Top.Mail.Ru
Общество
Москва
1

Закон со многими неизвестными. Общественная палата помогает урегулировать деятельность такси

Такси
В Общественной палате России пытались помирить участников рынка таксомоторных перевозок.

Навести порядок на рынке пассажирских перевозок такси – дело, как оказалось, непростое. Законопроекты, направленные на уточнение регуляторных норм в этой отрасли, находятся на рассмотрении в Госдуме. Однако пока они вызывают больше вопросов и споров, разногласий и взаимных укоров. Участники рынка и представители власти сходятся, пожалуй, лишь в одном – отрасль таксомоторных пассажирских перевозок необходимо регулировать, прежде всего, ради безопасности людей. Но делать это нужно разумно и с учетом мнений всех сторон. Площадкой для выработки общего решения стала Общественная палата России. Каким быть рынку пассажирского такси – читайте в материале «ФедералПресс».

Консолидировать усилия

Общественные слушания, которые были посвящены двум законопроектам – «о такси» и об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков, оказались настолько эмоциональными, что модераторам пришлось продлить время дискуссии. В общем-то, это объяснимо – тема касается всех: кто-то из сидящих за столом осуществляет перевозки, кто-то – пользуется такси как пассажир, а кто-то помогает тем и другим найти друг друга – представители так называемых «агрегаторов», или служб заказа такси.

«Тема социально значимая и затрагивает большое число граждан России. В последние годы даже в малых городах очень много людей пользуются такси. Но деятельность такси практически не регулируется. Есть таксисты, есть парки и агрегаторы – у каждого свои сложности. В связи с этим нужен закон, который решит все эти трудности», – отметил секретарь ОП РФ Валерий Фадеев.

Оба законопроекта приняты Госдумой в первом чтении. Они нужны, но, по словам Фадеева, «не надо спешить скорее принять закон – будто бы закрыть эту проблему». Глава ОП РФ считает, что «нужно спокойно разобраться в существующих законопроектах», чтобы навести порядок в отрасли. Но сделать так, чтобы этот порядок не ударил по карману потребителей – ведь не исключено, что с изменением требований к участникам рынка цены на перевозки такси могут вырасти.

Без права на дорогу

Руководитель Центра компетенций АНО «Международный евразийский форум такси» Станислав Швагерус считает, что помимо прочего, на качество перевозки и уровень безопасности напрямую как раз и повлияло снижение цен до критических отметок. Резкое повышение стоимости поездок оттолкнет клиентов. «Для того чтобы выйти из этой ситуации, необходимо ввести стандарты ценообразования как для перевозчиков, так и для агрегаторов такси», – уверен эксперт.

Как заявил депутат Госдумы Александр Старовойтов, «законопроект о такси» в том виде, что есть сейчас, «нежизнеспособен». И если его не доработать, причем обязательно с участием представителей самих перевозчиков и агрегаторов, ситуация на рынке может усугубиться. Повышение стоимости перевозок – это одно, но, пожалуй, еще более серьезная проблема – это продолжение роста количества ДТП и, как следствие, увеличение числа пострадавших и погибших в них.

И это не пустые слова, не страшилки. Несколько участников дискуссии в Общественной палате заявили о том, что за рулем такси часто находятся люди, купившие водительские удостоверения, не знающие города, не имеющие разрешения на пассажирские перевозки. Это все хорошо известно и в Минтрансе. Представитель министерства Алла Сологубова заявила, что одна из целей законопроекта кроется в том, чтобы «операторы, агрегаторы не допускали к базам данных пассажиров нелегальных перевозчиков, физических лиц, которые даже не знают, что такое разрешение, и не пытаются его получать».

Ситуация такова, что сейчас практически любой может закачать приложение агрегатора и получить доступ к клиентской базе службы заказа такси. Такие «бомбилы», с одной стороны, забирают хлеб у официальных перевозчиков, с другой – подвергают опасности пассажиров и других участников дорожного движения. И если официальные таксисты и компании, на которые они работают, отвечают за безопасность, то бомбилы ни за что ответственности не несут. А клиент даже не догадается, что к нему приехал неофициал.

Цифры статистики шокируют. По данным замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрия Пронина, в столичной агломерации, на который приходится 30% официальных разрешений на деятельность такси от общероссийского уровня, пассажиропоток такси стабильно растет, начиная с 2010 года. Параллельно растет и количество ДТП с участием таксистов: в прошлом году их было больше на 25%, чем в 2017 году, число раненых выросло на 17%, погибших – на 23%.

Итоги десятидневных проверок, проведенных на столичных дорогах, тоже не радуют. Среди 100 тысяч водителей такси девять находились в розыске. В отношении 50 тысяч составлены протоколы об административных правонарушениях, в 119 случаях водители были пьяны за рулем. Более 50% таксистов – иностранные граждане. И это, отметил, Дмитрий Пронин, – среди легальных такси.

«Водителей нет»

Наиболее эмоциональны на общественных слушаниях были, пожалуй, перевозчики. Это понятно – законопроекты в существующем виде грозят им ростом расходов, но никак не доходов. Плюс ко всему – повышенная ответственность. И все это, опять же, на фоне того, что кто-то рядом «бомбит» себе на карман и ни за что не отвечает.

По словам руководителя ООО «Таксити» Феликса Маргаряна, все аварии с участием таксистов происходят лишь потому, что водители «работают по 18 часов в сутки». «Водителей нет. У нас с этим проблемы. Это неблагодарный труд. Поэтому и идут работать иностранцы без разрешения на работу», – поясняет Маргарян.

Установить собственные расценки перевозчики не могут, хотя большую часть затрат несут именно они (покупка автомобилей и запчастей, страхование, ГСМ, зарплата, налоги и т.д.). Цены – это прерогатива агрегаторов, которым только лишь за связь таксиста с клиентом идет 25% от стоимости заказа. «Если мы не регулируем никак свои наценки, если мы откажемся от агрегаторов – это будет просто банкротство», – заявил перевозчик.

Между тем сами агрегаторы считают, что «такси сегодня стоит беспрецедентно дешево», как заявила представитель службы заказа такси «ГетТаксиРус» Ольга Дашевская.

Исправить – значит спасти

В том, что законопроект «о такси» нуждается в тщательной и всесторонней доработке перед вторым чтением, убеждены все, кто участвовал в обсуждении в Общественной палате. Представитель столичной мэрии Дмитрий Пронин отмечает, что необходимо ввести «обязательные требования к внешнему виду такси», «дополнительных требований к квалификации водителей», сохранить за субъектами право квотировать рынок, то есть определять, какое количество машин такси необходимо региону.

Большинство участников дискуссии выступило за введение государственного ценорегулирования на рынке таксомоторных пассажирских перевозок.

Кроме того, необходимо создать условия для цифровизации рынка такси. Это касается и выдачи электронных разрешений, и ведения реестра перевозчиков и водителей, и деятельности агрегаторов – всего, что позволит осуществлять контроль и обеспечивать стабильность работы отрасли. Участники обсуждения предложили также создать федеральный реестр водителей, чтобы в случае грубых нарушений просто блокировать таксиста в системе заказов.

Представитель «ГетТаксиРус» Ольга Дашевская предложила принять единые для всей страны правила регулирования деятельности агрегаторов, чтобы в регионах не возникало сумятицы. Также она считает, что необходимо «разработать комплекс мер допуска водителей к таксомоторным перевозкам».

Как отметила представитель Минтранса Алла Сологубова, министерство преследует цель – ликвидировать «серый рынок» пассажирских перевозок такси. Это накладывает ответственность на агрегаторов, которые не должны допускать «серых перевозчиков к базам данных», а нарушение этого пункта будет караться жестко – вплоть до прекращения деятельности оператора. Кроме того, чиновники предлагают закрепить определенные требования к возрасту и стажу водителей.

Модератор дискуссии, председатель комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Борис Алешин, прежде всего, предложил Госдуме и Минтрансу более тщательно подготовить законопроекты ко второму чтению и услышать мнения всех сторон. «Закон, внесенный в непроработанном виде, возбудил профессиональное сообщество. Если работа не будет организована более интенсивно, никакого закона приниматься не должно. Если не будет средств контроля, он не будет работать», – заявил Алешин, добавив, что, принимая законы, «очень важно не навредить развитию экономики лишними ограничениями».

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.