Вторых туров губернаторских выборов в этом году не предвидится. К такому выводу пришли политологи, принявшие участие в круглом столе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). И причина не в отсутствии конкуренции (с этим как раз все в порядке), а в отношении игроков к самой кампании и методах их работы. С чем кандидаты подошли к финальной стадии выборов – читайте в материале «ФедералПресс».
Выборы глав уже в следующее воскресенье, 8 сентября, пройдут в 16 регионах страны. Напомним, что в большинстве случаев (80 % предвыборных субъектов) к руководству пришли новые люди и лишь три действующих губернатора вновь пойдут на выборы сами. По мнению руководителя департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерины Соколовой, это может быть связано с тем, что год назад «хуже всего проходили кампании со старыми главами».
Эксперты отмечают более активное участие в губернаторских выборах представителей малых партий. Объяснить это можно тем, что, как отмечает Соколова, политическим объединениям необходимо «подтвердить свою квалификацию перед выборами 2021 года». Если вспомнить цифры статистики, то в этом году своих кандидатов выдвинули аж 34 партии.
Отличие (или «магия») нынешних выдвиженцев, по словам Екатерины Соколовой, – это их человечность. «Это люди, которые люди, которые знают и заинтересованы в современных управленческих практиках», – полагает эксперт. Вместе с тем Соколова не отрицает, что на высокий или достаточно высокий рейтинг кандидатов серьезное влияние оказывает и «фактор собственной региональной политики: более гомогенные, неконфликтные элиты, которые способны договориться», а также спокойная обстановка в обществе.
Каждый из кандидатов в губернаторы искал свои подходы к избирателям. Но, как полагают эксперты, выиграет скорее тот, кто «ходил пешком». Времена листовок, газет, слоганов с билбордов прошли. Людям нужно живое общение и, кроме того, конкретные дела.
И это подчеркивает одну из важных особенностей губернаторских кампаний: это не борьба политическая, а борьба управленческая. Ее победителем становится тот, кто может представить избирателям конкретный план действий и продемонстрирует еще до выборов конкретные дела и решения. Политолог Екатерина Курбангалеева, в частности, отметила, что последние два-три года на губернаторских выборах превалирует социальная повестка. Особенно востребована тема доступности здравоохранения. Ситуация, говорит Курбангалеева, такова, что «надо что-то предлагать людям, потому что просто слоганами уже не обойтись, нужно в короткий срок вычленить проблему и найти решение».
Руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян поддержал тезис о том, что выборы губернаторов перестали быть выборами политических взглядов. «Врио избираются с определенным набором услуг и подходов», – отметил эксперт.
Такая «прагматизация повестки», которую предлагают врио губернаторов, заставляет и оппонентов менять свои технологические подходы – уходить от политических заявлений, популизма и предлагать программу конкретных действий.
Формально конкуренция на этих выборах есть, говорят эксперты. Но если говорить о прогнозах, то у врио губернаторов конкуренции практически нет. Как считает директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт, «действующие губернаторы сделали ставку на повестку, которая стоит перед неудовлетворенным обывателем». «На один из митингов в Москву приехало около 40 % людей из других регионов – от Камчатки до Калининграда. Они приехали с региональной повесткой, они хотели донести свои проблемы до федеральной власти. Но оппозиционные партии проигнорировали это. Если человек летит в Москву, значит, оппозиция его не услышала или человек настолько ей не доверяет», – считает Шпунт.
По мнению эксперта, сегодняшняя оппозиция предпочитает «стоять в стороне» от проблем. Этим и объясняется в том числе отсутствие вероятности вторых туров.
Основная проблема так называемых кандидатов не от власти заключается в их несистемной работе: в межвыборный период они не активны на своих территориях, они не выстраивают четкий ротационный план внутри партий, объясняет политолог Павел Данилин. И это серьезно влияет на их восприятие и восприятие выдвинутых ими кандидатов во время избирательных кампаний.
Кроме того, это накладывает отпечаток и на отношение к выборам самих кандидатов: для «вменяемых людей», для тех, кто понимает, что победа достается теперь не пустыми политическими лозунгами, а реальными делами, членство в партии – это неотъемлемая часть проектирования собственной политической карьеры. Поэтому хлопанье дверьми и разбрасывание партбилетов вышло из моды и на выборах важно уметь договариваться, в том числе с однопартийцами.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин