Главный символ Крыма – «Ласточкино гнездо» – требует реконструкции, но ее не могут начать уже два года. На это требуется 80 млн рублей. Еще один памятник архитектуры – дворец графини Паниной, в котором гостили Лев Толстой, Федор Шаляпин и Антон Чехов, – находится в запущенном состоянии. На веранде выбиты стекла и разломаны двери, потолок может рухнуть, а стены разрисованы неизвестными вандалами. В каком состоянии находятся дворцы и усадьбы в Крыму, разбирался «ФедералПресс».
Статус госсобственности не спасает
На данный момент в Крыму 218 объектов федерального значения, 1809 регионального значения, 2567 выявленных объектов, из которых почти 90 % – это объекты археологического культурного наследия. Многие из них находятся в запустении и постепенно разрушаются. Умирают не только бесхозные старинные особняки, но и те, которые находятся на балансе региона или муниципалитетов, несмотря на охранные обязательства.
Один из самых старых замков Крыма – дворец графини Паниной в Гаспре – построен архитектором Алупкинского дворца Вильямом Гунтом по заказу князя Голицына в стиле средневекового замка в 1831–1836 годах. Перед ним были сооружены фонтаны и высажены экзотические растения. В свое время здесь гостили Антон Чехов, Федор Шаляпин, Лев Толстой, Максим Горький, Иван Бунин и Василий Жуковский. Здесь же Толстой написал знаменитую повесть «Хаджи-Мурат».
Теперь дворец разрушается. Первыми на проблему обратили внимание местные жители, разместившие шокирующие фото здания в соцсетях. Памятник входит в реестр объектов культурного наследия федерального значения и расположен на территории санатория «Ясная поляна», который является филиалом сочинского санатория «Победа» Федеральной таможенной службы. Однако за состоянием дворца никто не следит – нет ни забора, ни сигнализации, ни охраны. Двери разломаны, стекла выбиты, стены исписаны граффити, оранжерея и балкон находятся в аварийном состоянии, разрушаются стены и потолок.
Не в самом лучшем состоянии долгое время находился и символ Крыма – замок-дворец «Ласточкино гнездо», построенный в 1912 году по заказу барона Штейнгеля. В 2017 году его признали аварийным и в срочном порядке закрыли на реконструкцию – балкон, нависающий над морем, представлял собой опасность и мог обрушиться, трещины в плите-фундаменте пошли еще в 2013 году. Необходимо было и укрепить скалу, на которой столетие стоит замок. На проведение работ в рамках ФЦП было выделено более 132 млн рублей. Но и здесь что-то пошло не так – летом 2017 года был выполнен только первый этап работ, позволяющий остановить разрушение памятника. Проект реконструкции долгое время не мог получить одобрение Главгосэкспертизы. В 2018 году Сергей Аксенов заверил, что начать масштабную реставрацию и ремонт здания должны в течение года.
«Проектные работы все выполнены, и в этом году пройдут торги, в том числе непосредственно по ремонтным работам. В этом году планируется освоить около 100 миллионов рублей», – заявил Аксенов.
Однако тендер на «выполнение комплекса ремонтно-восстановительных работ и комплекса реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения» правительство Крыма объявило только в июле 2019 года. Стоимость работ оценили в 79,4 млн рублей. В числе прочего подрядчик должен будет провести первоочередные противоаварийные работы и воссоздать ранее утраченные элементы замка, в частности предполагается восстановить зубцы и шпили на башнях. Исторический облик сохранят полностью.
В апреле Сакская межрайонная прокуратура обнаружила, что в селе Чеботарка разрушается еще один памятник строительства и архитектуры – усадьба Шлее. Здание площадью 378 кв. м, построенное в конце XIX века и выполненное в стиле необарокко, принадлежало видному политическому и общественному деятелю и землевладельцу Фердинанду Шлее. Дом пришел в негодность, так как администрация Ореховского сельского поселения не выполняла обязательства по его охране – там выбиты окна и двери, стены полуразрушены, крыша местами прогнила, местами ее и вовсе нет. Теперь на его восстановление необходимо потратить свыше 600 тыс. рублей.
В таком же состоянии, по словам заместителя председателя Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым Вячеслава Зарубина, находится и бесхозное имение графини Монжене в Симферопольском районе. «У памятника нет хозяина, он ветшает», – заявил Зарубин. Стоит отметить, что тревогу у парламентариев дом графини Монжене и усадьба Шлее вызывают еще с 2017 года, когда их предлагали включить в перечень значимых исторических объектов, не имеющих владельца, и отдать под инвестпроекты.
Усадьба Арендтов – Ребец в Симферополе, где жил основоположник отечественного планеризма и знаменитый врач Николай Арендт, была построена в 1858 году. Здание долгое время принадлежало фонду «Крым», аффилированному с запрещенным в РФ крымско-татарским меджлисом. С собственниками фонда, по словам Вячеслава Зарубина, «было множество серьезных проблем». В 2014 году в некоторых элементах главного здания усадьбы появились трещины, к 2015 году комплекс строений был признан аварийным и требовал неотложных ремонтно-реставрационных работ. Территория вокруг здания была завалена мусором – местные свозили туда бытовые отходы. Сегодня в главном здании нет окон, дверей и крыши.
«Сейчас усадьбу Арендтов Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебном порядке уже вернуло в госсобственность. Идет завершение юридической процедуры. С волонтерами уже убрали мусор на территории. Теперь главное – найти нового пользователя, как и для имения графини Монжене и для усадьбы Шлее», – сообщил председатель Государственного комитета по охране культурного наследия РК Сергей Ефимов.
В аварийном состоянии находится и еще одно историческое имение, стоящее на балансе ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым». Разрушение дачи «Альпийская роза», построенной на набережной Евпатории в 1910 году и имеющей статус объекта культурного наследия регионального значения, заметили местные жители. Они забили тревогу, разместив несколько постов в соцсетях. В украинские годы на территории дачи располагалось подразделение ЗАО «Укрпрофздравница», которое не было обеспокоено реставрацией здания. Сегодня охраной памятника никто не занимается, хотя он давно передан в минимущества Крыма. Здание существенно пострадало от вандалов – секции деревянной веранды выломаны, стекла выбиты, цокольный этаж завален мусором, а резные декоративные элементы отваливаются. Теперь дачу, которая требуетзначительных инвестиций, планируют продать с аукциона ввиду «высокого уровня износа».
Не представляет ценности
Ряд исторических строений находятся в частных руках и не имеют статуса памятника истории и архитектуры. Пока такие странные особняки, дворцы, усадьбы и дачи не внесены в соответствующий реестр и не имеют охранного статуса, их владельцы имеют право перестраивать здания как угодно или даже снести все, вплоть до фундамента.
Например, дворец генерала русской армии шведского происхождения Николая Комстадиуса «Мурад-Авур» на Южном берегу Крыма, выставленный на продажу в этом году за 1,1 млрд рублей. Он был построен в 1908–1911 годах знаменитым архитектором высочайшего двора Николаем Красновым, который в эти же годы возводил белый Ливадийский дворец для императора Николая II. В советское время здесь, как и в большинстве крымских особняков, работал санаторий («Марат»). Недавно отреставрированный дворец, выставленный на продажу на нескольких ресурсах по покупке и аренде недвижимости, как выяснилось, исторической ценности не представляет – в Государственном комитете по охране культурного наследия Крыма заявили, что объектом культурного наследия дворец не является.
Аналогичная судьба – и у ялтинского 3-этажного особняка княгини Екатерины Плещеевой, спроектированного известным архитектором Николаем Красновым, который также проектировал дворцы «Дюльбер» и Ливадийский. Особняк также находится в частных руках и не является памятником архитектуры. Однако Сергей Ефимов сообщил, что власти могут включить его в реестр объектов культурного наследия, если на это будут достаточные основания. Дом площадью 580 кв. м с прилегающим участком в 30 соток и построенный в стиле итальянского Ренессанса в конце XIX века продавали на сайте «Авито» за 60 млн рублей. В отличие от «Мурад-Авура», особняк находится в не самом лучшем состоянии.
«Заявление на внесение в перечень выявленных объектов ни по дворцу «Мурад-Авур», ни по особняку княгини Плещеевой к нам ни от кого не поступало. Поступит – будем рассматривать, есть ли там признаки объекта культурного наследия и достаточно ли их. Выявление объектов культурного наследия идет с 1970-х годов, и эта работа до сих пор не завершена», – прокомментировал «ФедералПресс» Сергей Ефимов.
Имение Романовых? Да забирайте!
В 2014 году в Крыму многие дворцы, усадьбы и дворянские дачи, входящие в состав приватизированных бизнес-структурами олигархов или государственных здравниц Украины, были национализированы и переданы ГУП РК «Солнечная Таврика». За пять лет у ГУП из 109 объектов осталось только 11 бюджетных санаториев и хостелов, а все крупные и ценные объекты были либо переданы в управление российским министерствам и госкорпорациям, либо распроданы по заниженной цене. Такое решение власти поясняют нерентабельностью здравниц, их плачевным состоянием и дороговизной содержания.
«Владимир Андреевич Константинов считает, что надо продать вообще все, вплоть до того, что самые убитые объекты надо отдать за один рубль. И чем быстрее частники этим займутся, тем лучше!» – передал слова главы крымского парламента в сентябре 2015 года глава комитета Госсовета РК по санаторно-курортному комплексу Алексей Черняк. «Надо избавиться от всего, что нас тащит ко дну», – добавил Черняк, имея в виду неприбыльные пансионаты.
Как выяснилось позже, «на дно» правительство и парламент Крыма тащили Ливадийский дворец, усадьба Водарской, санатории «Мисхор» и «Ай-Петри», пансионат «Массандра» и дворец князя Петра Романова «Дюльбер». К аварийным они, в отличие от усадьбы Шлее или дворца Паниной, не относились. Усадьбу Водарской в Ялте продали в 2017 году бизнесмену Алексею Коновалову за 108,6 млн рублей. Квадратный метр старинной виллы обошелся покупателю в смешные 37,3 тыс. рублей за кв. м при средней цене «квадрата» по Ялте в 123 тыс. рублей. Дворцово-парковый ансамбль Ливадии, где жили императоры Александр III и Николай II и проводилась Ялтинская конференция союзников, основатель телеканала «Царьград», бизнесмен Константин Малофеев купил за 509,6 млн рублей. Дворцово-парковый ансамбль великого князя Петра Николаевича Романова «Дюльбер» площадью 22,34 га, отнесенный к федеральным объектам культурного наследия, генерал-полковник Владимир Зарицкий через подконтрольное ООО «Управляющая компания инфраструктурных проектов» приобрел за 702,7 млн рублей. Для сравнения: на «Циан» в этом году было выставлено объявление о продаже современной усадьбы в Ялте рядом с Никитским ботаническим садом, включающей основной дом, гостевой и дом прислуги, за 792 млн рублей. Немного дороже, чем дворец Романовых.
«Инвесторы – это бизнесмены, которые прежде всего думают о прибыли. «Ливадия» и «Дюльбер» – это шикарные объекты, в которые инвесторы будут вкладывать деньги. Почему их продают по такой низкой цене? Этот вопрос надо задавать властям; я думаю, что здесь не обходится без коррупционной составляющей. Особняк в центре Симферополя или Ялты тоже есть смысл брать в аренду или покупать. Это все выгодно. А если старинная усадьба расположена где-то на окраине или в селе, то инвестор никогда ее не купит, сколько ни выставляй ее на торги. Здесь государство должно выделять средства на содержание и реконструкцию, но у нас это финансируется по остаточному принципу. И такие объекты обречены на разрушение», – считает общественник Александр Юрьев.
Фото:pxhere.com