Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

«Никто денег не даст». Пумпянский лишил Екатеринбург второй ветки метро?

Проект кластера Универсиады
Проект кластера Универсиады

Визит президента Владимира Путина в Екатеринбург поставил точку в выборе площадки для проведения Универсиады-2023. В этом качестве главе государства был представлен будущий микрорайон Новокольцовский, который собирается строить группа «Синара» олигарха Дмитрия Пумпянского. Такой выбор фактически поставил крест на планах построить к Универсиаде вторую ветку метро, к которой Новокольцовский не имеет никакого отношения. О том, как самый долгожданный инфраструктурный проект уральской столицы вновь отложили и почему он может не появиться никогда, – в материале «ФедералПресс».

Битва гигантов

Для проведения Универсиады рассматривались две основные площадки: ВИЗ-Правобережный, который продвигала группа ЛСР, и Новокольцовский, предложенный «Синарой». Их соперничество насчитывает почти десяток лет: оно началось еще со времен заявки Екатеринбурга на проведение всемирной выставки «Экспо-2020». Тогда власти предпочли проект ЛСР, аналогичное решение было принято и во время борьбы за «Экспо-2025». В обоих случаях одним из аргументов стала возможность получить федеральные деньги на строительство второй ветки метро, запланированной еще в советское время. Она должна пройти через центр города и соединить ВИЗ с микрорайоном ЖБИ. Как известно, обе заявки на «Экспо» оказались неудачными.

Новокольцовский между тем тоже не оставался без внимания властей: там были построены комплекс «Екатеринбург-Экспо» и конгресс-холл, «Синара» рассчитывала и на бюджетные инвестиции в строительство гигантского зоопарка.

Казалось, что в борьбе за Универсиаду ЛСР вновь одержит верх: городская администрация утвердила проект планировки и межевания территории ВИЗа-Правобережного. Он включал в себя «большую площадку для проведения международных мероприятий», а также две станции метро – «Янтарную» и «Верх-Исетскую». Кроме того, городские власти выделили 250 миллионов на проектирование второй ветки.

Тем не менее в итоге Владимиру Путину показали проект «Синары», который таким образом получил благословение федеральных властей. Ядром комплекса станут уже построенные за бюджетный счет «Екатеринбург-Экспо» и конгресс-холл, вокруг предстоит построить дворец водных видов спорта, общежития для участников и другие объекты. В дальнейшем часть из них передадут УрФУ, наблюдательный совет которого возглавляет владелец «Синары» Пумпянский.

«Со второй веткой уже все ясно»

Мэр Александр Высокинский считает, что строительство второй ветки с ВИЗа на ЖБИ все еще возможно. На «Иннопроме» он заявил, что ее проектирование за бюджетный счет будет продолжено. В Новокольцовский же возможно строительство скоростного трамвая.

В то же время эксперты подозревают, что Высокинский сохраняет «хорошую мину при плохой игре». «По-моему, со второй веткой метро все уже ясно: в ближайшее время ее не будет. Деньги, которые могли быть отданы Екатеринбургу в том числе на строительство метро, безусловно, уйдут на Универсиаду. С этой идеей надо распрощаться на долгие годы», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» политолог Сергей Мошкин.

По его мнению, проектировать вторую ветку сейчас не имеет смысла. «Зачем вкладываться в то, что ближайшее время не будет реализовано, мне не очень понятно. Потом потребуется новая переработка проекта, потому что за несколько лет город меняется, меняется инфраструктура, в том числе подземная», – объясняет он.

Мошкин опасается, что новый проект постигнет судьба старых наработок, которые готовились, но сейчас уже устарели.

Удивлен решением продолжать проектирование и урбанист Владимир Злоказов. «Учитывая, что Универсиада перенесена в Новокольцовский, никаких оснований для выделения федеральных денег на строительство метро на ВИЗ в ближайшее время не предвидится», – категорически заявил он в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».

Теоретически у города еще есть шансы побороться за бюджетный пирог в рамках подготовки к своему трехсотлетию, но они гораздо меньше, чем если бы для Универсиады выбрали другую площадку. «Если сам по себе факт развития ВИЗа как территории Универсиады становится неактуальным, то откуда взять деньги? Если мы говорим про юбилей города, то федеральный бюджет может в нем участвовать, но это все равно не Универсиада, не событие мирового масштаба», – скептичен владелец Аleka Group Александр Матофаев.

