Главная тема, которая сегодня будоражит свердловские политические элиты, – ситуация с протестом врачей-хирургов в Нижнем Тагиле. На прошлой неделе медики двух больниц (Центральной и Демидовской) возмутились высокой нагрузкой и маленькой зарплатой, массово написав заявления об увольнении. Только тогда на хирургов обратили внимание, а ранее они буквально умоляли и свое руководство, и региональный минздрав решить кадровый вопрос. Правда, Министерство здравоохранения Свердловской области зашевелилось лишь после реакции Кремля. Чем обернется история с нижнетагильскими врачами для главы регионального минздрава – в материале «ФедералПресс».
Громкий протест – единственный способ привлечь внимание
Очередной скандал на Среднем Урале вышел на федеральный уровень. Не успела утихнуть история с протестами в защиту сквера у драмтеатра, где потребовалось личное вмешательство Кремля, как ленты федеральных СМИ начали пестреть новостями о бунте врачей во втором по величине городе Свердловской области – Нижнем Тагиле. И так же, как история с храмом, история с хирургами из двух больниц «Путинграда», решившими массово уволиться, дошла до Москвы. Изначально шесть специалистов ГКБ № 1 решили уволиться из-за высокой нагрузки и низкой зарплаты. Они просили увеличить количество сотрудников, усилить диагностическую и правовую защиту врачей перед пациентом и его родственниками. О недовольстве стало известно еще в начале лета, но до региональных и федеральных властей это дошло спустя три месяца. Нагрузка на городскую больницу возникла из-за того, что врачи Демидовской больницы также написали заявления на увольнение по тем же причинам.
Из-за ухода специалистов пришлось отменять операции, а больных направлять в другие медицинские учреждения. После этого региональный минздрав создал специальную комиссию, которая провела проверку и не нашла никаких нарушений закона.
События начали развиваться после того, как о нижнетагильских хирургах узнали в Кремле. Тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что эту проблему должны решить региональные власти. Губернатор Евгений Куйвашев в срочном порядке отозвал из отпуска главу свердловского минздрава Андрея Цветкова.
«Выслушаем и врачей, и руководство больниц, и профсоюз, и минздрав. Попробуем понять, где допущены ошибки и что нужно сделать. Как вы понимаете, в государственных учреждениях здравоохранения зарплаты начисляются по единым нормативам. Региональное правительство делает все необходимое, чтобы тагильчане не испытывали недостатка в квалифицированной помощи хирургов», – написал глава региона в своем Instagram.
После этого зашевелились все. К проверке подключилась и региональная прокуратура. В частности, ведомство интересует, действительно ли были нарушены права медиков, какую зарплату они получают и есть ли другие выплаты. Спустя несколько дней Цветков вместе с рабочей группой отправился в Нижний Тагил, чтобы встретиться с врачами. После беседы с ним два хирурга пообещали отозвать заявление об уходе, еще трое сделали это позднее.
По данным заведующего хирургическим отделением ГКБ № 1 Юрия Изотеева, зарплата – это не самое главное. Основное условие – это кадровое усиление, улучшение диагностики круглосуточной и правовой защиты врачей перед пациентом и его родственниками. Он также отметил, что решение об увольнении пришло со временем. До этого медики обращались в администрацию Нижнего Тагила, где их не услышали, писали в минздрав, где так и не получили ответа. Причем мэрия Нижнего Тагила по-прежнему предпочитает отмалчиваться по ситуации с хирургами, даже когда она уже вышла на уровень Кремля. В тагильской администрации лишь советуют брать все комментарии в минздраве региона.
Глава свердловского министерства здравоохранения, к слову, оказался тоже не слишком многословным с журналистами. На встречу со СМИ он не вышел, ответ за него держали заместитель губернатора Павел Креков и директор Свердловского областного медицинского колледжа Ирина Левина. Прессе они сообщили, что сейчас в двух больницах началась финансовая проверка, а жители Тагила без хирургической медицинской помощи не остались. По их словам, сейчас в Демидовской больнице работает четыре хирурга, двое из них откомандированы из Екатеринбурга, а двое наняты дополнительно в Тагиле. Привлекать врачей из столицы Урала власти пока больше не планируют. «Наша главная задача – посмотреть, каким образом распределяется фонд стимулирования, соответствует дорожной карте или нет общий объем заработной платы медицинских работников», – добавил Креков.
В настоящее время за ситуацией уже активно следит Минздрав РФ. В Нижнем Тагиле работает комиссия федерального Министерства здравоохранения и Фонда обязательного медицинского страхования, которой предстоит провести тщательный анализ прецедента. Известно, что поднявшим бунт врачам-хирургам намерены начислить стимулирующую выплату за повышенную нагрузку за июль и август.
Пример тагильских врачей заразителен
На первый взгляд кажется, что проблема решена, но эксперты не отрицают, что это только «затишье перед бурей», ведь за нижнетагильскими врачами подняли волну негодования медики из других городов и регионов, например, из Качканара, Серова, Ставрополя.
«Сотрудники гинекологического отделения получили письменное уведомление о сокращении штата, предложение перейти в другие профильные отделения. Наши зарплаты снизили до минимума, отсутствуют премиальные, в том числе и по дорожным картам. Нам приходится работать на две ставки и жить в отделении, а ведь у нас есть семьи и дети, которых надо кормить», – говорят медики из Качканара в своем видеообращении на имя президента России Владимира Путина.
На случившееся уже отреагировали в уральском полпредстве. Полномочный представитель Николай Цуканов поручил главному федеральному инспектору по Свердловской области Михаилу Кагану встретиться с увольняющимися из больниц Нижнего Тагила хирургами. В настоящее время Михаил Каган уже побеседовал с главврачом ГКБ № 1. Он заверил медиков, что со стороны аппарата полпреда ситуация будет тщательно отслеживаться и контролироваться.
«Региональным властям и руководству больницы еще предстоит все тщательно проанализировать, но уже сегодня могу сказать, что областным министерством здравоохранения ситуация в полной мере не контролировалась. История эта случилась не за один день, тревожные звоночки были задолго. Мы со своей стороны также продолжим контроль, в том числи и по исполнению поручений президента. К сожалению, этот пример далеко не одиночный: в регионе еще несколько муниципалитетов, где кадровый вопрос в здравоохранении стоит остро», – прокомментировал ситуацию Михаил Каган.
«Минздрав региона в пролете»
Инсайдеры не отрицают, что проблемы в здравоохранении области стали все более заметны с приходом нового министра Андрея Цветкова. То, что в случившемся есть вина регионального минздрава, фактически подтвердил и губернатор. «В то же время немаловажной причиной является, на мой взгляд, и недостаточная кадровая работа как со стороны главных врачей тагильских больниц, так и со стороны областного министерства здравоохранения», – отметил он.
По некоторым данным, ему уже объявлен выговор. Впрочем, официального подтверждения этой информации, как и опровержения, нет. «У меня такой информации нет и в принципе быть не может. Кто имеет право объявлять выговоры министру? Вышестоящее руководство. Узнавайте у пресс-службы главного начальника», – отметил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» пресс-секретарь регионального минздрава Константин Шестаков.
Получить комментарий в департаменте информационной политики Свердловской области на момент публикации материала не удалось. Руководитель департамента Юлия Прыткова находится в отпуске.
По мнению наблюдателей, выговором, в случае если он действительно был объявлен, дело может не ограничиться. «Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уже прокомментировал ситуацию с увольнением хирургов Центральной городской больницы (ЦГБ) № 1 Нижнего Тагила. Песков считает, что медицинские работники должны получать заработную плату не ниже средней по региону. При этом он отметил, что отвечают за это местные (региональные) власти. Что после этого можно еще комментировать? Минздрав региона в пролете. Да и правительство области в целом. Подставились по полной», – поделился мнением с «ФедералПресс» политолог Константин Калачев.
«Губернатору надо выбрать между популярным, но вынужденным решением и позицией «мы своих не сдаем», – отметил Калачев, отвечая на вопрос о возможной отставке главы свердловского минздрава.
Политолог Андрей Кузнецов, отвечая на вопрос, есть ли вина регионального минздрава в случившемся, отметил: «Конечно, есть. Это очевидно. Если люди вынуждены коллективно бросать работу, которой учились 5–6 лет, на которой всю жизнь трудились, – это явный признак того, что, во-первых, накипело, а во-вторых, что их не слышали, не замечали, не решали ничего, бросили их с этими проблемами один на один».
«Это показатель того, что в министерстве как минимум не выстроен эффективный механизм взаимодействия с врачами больниц даже в крупных городах, не говорю уже о малых муниципалитетах. Вина ли это министра или кто-то из заместителей завалил свой блок – тут надо разбираться. В целом на все министерство пятно, ведь гремим-то на всю страну», – прокомментировал ситуацию Кузнецов.
«Тема здравоохранения является политически чувствительной, а не какой-то бытовой. Трудовой конфликт показывает то, что внутри отрасли нет какой-то коммуникации, ведь существует профсоюз медицинских работников, депутаты и другие сферы. К сожалению, врач – это не дворник, который бросил метлу и ушел, ведь люди болеют – появляются неотложные случаи. Видимо, со стороны хирургов это жест отчаяния; они, наверное, писали руководству, намекали. Я сомневаюсь, что они приняли то решение за один раз: молчали, молчали, а потом за один раз решили уйти – нет. Либо руководство больниц никак не выносило это, не доказывало, а просто хотело решить вопрос. Это некий тест для нашей региональной власти, умение решить этот конфликт», – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.
А политолог Александр Пирогов в свою очередь считает, что все дело в реформе здравоохранения и случай в Нижнем Тагиле – лишь первая ласточка. «За эти 20 лет выстроилась такая жесткая вертикально-иерархическая культура управления, которая не подразумевает ни самостоятельности, ни инициативы, ни какого-то другого способа разрешения проблем. Территории не должны привлекать внимание к себе со стороны высшего начальства, которое отличается жесткой позицией. Нет ничего удивительного, что никто и ничего не пытается предпринимать для решения проблем – пока гром не грянет, народ не перекрестится. Конфликт в данном случае не погасили. Проблема в медицине серьезнейшая – все дело в системе. Вся эта безумная оптимизация, которая происходила эти несколько лет, угробила здравоохранение. На уровне малых городов медицина практически ликвидирована: нет врачей, колоссальные очереди к обычным специалистам, а врачи работают на несколько ставок. Это огромная проблема, которая только начинает вскрываться. Все по сути началось громко с Нижнего Тагила, и это будет продолжаться дальше. Другие врачи увидят, что у тагильчан что-то получилось, и будут сами пробовать и привлекать внимание, понимая, что единственный способ привлечь внимание – это протест. В ситуации позитивного выхода не видно», – прокомментировал он «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Дмитрий Барков, Виктор Вытольский, rosminzdrav.ru,kremlin.ru,pxhere.com, пресс-служба ЗакСО