Не успел новый саратовский аэропорт Гагарин начать работу, как один за другим начали разгораться связанные с ним скандалы. Как крупные (перевозчики сразу же сократили количество рейсов, объясняя такое решение слишком высокими тарифами на обслуживание), так и совсем мелкие (паркоматы перед зданием аэропорта постоянно дают сбой). Но главное, о чем говорят практически все, – аэропорт оказался очень далеко от города, а качественное сообщение с ним так и не было организовано. Почему так произошло и какие есть варианты решения проблемы – в материале «ФедералПресс».
Надо признаться, что с проблемой под названием «добраться до аэропорта» саратовцы не сталкивались никогда. Исключая отдельные инциденты, когда путь до воздушной гавани в центре города заваливало снегом или Саратов по какой-то другой причине вставал в десятибалльные пробки, дорога до аэропорта Саратов «Центральный» на улице Жуковского занимала немногим более получаса. В сторону старого аэропорта регулярно ходят городские автобусы, маршрутки, а таксисту пришлось бы отдать около 200 рублей. Поэтому многих саратовцев, в жизнь которых внезапно ворвалось упомянутое «добраться до аэропорта», тот факт, что им придется не только тратить часы на дорогу, а еще и соотносить свой путь с рейсовыми автобусами и электричками, поверг в шок.
Проблемы рассинхрона
Первым на официальном уровне проблему попытался поднять депутат Саратовской областной думы Дмитрий Пьяных. На заседании комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики он постарался убедить коллег включить в план обсуждений вопрос транспортной доступности аэропорта. В частности, Пьяных отметил, что есть «рассинхронизация электричек до аэропорта и вылета самолетов». «Первая электричка от железнодорожного вокзала до аэропорта приходит туда в 9:30, тогда как в 9:00 самолет уже вылетает. Не хотелось бы, чтобы историческое событие было омрачено тем, что люди не успевают туда добраться», – отметил Пьяных.
Депутат, конечно, немного запутался в цифрах, но в целом проблема существует. Первая электричка в аэропорт Гагарин приходит в 7:13, когда уже вылетели три рейса на Москву и с большой долей вероятности приехавшие на этом поезде пассажиры не успеют на рейс до Сочи, который вылетает в 7:40. На все дневные рейсы, а это Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Сургут, Симферополь, людям придется приезжать в 9:30, потому что следующий электропоезд прибудет только в 13:56. И так далее.
Понимания, как работают автобусы, тоже пока нет, хотя чиновники и уверяют, что они ходят каждый час из трех мест города: с автовокзала, со стадиона Волга, речного вокзала. Учитывая расстояние до аэропорта в 40 км и саратовские заторы, автобус оказывается не очень надежным видом транспорта.
Остается такси, которое за поездку до Гагарина возьмет в среднем 900 рублей, что уже довольно болезненно.
Чиновники, правда, всерьез рассматривают еще и вариант добираться до аэропорта скоростным водным транспортом по Волге. Специально для этого в селе Сабуровка приведен в порядок причал, к нему проложена асфальтовая дорога и проведено электричество. Однако мы бы не стали рассматривать это всерьез в силу, во-первых, ярко выраженной сезонности такого вида сообщения, а во-вторых, сложностей с проведением конкурсов по отбору перевозчиков на водный транспорт, из-за которых не каждый год в Саратове осуществляются регулярные речные перевозки. К тому же от Сабуровки до аэропорта еще 6 км дороги, на которые не каждый согласится.
В поисках равнины
Впрочем, понимание, что саратовцам рано или поздно придется отказаться от аэропорта в городе, существует уже очень много лет. Закрытый 20 августа Саратов «Центральный» был построен в 30-е годы прошлого столетия и тогда тоже был за пределами жилых кварталов. Но город постепенно наступал, а воздушная гавань морально устаревала. В последние годы уже начались проблемы с авианавигацией, потому что появляющиеся вокруг аэропорта многоэтажки мешали локационным системам.
Вопрос о переносе аэропорта всерьез обсуждался в 70–80-х годах, но тогда этого не произошло, а в последующие два десятилетия в связи с катастрофическим падением объема авиаперевозок вопрос отпал сам собой. И лишь через 40 лет, после того как старый аэропорт на официальном уровне был признан не отвечающим современным требованиям, появился аэропорт Гагарин.
Удаленность от города обусловлена тем, что Саратов со всех сторон окружен холмами, а для того, чтобы построить аэропорт и при этом сэкономить на выравнивании местности, требовался абсолютно ровный участок площадью 380 га (260 га – аэропорт и 120 га – обособленные участки). И такое «плато» отыскали только в Саратовском районе, неподалеку от Сабуровки. После долгих переговоров инвестором выступила группа «Ренова» Виктора Вексельберга. По уточненным правительством области данным, строительство аэропорта обошлось в 21 млрд рублей.
Организовать персональную электричку невозможно
Сказать, что чиновники ничего не делали для того, чтобы обеспечить доступность аэропорта, было бы неверно. Осенью прошлого года завершилось строительство Северного подхода через село Клещевка с развязкой в районе Шевыревки. Общая протяженность построенного участка составила 12,3 км, трасса обошлась федеральному бюджету в 7,1 млрд рублей. Буквально перед запуском аэропорта был сдан Южный подход через Дубки и Расловку. Реконструкция участка длиной 8 км стоила 246,8 млн рублей. Путь из Саратова до Гагарина по обеим дорогам составит примерно 1 час при условии отсутствия заторов.
Заботиться об автобусном сообщении начали осенью прошлого года. Тогда был объявлен первый конкурс на организацию перевозок пассажиров до аэропорта от автовокзала. В конкурсной документации было указано, что дорога займет 1 час 40 минут. Сейчас все прямые автобусные рейсы до аэропорта дотируются региональным бюджетом из-за их слабой загрузки.
РЖД заявляют о планах построить отдельную железнодорожную ветку до Гагарина протяженностью 4,5–5 км. Начальник Приволжской железной дороги Сергей Альмеев на встрече с губернатором области Валерием Радаевым заявил, что на это потребуется около 2,5 млрд рублей и около трех лет. Предположительно это позволит сократить путь до аэропорта с нынешних 1 часа 15 минут до 40 минут, а также исключить вероятность пересечения с грузовыми поездами. «Для нее потребуется строить отдельный мост через реку Курдюм и путепровод через автодорогу. Также в проект входит строительство рядом с аэропортом нового железнодорожного терминала», – заявил Альмеев. Однако этого проекта даже нет на бумаге, он только на словах менеджера РЖД.
Впрочем, в министерстве транспорта и дорожного хозяйства области не видят проблем с доступностью аэропорта и готовы подстраиваться под расписание авиавылетов. «В новый аэропорт Гагарин курсируют девять пар пригородных поездов. Три из них работают в ускоренном режиме, они организованы и запущены специально для пассажиров аэропорта (утром, днем и вечером). Необходимо понимать, что к каждому самолету организовать персональную электричку невозможно, – расписание планировалось, чтобы охватить как можно большее количество рейсов», – говорит заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иван Козаченко.
По его словам, пока полностью не сформировано и расписание самолетов, все в процессе становления и поиска оптимальных решений. «Что касается автобусных рейсов, каждый час автобусы выезжают из Саратова в аэропорт (с автовокзала, со стадиона «Волга», речного вокзала). Также автобусы по направлению Балаково – Вольск – Саратов следуют с заездом в аэропорт Гагарин. В случае необходимости расписание движения будет корректироваться исходя из количества авиарейсов, а также времени вылетов и прилетов самолетов аэропортового комплекса Гагарин, чтобы пассажирам было максимально удобно пользоваться общественным транспортом», – отмечает Казаченко.
Фото: gsv.aero