Общество
Общество
Ханты-Мансийский автономный округ
0

«Тех, кто приезжает специально, единицы». Югра пока не готова стать туристической Меккой

«Чем больше здесь будет культурных мероприятий, национальных праздников, освещаемых заранее, тем лучше»
«Чем больше здесь будет культурных мероприятий, национальных праздников, освещаемых заранее, тем лучше»

Накануне губернатор Югры Наталья Комарова в своем Instagram рассказала о туризме в Ханты-Мансийском автономном округе. Губернатор отметила, что в регионе предлагается множество туристических маршрутов – от сплавов по северным рекам до восхождения на горы. Насколько Югра готова к приему туристов, какие маршруты предлагают любителям активного отдыха, насколько они популярны и какие сложности есть у местных операторов – в материале «ФедералПресс».

По информации управления туризма

Губернатор Югры Наталья Комарова в своем Instagram поделилась с подписчиками информацией о том, что в регионе предлагается множество турмаршрутов на любой вкус, включая восхождение на горы и сплавы по северным рекам.

«Хорошо, что мы с вами, дорогие югорчане, живем на такой замечательной земле», – пишет губернатор.

Как рассказали «ФедералПресс» в управлении туризма округа, основная доля отдыхающих состоит из югорчан, а также приезжающих на спортивные и событийные мероприятия граждан.

811369836b07381c7bd0bf25ecf54f3d.jpg

«На сегодняшний день этнографический туризм стал визитной карточкой Югры. Согласно рейтингу, проведенному аналитическим агентством «ТурСтат» на основе данных анализа предложений этнотуров и этнографических фестивалей, Югра вошла в топ-15 самых популярных российских регионов для этнотуризма», – сообщили в управлении.

По информации чиновников, в настоящее время для поддержания туризма в правительстве Югры разработана система грантовой поддержки юрлиц, занятых в сфере этнотуризма, оказывается методическая поддержка по разработке программ, а также по работе со студентами. В целях продвижения этнографического туризма возможности Югры презентуются на международных, российских туристских выставках и форумах, формируются каталоги актуальных предложений.

adea8e3db2ae949dd6a07e242a88275e.jpg

На вопрос о планах управления там рассказали, что в июне было подписано соглашение между правительством Югры и ООО «ТТ-Трэвел» (туроператор TUI) в сфере туризма. Целью соглашения является продвижение туристских продуктов округа на российском рынке.
Основные направления развития, упомянутые в соглашении, – детский, социальный, лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм.
Кроме того, отметили в управлении, в августе 2019 года начинает функционировать центр компетенций в сфере туризма с функциями туристско-информационного учреждения. Его цель – продвижение и популяризация туристских возможностей Югры в России и мире, увеличение турпотока в Югру.

«Большого спроса на туристические услуги у нас нет». Как в Югре работают турфирмы

Чтобы найти готовый тур по Югре, надо постараться. При вводе в поисковике запроса «Туры в Югру» появляются ссылки на входящие в реестр туроператоров ООО «ЮГРА-ТРЭВЕЛ» и ООО «ЮграМегаТур», а также на экскурсионное бюро «По Югре» и еще несколько местных фирм. Найти предложения от федеральных компаний на просторах интернета так и не удалось.

e9a4372601393412bbcab52b2f3cc1d2.jpg

На сайте «ЮграМегаТура» есть несколько пакетных предложений. Одно из них – «Живая легенда Югры», четырехдневный этнотур Сургут – Ханты-Мансийск. Цена указана для группы более чем из десяти человек и составляет 38,7 тысячи рублей на одного, не включая стоимость авиабилетов. Остальные предложения касаются проведения новогодних каникул в Югре и стоят в среднем 8 тысяч рублей с человека. А еще одно зимнее предложение – «Попробуй Югру на вкус, на глаз и на ощупь!» – за три дня будет стоить 13,3 тысячи рублей.

«ЮГРА-ТРЭВЕЛ» предлагает россиянам как экскурсионное обслуживание в Ханты-Мансийске, так и автобусные туры, а также базы отдыха и прием в столице округа. Максимальная стоимость прогулки по городу стоит 1,2 тысячи рублей с человека. Шестичасовая прогулка по новогоднему Ханты-Мансийску обойдется в 2,1 тысячи. Автобусные однодневные туры для школьников стоят от 1 тысячи рублей.

4b7899347ffd6eabc219b9ec2e2862a7.jpg

Экскурсионное бюро «По Югре» предлагает программы как из Сургута и по Сургуту, так и из Ханты-Мансийска. Выбор туров обширен – можно погулять по Сургуту, посетить различные этнографические музеи в разных городах округа, прокатиться на хантыйское стойбище. Стоимость обзорной экскурсии на автомобиле, рассчитанном на одного-трех человек, составляет 4 тысячи рублей, далее цена растет в зависимости от размера выбранного транспорта.

Как показал мониторинг предложений на сайтах югорских турфирм, в основном программы имеют экскурсионную направленность и рассчитаны на непродолжительное время.

8fb55c8fb6babde80e506830e9840d22.jpg

«ФедералПресс» пообщался с руководителями указанных компаний и выяснил, как обстоят дела с внутренним туризмом в Югре на самом деле.

Директор «ЮграМегаТура» Тимур Давыдов рассказал, что указанная на сайте стоимость варьируется от маршрута, времени года, количества человек. Больше всего маршруты по Югре популярны у жителей округа, и в основном это этнокультурный туризм. Также большим спросом пользуются экскурсионные программы у школьников и приезжающих в столицу округа спортсменов.

ba5aa6b081df13f58a818f1c41a12ed2.jpg

Более сложные туры, говорит директор фирмы, разрабатываются индивидуально и по запросу. Подобных запросов, отмечает Давыдов, немного, и индивидуальные программы заказывают по большей части москвичи, хотя приезжали гости и из Челябинска, и из Екатеринбурга. Стоимость подобных туров руководитель турфирмы назвать затруднился, так как профильный специалист находится в отпуске.

Также Тимур Давыдов отметил, что у фирмы есть и другие предложения, не опубликованные на сайте. Программы включают даже покорение северных гор.

Руководитель «ЮГРА-ТРЭВЕЛ» Татьяна Нестерова напротив отмечает, что югорчане практически не заказывают пакетов по округу, потому что на ту же рыбалку люди выезжают самостоятельно. И в общем отмечает низкий спрос на турпродукты по Югре.

72734032b5bcff10506d5be34c7cbde8.jpg

«Большого спроса на туристические услуги у нас нет. Он появляется только под какие-то запланированные мероприятия», – признается глава турфирмы.

Спрос упал сильно, говорит Татьяна Нестерова, за последние два года, что связывает с общим экономическим кризисом в стране.

Татьяна Нестерова говорит, что, безусловно, они могут разработать индивидуальный тур по запросу, но стоимость такого путешествия назвать затруднительно как раз из-за специфики путешествий «под клиента».

Пакетные туры в фирме есть, например, экскурсионный автобусный маршрут «Удивительная Югра» на три дня, который стоит 17,6 тысячи рублей. Как правило, во все подобные туры включается и посещение хантыйских стойбищ, но за дополнительную плату.

Еще одно интересное начинание фирмы – работа по брендированию данного маршрута, что позволит продавать «Удивительную Югру» через фирмы в других городах России.

«Тех, кто приезжает специально, единицы»

Директор агентства туров «По Югре», которое работает на рынке с 2010 года, Дмитрий Пахоруков рассказал, что его фирма занимается сугубо организацией экскурсий, так как в Сургуте и районе этой деятельностью никто из частников особо не занимается. Становиться туроператором пока не собирается, так как выгоды не очевидны, а лицензия не по карману.

По его словам, в компанию обращаются операторы за услугами гидов – как федеральные, так и региональные. Агентство организует индивидуальные и групповые экскурсии.

4891778436155dd3410e4609d8375aa6.jpg

В последнее время, отмечает директор фирмы, поток туристов поубавился, но причины назвать затруднился: «Скорее совокупность факторов. Еще пару лет назад заявок было больше».

Про совместную работу с муниципальным управлением туризма Дмитрий Пахоруков сообщил: она ведется, но не очень активно: «Сейчас она ограничена тем, что мы ежемесячно отправляем отчеты о турпотоках». Также он считает, что со стороны правительства региона должна быть налажена работа по комплексной поддержке компаний, занимающихся внутренним туризмом. Так, заметил руководитель, с 2019 года была отменена региональная льгота, позволяющая выплачивать налог по сниженной ставке.

0b22938bd7530334a7055d8b3678f943.jpg

Еще одной большой проблемой этнотуризма Дмитрий Пахоруков назвал «закрытые» дороги нефтяных компаний и, в частности, «Сургутнефтегаза», из-за КПП которого фирма перестала возить туристов на стойбище семьи Русскиных, у которых, по замечанию директора фирмы, действительно создана аутентичная атмосфера быта коренных народов.

Главной проблемой развития туризма в Югре Пахоруков считает дороговизну: большие расстояния сказываются на цене путешествий по округу, стоимости гостиниц, общепита. Также он считает, что надо вкладывать в объекты туристической инфраструктуры, некоторые из которых на данный момент недоступны для массового посещения из-за отсутствия парковок, подъездных путей и элементарно теплых туалетов даже в окружном центре.

bd4652f03d98671865db6351c080ee8f.jpg

Руководитель компании привел простой пример: по дороге из Сургута в деревню Русскинскую, где расположен музей, посвященный КМНС, нет ни одного туалета или зоны отдыха. А путь при этом занимает около 2 часов. Как объяснить это туристу? Вот и приходится по старинке сворачивать на обочину в кусты.

В целом, что касается перспектив развития туризма как такового, Дмитрий Пахоруков отметил: пока массового турпотока в Югру вряд ли можно добиться из-за дороговизны авиаперелета и других способов передвижения.

3191112797f6ed53ffde4033d67728bd.jpg

«Тех, кто приезжает специально, единицы. А так это либо деловой турист, либо родственники живущих на территории округа», – отметил глава экскурсионного агентства.

Также «ФедералПресс» связался с Виталием Русскиным, который вместе с семьей принимает гостей в своих родовых угодьях. Он отмечает, что поток туристов не очень большой. Возможно, предполагает Виталий Русскин, причина в отсутствии правильно выстроенной рекламной стратегии. Стоимость посещения стойбища начинается от 2000 рублей. Отметил предприниматель и помощь муниципалитета: им была получена грантовая поддержка от администрации Сургутского района.

Расположены родовые угодья в 200 км от Сургута. На стойбище в зависимости от сезона можно порыбачить традиционным для хантов способом, покататься на оленях и снегоходе, поучаствовать в мастер-классах и многое другое.

a99d16f0d59d49e7318c12e66394730e.jpg

Отметим, что добраться до Ханты-Мансийска или Сургута из главных городов России Москвы, Санкт-Петербурга или Екатеринбурга – тоже не дешевое удовольствие. Стартует ценник от 15 тысяч рублей за билет туда – обратно, но нужно учитывать, что сейчас самые дешевые предложения авиакомпаний не включают ни багаж, ни питание, ни выбор места в салоне. Такая стоимость билета сравнима со стоимостью перелета из Москвы в большинство европейских столиц.

«Нужны не турфирмы, а локации»

Опытный путешественник, заядлый рыбак и бизнесмен, который посетил почти все уголки России с «хорошим клевом», Анатолий Герасев из Москвы считает Югру, безусловно, интересным направлением: «Хорошие реки, большие щуки».

Однако Герасев отмечает, что пакетных туров от местных фирм он и не ждет. По его опыту, их не предлагают нигде в России, да они и не нужны. Люди, у которых есть деньги, имеют ресурс организовать все самостоятельно вплоть до перебросок вертолетом. Важно, по мнению эксперта, развивать точечные базы, которые уже очень популярны, например, на территории Камчатки и Кольского полуострова. «Нужны не турфирмы, а локации», – считает Анатолий Герасев.

3337c2f699fe89972ce5f4a71a3879a4.jpg

Бизнесмен отметил еще несколько факторов, влияющих на турпоток: организация логистики, сервис на «базе», грамотные егеря. Также Анатолий Герасев считает, что ориентироваться надо не на массовый сегмент, а «начиная со среднего класса стремиться в премиум».

Профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Галина Дехтярь рассказала «ФедералПресс», что важным фактором для Югры является сезонность, – зимой здесь слишком холодно для приема туристов.

Сегодня действительно идет акцент на внутренний туризм и на развитие въездного.

da51786ba9376e187622a88e5f5a8c60.jpg

«Чем больше здесь будет культурных мероприятий, национальных праздников, освещаемых заранее, тем лучше. Мероприятия-шоу – это то, что привлекает и россиян, и иностранцев», – считает эксперт.

Также в Югре, полагает Галина Дехтярь, требуется развивать гостиничную сеть, качество экскурсионной программы, но все же главным для развития туризма в округе эксперт считает проведение ивентов.

Пока приезд туристов небольшими группами действительно не дает должного экономического эффекта. Повышение туристической привлекательноcсти для регионов сейчас – это очень популярная тенденция, например, так называемое создание бренда территории, отмечает Дехтярь, но на все нужно время и «раскачка».

b5264ae1beb276be96473f77c81b5716.jpg

Фото: ФедералПресс/Полина Петренко, ФедералПресс/Елена Майорова

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
ХМАО
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1