В России продолжается ряд беспрецедентных процессов: компаниям присуждаются штрафы за использование фотографий екатеринбургских памятников в путеводителях, буклетах, на коробках конфет. Наблюдатели говорят даже о хорошо спланированной кампании, и мы сейчас находимся в самом ее начале. Опасно ли делать селфи со Свердловым и почему невинные фото могут привести к банкротству издательств – в материале «ФедералПресс».
1 августа свердловский арбитражный суд продолжит рассматривать иск к президенту фонда «Наш Урал» Марине Чеботаевой. С Чеботаевой требуют 40 тыс. рублей за то, что она использовала изображение памятника основателям Екатеринбурга а также Дмитрию Мамину-Сибиряку в путеводителе «Наш Екатеринбург» (тираж – 1,5 тыс. экземпляров).для привлечения туристов.
Этот иск – один из семи, что в разное время рассматривались и идут сейчас в разных регионах. Напомним, процессы идут от имени скульптора Петра Чусовитина: он требует с предпринимателей деньги за использование фотографий памятника Татищеву и де Геннину. С точки зрения истцов, только Чусовитин обладает исключительными правами на изображения памятника, а те, кто используютфото в коммерческих целях, поступают незаконно.
Скульптура была установлена в 1998 году, но внимание скульптора памятник привлек только в конце прошлого года. За последние полгода прошло в общей сложности несколько судебных исков. И как минимум три закончились штрафами. «Они как будто ждали ЧМ-2018 по футболу, когда появится много сувенирной продукции», – предполагает главный редактор «Фест-Хэнд» Ольга Чернова в комментариях уральским СМИ.
«Фест-Хенд» – первый, с кем начали судиться обладатели исключительных прав на изображение памятника. Компания была вынужена выплатить штраф в 10 тысяч рублей за изображение в буклете-путеводителе.
В июле по решению арбитража с автора и исследователя из Перми Бориса Эренбурга взыскано 170 тыс. рублей. Как установил суд, разместив на серии открыток фото памятника основателям Екатеринбурга де Геннину и Татищеву, Эренбург нарушил авторские права Чусовитина. Эренбург исковые требования не признал. Истцы требовали 320 тыс. рублей, суд постановил взыскать с него 170 тысяч.
Еще одной компанией стало ООО «Евразия», разместившее фото монумента на коробке шоколадных конфет и проигравшее в суде 70 тысяч рублей. Отметим, что исковые требования по этому делу составляли 1,3 млн рублей. Ульяновская кондитерская фабрика «Волжанка» попала в аналогичную ситуацию, сейчас с нее через суд требуют взыскать 100 тысяч рублей.
Чернова полагает, что Чусовитин должен был «как-то проинформировать общественность» о том, что он не хочет, чтобы фотографии его памятника кто-то использовал. Это бы помогло избежать конфликтных ситуаций, уверена редактор издательства. В «Фест-Хэнд» планируют подать апелляцию на решение суда.
Казалось бы, отсуженные Чусовитиным суммы весьма невелики, но ведь лавина претензий только начинается,однаконастораживает, что она быстро нарастает.
Особенно страшноватые перспективы у издателей после официального штрафа в 70 тысяч рублей. Их ремесло стремится увеличить тиражи, а чем больше тираж, тем больше изображений работ Чусовитина, И, следовательно, тем большую сумму штрафа может заплатить компания или организация за просто фотографию с памятником.
Вот только долго «доить эту корову» вряд ли получится. Судя по появившейся в СМИ реакции издателей, у них просто нет возможности делать требуемые Чусовитиным и его юристами выплаты. В итоге издательский бизнес начинает всерьез готовиться к банкротству.
Еще более опасно, что другие деятели искусства могут вдохновиться примером Чусовитина. И тогда 90-е, с их рэкетом и беспределом, покажутся «детской невинной игрой в крысу», как говаривал Остап Бендер. Которого, отметим, почему-то очень хочется вспомнить. Ведь стараниями Чусовитина бизнес превращается в передвижение по минному полю. Есть, например, в уральской столице памятник Высоцкому, а рядом с Маминым-Сибиряком еще в 50-х годах был установлен бюст Павла Бажова. Может, и на монумент Ленина на площади 1905 года кто-то заявит права? Или на Свердлова? На Кирова возле главного корпуса УрФУ?
Наблюдая за «показательной поркой» компаний, общественники уже предлагают внести поправки в Гражданский кодекс РФ. Как рассказал на своей странице в соцсети Facebook Лев Кощеев, член Общественной палаты Екатеринбурга, она в ближайшее время обратится в Госдуму РФ с просьбой приравнять уличные скульптуры к объектам архитектуры. Палата попросит представителей региона в Госдуме – в частности, председателя комитета по госстроительству Павла Крашенинникова – скорректировать Гражданский кодекс РФ в части свободного использования произведения.
Практика же, когда кто-то отсуживает у авторов путеводителей и открыток с изображением памятника Татищеву и де Геннину компенсацию «в пользу скульпторов», кажется Общественной палате угрозой для продвижения бренда Екатеринбурга, повышения его привлекательности для гостей. «Уличные скульптуры, тот же памятник основателям города – значимая часть визуальной среды города. Какое представление о нем будут формировать путеводители, буклеты и т. п., если там не будет фотографий этих скульптур? А выплачивать требуемые отчисления у издателей явно нет возможности», – объясняет Кощеев.
Отметим, что параллельно авторы пытаются добиться того, чтобы им отчисляли авторские за использование изображений созданных ими произведений. Но суммы там гораздо скромнее – порядка трех тысяч рублей за тираж.
Фото: Федерал Пресс /Евгений Поторочин