Три возможных компромисса

Некоторые екатеринбуржцы надеются, что даже с новой площадкой Универсиады проект второй ветки удастся реализовать хотя бы в компромиссном варианте. Так, председатель городской общественной палаты Александр Косинцев предлагает построить восточную часть ветки – от центра до ЖБИ – и соединить ее со скоростным трамваем. «Можно даже не от объектов инфраструктуры, а от Кольцово планировать скоростной трамвай до Каменных палаток, а оттуда с конечной станции метро уже поехали по всему городу», – изложил он свою идею корреспонденту «ФедералПресс».

Впрочем, проект Косинцева вряд ли будет реализован. «Просто нерационально делать такой крюк, нет никакой транспортной логики в том, чтобы скоростной трамвай шел из Кольцово на ЖБИ. Кольцово – объект городского значения, Универсиада – событие национального масштаба, так что трамвай должен связывать их с центром или с железнодорожным вокзалом», – уверен Владимир Злоказов.

Другой вариант предлагает бывший главный архитектор и председатель градсовета Екатеринбурга Михаил Вяткин. По его мнению, в Новокольцовском стоит оставить лишь жилую инфраструктуру Универсиады, а спортивные объекты, включая Дворец водных видов спорта, перенести на площадку ЛСР. Это будет гораздо удобнее для горожан с точки зрения их доступности после Универсиады, отмечает он. «Если там будут спортивные объекты, можно строить и ветку», – говорит Вяткин.

Тем не менее областные власти не склонны поддержать предложение зодчего: представляя проект «Синары» президенту, губернатор Евгений Куйвашев подчеркнул, что дворец будет построен в Новокольцовском.

В соцсетях между тем обсуждают возможность продления первой ветки метро на Уктус, в Кольцово или Новокольцовский. «Туда строить метро не будут точно», – разочаровал корреспондента «ФедералПресс» сенатор Аркадий Чернецкий.

Как объяснил Владимир Злоказов, станция метро «Ботаническая» построена таким образом, что продлевать пути дальше на юг проблематично из-за реки и объездной дороги. К тому же один перегон обходится дешевле при строительстве целой ветки, чем при достройке старой на одну станцию, добавил урбанист.

Вторая жизнь второй ветки?

Сам Чернецкий предлагает более радикальный вариант: он считает, что вторую ветку нужно строить с Каменных палаток не на ВИЗ, а на Юго-Запад и в Академический. «Я считаю, что нужно пересмотреть очередность строительства метро и в первую очередь ориентироваться не на западную часть города, а на юго-западную, потому что там продолжается большое строительство, там будет формироваться серьезный пассажиропоток. И с точки зрения экономической эффективности, и с точки зрения удовлетворения потребности большего количества горожан надо строить с востока на юго-запад», – объяснил он.

Для юго-западных районов метро лучше наземного транспорта и будет более востребованным, чем на ВИЗе и ЖБИ, согласен урбанист Злоказов. Академический находится дальше от центра, а улицы Юго-Запада идут в диагональном направлении по отношению к основной сетке, что затрудняет трафик, указывает он.

Основной проблемой здесь вновь становится поиск федеральных средств. «Хорошее предложение, но на него никто денег не даст. Под какие мероприятия федералы дадут деньги? Под Универсиаду еще можно было выбивать», – сетует Михаил Вяткин.

«Я думаю, что возможностей для лоббирования нет», – солидарен Сергей Мошкин.

Александр Матофаев считает, что в идеале ветки нужно строить и на ВИЗ, и в Академический, причем основания для этого прямо противоположны. «На перспективной территории ВИЗа сейчас пустыри, бараки, глухомань, лесная чаща и ничего более. Но если там появляется станция метро, там мгновенно появляется жизнь», – говорит он. Напротив, в Академическом и соседних микрорайонах уже сейчас проживает огромное количество людей, так что здесь метро будет востребовано. «И на Юго-Запад целесообразно строить, и на ВИЗ», – заключает аналитик.

В мэрии Екатеринбурга пока не могут сказать ничего определенного относительно проекта, на который выделено 250 миллионов. «Нужно понимать, в какую сторону это проектирование вести. Я думаю, что какое-то решение будет принято на рабочей группе», – сообщила корреспонденту «ФедералПресс» вице-мэр Екатерина Куземка.

Фото: департамент информполитики Свердловской области

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.