ограничиться. Это, конечно, некая опасность, но в целом, я думаю, что попытки перезагрузки, попытки переосмысления идеологии и подходов, способов работы с населением и роли партии вообще, вызывают уважение и интерес».
Строим многополярный мир
В первой половине неделе в столице прошел Второй международный форум «Развитие парламентаризма». В Москву приехали делегаты из 140 стран мира. Они обсуждали проблемы, связанные с цифровым будущим, экологической повесткой, межпарламентским сотрудничеством, санкциями против народных избранников. На мероприятии выступали председатель Совфеда Валентина Матвиенко, спикер Государственной думы Вячеслав Володин, а в последний день форума, в финальной его части, выступил Владимир Путин. Какую роль парламентарии играют в разных странах мира? И в чем была основная суть многостороннего диалога в Москве?
Комментирует политолог Сергей Марков:
«Мне представляется, что во всем мире происходит некоторое расползание парламентаризма. Связано это с несколькими обстоятельствами. Первое – законы в реальности уже нигде почти не готовят парламентарии, их готовит исполнительная власть.
Во-вторых, парламентарии как лидеры общественного мнения во всем мире уступают роль экспертам и отчасти средствам массовой информации, условно говоря, политическим ток-шоу. В результате этого роль парламентаризма понемногу снижается, но в некоторых критических моментах парламентаризм оказывается способным обеспечить решение очень важных задач, в частности, по преодолению кризиса. Характерно, что парламентарии в Европе первыми объявили наиболее жесткие санкции в отношении России, и парламентарии первыми сняли санкции с России. То есть парламентарии оказались идущими впереди. Они менее ответственные и их легче пустить вперед.
Форум по парламентаризму – тоже хороший пример. В чем смысл этого события? Он заключается в том, что Россия собрала представителей очень-очень многих разных стран, прежде всего, не из Евроатлантической команды, и сказала им: «Послушайте, свет не сошелся клином на Америке и Евросоюзе. Мы и сами без них можем обсуждать ключевые проблемы современности и вести диалог друг с другом. Более того, США и Евросоюз все время пытаются командовать в колониальном стиле, а мы вами командовать не будем. Мы – часть вас, и давайте все вместе будем говорить друг с другом уважительно, слушая друг друга и имея реальный диалог».
Таким образом, можно сказать, что российские парламентарии выступают в качестве пионеров в создании нового многополярного мира. В чем проблема? Есть однополярный мир – господство США, их сателлитов и союзников. Понятно, что он не вполне реализуем, он уходит. Но все боятся, что, когда он уйдет, наступит хаос, поэтому все говорят: «Хаос хуже, чем один начальник, даже плохой. Давайте сдадим назад, пускай будет однополярный мир». Многополярный мир – это то, что должно быть построено. Попыток построить очень мало, форум в Москве – это одна из попыток.
Характерно в этом смысле выступление Владимира Путина. Он говорит об этом же, что есть люди, страны, называющиеся ведущими, но они же отказываются вести с нами диалог, даже доказывать, что у нас неправильная точка зрения. Они просто говорят: «Ваша точка зрения не имеет права быть высказанной». Такое утверждение имеет отношение не только к России, но ко всем тем странам, представители которые приехали на форум. Создать площадку, где есть право быть услышанным, – это одна из задач форума по парламентаризму.
Таким образом, я бы сказал, что чуть-чуть меняется функция парламентаризма. Если раньше это были ответственные представители своих народов, то сейчас это немножко безответственные представители народов, которые могут позволить себе пойти вперед».
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»