Состояние дел на Уралвагонзаводе внушает опасения. Хотя с виду у него отличные финансовые показатели, в реальности холдинг накопил огромные долги, и к нему один за другим подаются судебные иски. Какова истинная ситуация на важнейшем машиностроительном предприятии Урала, да и всей России в целом, – разбирался «ФедералПресс».
Дела судебные
На следующей неделе в арбитражном суде Москвы должно состояться заседание по иску Министерства обороны России к корпорации «Уралвагонзавод»: военное ведомство требует взыскать с него более 250 млн рублей. Предмет иска в материалах дела не назван, но, похоже, речь идет о нарушениях поставок военной техники: Минобороны регулярно заказывает на УВЗ как готовые машины, так и комплектующие к ним.
Это далеко не единственная тяжба между Минобороны и «Уралвагонзаводом», который контролирует корпорация «Ростех». На октябрь назначено разбирательство по поводу взыскания неустойки в размере 2,095 млн рублей. Ранее, в июле, они судились по поводу поставок пяти инженерных машин разграждения. Минобороны утверждало, что они поступили в войска с опозданием в месяц, и начислило Уралвагонзаводу неустойку в размере 32,989 млн рублей. Суд, впрочем, ведомство проиграло.
Не только Минобороны судится с Уралвагонзаводом, иски к нему подают многие компании, причем количество дел месяц от месяца особо не снижается. В марте УВЗ получил 14 исков, в апреле – 16, в мае – 15, в июне – 10, в июле – 14, с начала августа – 5.
Интересен как спектр деятельности организаций, судящихся с Уралвагонзаводом, так и суммы исков. Завод «Ижсталь» (производитель проката из нержавеющих и специальных марок стали) требует с него 88,077 тыс. рублей, «СГ-Транс» (перевозчик нефтехимических грузов) – 30,914 тысяч, банк «Югра» – 91,617 миллиона, «Уралстанкосервис» (поставщик станков) – 1,017 миллиона, «Федеральная грузовая компания» – свыше миллиона (по двум искам) Лыткаринский завод оптического стекла – почти 9,9 миллиона (два иска), завод имени Дегтярева (производитель стрелково-пушечного вооружения) – около 24 миллионов (два иска). «Поток исков к Уралвагонзаводу свидетельствует об отсутствии у него временно свободных средств. И они бы не подавались, если бы предприятие вовремя расплачивалось со своими контрагентами. Как правило, иски подаются в суды, когда уже прошли все предусмотренные контрактами сроки оплаты», – констатирует независимый финансовый эксперт Антон Шабанов.
Яблоко от яблони недалеко падает
Не лучше обстоят дела и у «дочек» Уралвагонзавода. На них тоже сыплются иски. В частности, с марта «Первой грузовой компанией» и ее филиалами было подано 13 исков к АО «Уральская большегрузная техника-Уралвагонзавод» (изготавливает цистерны, колесные и гусеничные экскаваторы, погрузчики») на общую сумму почти 1,8 миллиона рублей, «Федеральной грузовой компанией» – два иска на 180,2 тысячи. Администрация Екатеринбурга взыскивает с него долг и неустойку по аренде земельного участка в размере почти 0,5 миллиона рублей. И суммы вроде небольшие, но довольно обидные.
В сходном положении оказался «ЧТЗ-Уралтрак» (выпускает тракторы и бульдозеры) – к нему тоже подаются иски, и на весьма приличные суммы. «Новатэк-Челябинск» требует 6,504 млн рублей, «Промэнергокомлект» – 1,28 миллиона, «Челябинскгоргаз» – 2,115 миллиона, «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания» – 4,210 миллиона, «МРСК Урала» – 113,054 миллиона.
Среди истцов есть и «РТ-Техприемка», «дочка» «Ростеха», которая занимается контролем качества оборонной техники. Она подала к «ЧТЗ-Уралтрак» иск более чем на 20 млн рублей. Возникает парадокс: одно предприятие «Ростеха» судится с другим.
Давление долгов
Своевременно оплачивать все проигранные иски ни Уралвагонзавод, ни его дочерние предприятия не могут. Недавно в арбитражном суде Уральского округа рассматривалась тяжба между «ЧТЗ-Уралтрак» и фирмой «Логистик Партнерс». Ранее она выиграла в арбитражном суде Челябинской области и 18-м арбитражном апелляционном суде дело против «ЧТЗ-Уралтрак» о взыскании с него 6,9 млн евро платежей за лизинг станков.
В 2011 году «ЧТЗ-Уралтрак» заключил договор с ООО «ВДМ Риал Эстейт» на лизинг токарных, токарно-фрезерных и шлифовальных станков, однако вовремя не платил. «ВДМ Риал Эстейт» подало иск в суд по поводу взыскания этих средств. В процессе разбирательств «Логистик Партнерс» выкупила у «ВДМ Риал Эстейт» право на востребование лизинговых платежей у «ЧТЗ-Уралтрак». В итоге суд постановил в полном объеме взыскать деньги c «ЧТЗ-Уралтрак» в пользу «Логистик Партнерс».
«ЧТЗ-Уралтрак» в свою очередь обратился в арбитражный суд Уральского округа с ходатайством на приостановление решений этих судов, ссылаясь на то, что единовременное списание с него 6,7 млн евро, равных зарплатам всего его персонала в 6 тысяч человек за три месяца, приведет к полной остановке производства и срыву выполнения оборонного заказа. Суд пошел ему навстречу, но в октябре рассмотрение дела будет продолжено.
В арбитражном же суде Свердловской области сейчас находится на рассмотрении заявление «Уральская большегрузная техника-Уралвагонзавод» о банкротстве подконтрольного ей «УБТ-Уральский завод поглощающих аппаратов», задолжавшего ей 484,7 тыс. рублей. Всего же в 2019 году к «УБТ-Уральский завод поглощающих аппаратов» были поданы иски на 7,3 млн рублей.
Все очень непросто
Любопытно, что по итогам 2018 года Уралвагонзавод показал прекрасные финансовые результаты. Его выручка увеличилась на 6,9 % – до 104,273 млрд рублей, чистая прибыль выросла почти в 12 раз – до 7,273 миллиарда.
В качестве причин для столь резкого увеличения чистой прибыли в годовом отчете Уралвагонзавода названы изменение структуры продаж и рост реализации гражданской продукции, развитие экспорта, оптимизация расходов.
В то же время Уралвагонзавод отрапортовал о снижении кредиторской задолженности в 2018 году на 10,3 %, до 168,840 млрд рублей, чистого долга (разница между совокупным долгом корпорации и ее денежными средствами) – на 7,5 %, до 143,8 млрд рублей. Прекрасно, что долги сокращаются, но они пока полностью не исчезли и примерно в 20 раз превышают чистую прибыль.
Да и ситуация на производстве Уралвагонзавода весьма противоречивая. Например, с одной стороны, выпускаемые им грузовые вагоны пользуются спросом – в 2018 году сбыт увеличился на 14,4 %, до 17,891 тыс. штук. С другой стороны, доля завода на российском рынке железнодорожной техники все-таки меньше, чем у его главного конкурента – «Объединенной вагонной компании»: 26 % против 29 %. Вдобавок Уралвагонзавод делает мало платформ и хопперов (саморазгружающихся бункерных вагонов для сыпучих грузов) и совсем не изготавливает крытые вагоны.
Ноу-хау не нужны
Заметим, что для поправки своего финансового положения Уралвагонзавод ведет распродажу имущества. Еще в 2018 году индустриальный директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии государственной корпорации «Ростех» Сергей Абрамов заявил о планах по избавлению от непрофильных активов.
«Мы решили достаточно много важных административных вопросов, связанных с сокращением расходов на содержание непрофильных активов. Уралвагонзавод уже вышел из капитала Тверского вагоностроительного завода, Каменск-Уральского литейного завода и «УВЗ-Логистик». В перспективе корпорация предполагает выставить на продажу другие активы, которые не являются для предприятия жизнеобеспечивающими», – заявил он (цитируется «Интерфакс»).
Как следует из годового отчета Уралвагонзавода, в 2018 году он реализовал недвижимость (главным образом жилье) общей стоимостью 48,110 млн рублей, однако выручил значительно меньше – 25,537 миллиона.
В марте текущего года корпорация выставила на продажу конструкторскую документацию и патенты на железнодорожную технику и иные изделия на сумму 1,334 млрд рублей. Это беспрецедентный шаг – ни один производитель обычно их не распродает, если только у него не безвыходное положение.
Рецепты выживания
Спасти Уралвагонзавод, имеющий колоссальную долговую нагрузку и забрасываемый исками (он еще и находится под санкциями США), – задача не из легких. Проще всего снова попросить поддержки у государства.
«Учитывая действующие санкции, которые являются токсичными не только для Уралвагонзавода, но и для его потенциальных заказчиков, не исключено, что часть проблем предприятия может быть решена за счет докапитализации из средств федерального бюджета. Уралвагонзавод входит в число проблемных активов «Ростеха». При этом напомним, что на недавней встрече с президентом РФ глава «Ростеха» Сергей Чемезов просил о докапитализации госкорпорации на 300 млрд рублей. Несмотря на то, что основным бенефициаром бюджетных вливаний должна стать ОАК, не исключено, что за счет этих средств «Ростех» сможет покрыть долги уральского предприятия если не полностью, то хотя бы частично», – считает Сергей Дейнека, финансовый аналитик «БКС Премьер».
Но государство не может вечно спасать Уралвагонзавод, помимо него полно предприятий и заводов, нуждающихся в помощи. Тогда остаются другие варианты улучшения его финансового положения: сокращение численности персонала, продажа части имущества.
Однако пойти на массовое увольнение сотрудников руководство Уралвагонзавода не решается: он является одним из градообразующих в Нижнем Тагиле и снижение численности может вызвать социальный взрыв.
Не может оно также поступить с его «дочками», даже с «ЧТЗ-Уралтрак». Ему как раз не хватает рабочих, и по банальной причине – из-за низких зарплат. По данным одного из порталов по поиску работу, токарю на «ЧТЗ-Уралтрак» предлагается 25 тыс. рублей в месяц, столько же плавильщику металлов и сплавов, термисту и сверловщику – 20 тысяч, наладчику контрольно-измерительных приборов и радиоаппаратуры – 15 тысяч, электрогазосварщику – 18 тысяч.
Распродавать имущество тоже трудно. Нельзя взять и отделить один цех от другого. Все производственные подразделения на Уралвагонзаводе тесно связаны, сами по себе они не выживут.
Есть еще набор средств для улучшени положения Уралвагонзавода» – тщательнейший аудит доходов и расходов (не исключая и зарплат топ-менеджеров), грамотная экономия, постепенное снижение долгов и опять-таки получение поддержки у государства. Вот только последнее средство для руководства Уралвагонзавода – самое лучшее. Сократить себе зарплату до уровня имеющейся у рабочих у него рука точно не поднимется.
На запрос «ФедералПресс», направленный в пресс-службу Уралвагонзавода на момент публикации комментариев получено не было.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин