Законопроект о такси, который должен был вступить до конца 2019 года, подвергся резкой критике со всех сторон. Документ не защищает ни пассажиров, ни водителей – последним так и вовсе проще уйти в нелегальный извоз, отмечают эксперты. Откуда взялись почти 200 поправок – тоже непонятно. Чем недовольны эксперты и профессиональное сообщество – в материале «ФедералПресс».
О том, что на таксомоторном рынке России пора навести порядок, говорят очень давно. Но до Госдумы соответствующий законопроект дошел лишь в декабре 2018 года, тогда же он был принят в первом чтении. Изначально документ предполагал определенное число нововведений для урегулирования перевозок. Согласно тексту, разрешение гражданину на работу водителем такси будет выдаваться на срок не менее пяти лет. Кроме того, его общий водительский стаж должен быть не менее трех лет, а перевозка пассажиров может производиться только транспортными средствами, допущенными к участию в дорожном движении.
В последний день весенней сессии Госдумы депутаты, члены экспертного сообщества и участники рынка получили для ознакомления текст нового проекта закона. Его содержание оказалось кардинально иным, чем предполагалось ранее. Там было почти 200 поправок.
«Я не хочу иметь отношение к этой вакханалии, мне стыдно за такую работу, которую впору брать в кавычки», – написал в Facebook член комитета Государственной думы РФ по транспорту и строительству Александр Старовойтов.
Теперь водителям такси необходимо установить оборудование, совмещающее в себе функции тахографа, навигатора и онлайн-кассы. Только его собственная стоимость без установки составляет почти 25 тысяч рублей. Еще одно нововведение – водителем легкового такси отныне может работать лишь гражданин Российской Федерации, имеющий статус индивидуального предпринимателя. Экспертное сообщество подвергло критике нововведения.
«Я считаю данный законопроект не очень качественным. Хотя там есть некоторые положительные позиции по поводу водителей такси (стаж вождения, отсутствие ДТП и так далее). Но вопрос в том, что положить на бумагу можно все что угодно. Но как это проконтролировать? Мы лишний раз подталкиваем водителей к тому, чтобы они уходили в нелегальную плоскость. Водители просто скажут: «До свидания. Мы имели какое-то желание стать легальными таксистами, но мы не готовы потратить 25 тысяч рублей. И это без установки», – сказал Старовойтов на брифинге в Национальной службе новостей.
Возмущение водителей вызвало также требование установить в машинах видеорегистратор, который стоит примерно 15 тысяч рублей. Также документ предполагает запрет на работу лицам, осужденным за особо тяжкие преступления.
«Почему только особо тяжкие? На основе какой статистики авторы поправок решили, что лица, которые совершили такие преступления, причастны к общественно резонансным ДТП?» – недоумевает исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская.
По ее словам, законопроект содержит существенные противоречия и требования, которые невыполнимы в принципе.
«У нас появляется требование для получения разрешения предоставить справку о наличии парковочных мест для автомобиля. Несуществующую. Вообще удивительно видеть такую норму в документе», – отмечает Лозинская.
Также службам заказа такси предлагается создать юридическое лицо в каждом регионе. При том что «дробление» бизнеса в России запрещено и может быть квалифицировано по статье 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов).
Документ не защищает и клиентов таксомоторных предприятий, говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
«В законопроекте отсутствуют слова «федеральный реестр разрешений». По нашему мнению, должна быть электронная автоматизированная система, чтобы каждый пассажир смог проверить водителя. В проекте отсутствует упоминание о правах пассажира: на что он может рассчитывать в случае ДТП, какую информацию должен получить при заказе. Также в законопроекте отсутствует возможность региона устанавливать цвет автомобилю. Все это влияет на цену и возможность контролировать водителей», – уверен Зотов.
С ним категорически не согласна Наталия Лозинская.
«Когда регионам дали возможность определять перечень документов, произошло страшное. Там были такие справки, что уму представить невозможно. Вы же видите, что у нас происходит в стране. Давайте еще таксисты выйдут на митинг», – заявила она.
Эксперты сошлись во мнении: если законопроект будет принят Госдумой, то большое число таксистов уйдет в тень.
«Вырастет ли качество такси? Вряд ли. Вы представьте бедного, загнанного водителя такси, которого еще заставили платить такие деньги. Он просто плюнет и уйдет. А мы разведем нелегальщину», – считает председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов.
Что будут делать агрегаторы вроде Gett или Uber в случае одобрения закона – тоже непонятно.
Ранее глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев заявлял, что новый закон вступит в силу в 2019 году. Однако, как сообщил «ФедералПресс» член этого комитета Александр Старовойтов, о конкретных сроках в данный момент речи пока нет.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский