Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

«Задавали вопрос – мало что услышали». Новый генплан Челябинска ставит под вопрос развитие города?

Вместо метро челябинцам предлагают ездить на трамваях
Вместо метро челябинцам предлагают ездить на трамваях

В Челябинске исполнитель проекта нового генерального плана мегаполиса представил на публичное обсуждение итоги своей работы. Документ подвергся критике экспертов. В нем не оказалось долгожданного метро, некоторые наблюдатели недосчитались лесов и огорчились расширению границ жилой застройки предположительно в ущерб экологии. У исполнителя – несколько иной взгляд на ситуацию. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Обманутые ожидания

экспертное мнение
Алексей Пастухов
04.07.2019, 15:18

«Новый генплан Челябинска сделан в угоду тактическим интересам конкретных игроков рынка»

Публичные слушания по новому генеральному плану Челябинска намечены на конец августа, однако презентация уже доступна широкой общественности. Состоялось обсуждение проекта с экспертами в рамках выставки «Строительство», посвященной этому профессиональному празднику. Напомним, начало работы над генпланом было презентовано министерством строительства Челябинской области на таком же мероприятии год назад. Тогда профильный министр Виктор Тупикин говорил о том, что «Гипрогор» обязуется подготовить новый генплан в 2019 году, а принят он будет к началу 2020 года. Было озвучено, что основным принципом развития мегаполиса станет не расширение, а углубление застройки, своеобразная реновация.

8bad1b1aaab4b7805622739b7fe0aaaa.jpg

Однако накануне на пресс-конференции, посвященной итогам публичных обсуждений, выступили представители общественности, которые заявили, что границы города расширены, а на месте сегодняшней зеленой зоны «разрешены» дома. Речь идет, в частности, о территории в районе Паркового-2. «Мы, полностью проанализировав сложившуюся застройку и потенциал, который имеет город, сделали акцент на его внутреннем развитии. В проекте генерального плана нет предложений по расширению административных границ города. Мы выявили в границах города более двух тысяч гектар условно свободной территории, и в целевых показателях этот объем достаточен, чтобы выйти на тот уровень жилищной обеспеченности и реализовать тот объем жилищного строительства, который городу будет требоваться на расчетный срок генерального плана. Мы проанализировали сопредельные территории и также дали оценку, но это уже относится к вопросам не самого плана, а строительной политики города и сопредельных муниципальных образований, потому что Челябинск – крупный город, являющийся ядром Челябинской агломерации, и мы рассматриваем его не обособленно», – прокомментировал представитель проектировщика, главный инженер проектов ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Владислав Татарников.

При этом представители рынка, напротив, говорят о том, что строители уходят за город. В Челябинске остается все меньше компаний, так как жилье в мегаполисе в том числе из-за проблем с экологией и низкими доходами населения не особо востребовано. «Эта картинка, по-другому я ее назвать не могу, она сегодня не рабочая, – заявил генеральный директор Союза строительных компаний Южного Урала Юрий Десятков. – Мы сегодня понимаем, что у нас 400 зданий отслужили свой век и с ними нужно что-то делать, не просто капитально ремонтировать, а либо ликвидировать, либо реконструировать. И количество этих зданий за 20 лет у нас заметно возрастет, потому что был пик панельного домостроения, срок эксплуатации которого завершается. Понятно, что это очень затратное мероприятие. И уже сегодня нужно понимать, что делать дальше. Нужен финансовый расчет».

Этих расчетов ждали от проектировщика нового генерального плана, но сегодня не увидели. Председатель правления Союза проектных организаций Южного Урала Сергей Якобюк считает, что автор генплана также не учел в целом стратегию и не показал перспективу развития города. Это позволило бы, по его мнению, повысить инвестиционную привлекательность города.

bcac0be3157f768c6683f6387e250638.jpg

«Я увидел, что была просто сканирована та ситуация, которая есть, то, что было в предыдущем генплане. Ничего нового мы не увидели, – разочарованно признал Сергей Якобюк. – Приведу пример: мы строим сегодня 650 тысяч жилой площади по городу Челябинску. Но что мы видим? На территориях, которые требуют специальной подготовки, которые требуют сноса, либо рекультивации, либо изменения рекультивации санитарно-защитных зон в границах городской черты, для этого нам нужно иметь другой порядок сумм. Без федеральных программ тут не обойтись. Задавали вопрос авторам генплана – мало что услышали».

Экология или бизнес

Также экспертное сообщество ждало предложений по улучшению экологии города и снижению воздействия промышленных предприятий. Забота об окружающей среде была в числе приоритетных среди задач, которые ставились перед разработчиком генплана. Этому должно способствовать не только озеленение территории, но также грамотное размещение жилых кварталов, правильная транспортная система и как минимум отказ от расширения промышленных зон. При этом и интересы бизнеса должны быть соблюдены.

«В Челябинске производственные территории, и «Гипрогор» это отметил, составляют большую долю земель. Другое дело, что они зачастую неэффективно используются. Для бизнеса площадки есть, много пустых территорий, некомфортных, которые можно использовать под промплощадки. У нас не стоит вопрос, что негде бизнесом заниматься. Администрация города должна этими вопросами заниматься», – прокомментировал начальник управления архитектуры и градостроительства минстроя региона, главный архитектор Челябинской области Антон Серебровский.

Не исключено, что этой работой займется создаваемое в настоящее время министерство промышленности Челябинской области. При этом в минстрое говорят, что вопрос о переносе в принципе предприятий за пределы города подниматься, скорее всего, не будет. Позиция ведомства заключается в том, что компании должны заботиться об экологичности своих производств, тем более что современные технологии позволяют снизить практически до нуля вредные выбросы в атмосферу. А вот выносить заводы и заставлять людей ездить на работу за город вряд ли эффективно.

78c0ad81e636b641bdf41b093fd6cc57.jpg

Проектировщик заявляет, что новый генеральный план предусматривает заботу об экологии: озеленение города, сохранение границ Каштакского и Челябинского городского боров, дополнительные санитарно-защитные зеленые зоны вокруг промышленных предприятий. Но челябинским экспертам этого оказалось мало. Говорят, в генплане прописаны проблемы, такие как плохая экология, транспорт, чрезмерное расширение пригорода, но не предложено механизмов их решения и просчета необходимых на это сумм, а также источников финансирования.

В качестве примера попытки сбежать от проблемы изучившие генплан строители и архитекторы назвали якобы игнорирование темы развития транспортной системы Челябинска. Так, в генеральном плане не предусмотрено метро, которое Челябинск пытается построить уже много лет и на консервацию которого тратит миллиарды. Проектировщик же предлагает взамен развивать обычные трамваи. Представитель компании пояснил «ФедералПресс», что у подземки в Челябинске попросту нет перспектив и время это доказало.

«На наш взгляд, на сегодняшний день акцент нужно сместить по крайней мере на первом этапе, а возможно, и на расчетном сроке действия генплана со строительства метрополитена на развитие легкого рельсового транспорта (это прежде всего трамвай) и особое внимание уделить качеству подвижного состава, сделать его комфортным и использовать уже те ресурсы, которые город имеет», – прокомментировал Владислав Татарников.

Проектировщик также подчеркнул, что метро в настоящее время экономически не целесообразно. По данным «Гипрогора», провозная способность метрополитена в час пик составляет в среднем около 22 тысяч человек. В крупных городах загрузка может достигать и 70 тысяч пассажиров. «Мы считаем, что такого пассажиропотока в обозримом будущем в Челябинске не будет», – заключает Татарников.

da4f421c376ba888f49cf2cd03e3e510.jpg

Несмотря на наличие претензий, в правительстве Челябинской области не видят рисков непринятия генерального плана. Контракт в настоящее время находится на исполнении. Проектировщик должен будет учесть предложения экспертного сообщества и общественности. Время на исправление замечаний у компании, кстати, с большим опытом работы по всей России, еще есть. После публичных слушаний принимать документ будут администрация Челябинска и правительство области, а также федеральное Министерство экономического развития.

В целом же некоторые источники «ФедералПресс» и вовсе считают, что генеральный план – документ весьма формальный, а на практике часто либо игнорируется, либо меняется, когда, к примеру, ради новой жилой или коммерческой застройки происходит перевод земель из одной категории в другую.

Фото: ФедералПресс / Елена Мицих

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.