Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

«Они обесценивают нефть Urals». Аналитики прогнозируют потерю европейского рынка сбыта нефти из-за поведения «Транснефти»

Эксперты и аналитики рынка нефти раскритиковали поведение компании «Транснефть»
Эксперты и аналитики рынка нефти раскритиковали поведение компании «Транснефть»

Эксперты и аналитики рынка нефти раскритиковали поведение компании «Транснефть» в связи с загрязнением топлива в трубопроводе «Дружба». По их мнению, бездействие компании и попытки свалить ответственность на чужие плечи уже негативно отразилось на имидже России как надежного поставщика. Однако еще больший вред, по мнению экспертов, могут принести планы «Транснефти» по смешению суррогата в трубопроводе. Итогом станет обесценивание нефти марки Urals и потеря европейского рынка сбыта. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».

История с загрязненной нефтью в трубопроводе «Дружба» слишком дорого обходится экономике России. Причем основной урон наносит не только сам факт поставки некачественного топлива, но и поведение компании «Транснефть», отмечают аналитики рынка. В ситуации, когда надо компенсировать ущерб и позаботиться о том, чтобы подобного больше не случилось, представители госмонополии пытаются уйти от ответственности и в резкой форме отказываются от предложений по урегулированию конфликта.

Так, председатель совета директоров ПАО «НК «Роснефть», экс-канцлер Германии Герхард Шредер обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с предложениями по обеспечению энергобезопасности России и стран Европы, которые позволили бы снять долгосрочные репутационные и экономические риски с российских поставщиков нефти. Это вызвало неадекватную реакцию со стороны представителей «Транснефти». В частности, советник президента компании Игорь Демин не только раскритиковал высказанные предложения, но выдвинул ряд обвинений в адрес «Роснефти».

Нивелировать возникшие в связи с инцидентом риски можно только в совместном диалоге с Европой. Идти против таких серьезных предложений – странно, считает преподаватель финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков.

«Герхард Шредер – серьезный европейский политик, который фактически выступил интегратором в сфере российско-европейских энергетических отношений. К Шредеру нужно прислушиваться и относиться к нему серьезно. То, что позволил себе советник «Транснефти», это недопустимо», – заявил он, отметив, что предложение Шредера абсолютно в логике бизнеса. По мнению Крутакова, независимый институт необходим. «Все точки входа в трубу контролируются инспекторами «Транснефти». Это входит в стоимость услуг. И существуют пробы, которые берутся во время сдачи нефти. При желании найти, откуда и почему грязная нефть, очень легко. Но у меня складывается впечатление, что «Транснефть» не собирается это расследование проводить», – говорит эксперт.

С ним соглашается доктор экономических наук Михаил Делягин. «Это уже плохо отражается на европейском рынке. Причем значительнее ударило даже не само загрязнение, а отсутствие каких бы то ни было разъяснений со стороны «Транснефти». Европа лихорадочно прорабатывает все альтернативные возможности получения нефти. Просто потому что реакция «Транснефти» на аварию свидетельствует о ненадежности ее как партнера. Поскольку нефть сорта Urals признана ненадежной и потенциально опасной, она теперь будет стоить дешевле. На этом фоне крайне уважаемый представитель западноевропейского бизнеса Герхард Шредер, который сделал очень многое для развития российско-европейских отношений, предлагает вполне вменяемую систему мер, усиленный контроль. «Транснефть» должна убедить европейских потребителей в том, что такое не повторится. Давайте сделаем независимый контроль, ужесточим стандартные требования к загрязнению, потому что у нас они в шесть раз слабее, чем в Европе. Все это соответствует позиции российских нефтяников, и эта позиция разумная», – уверен Делягин.

По его данным, потери российской экономики от истории с грязной нефтью составят 500 млрд рублей. ««Транснефть», судя по первому заявлению, не понимает, что они сотворили. Причем сотворили своими действиями по поводу аварии. «Транснефть» – это не частная лавочка, это государственная компания. Когда так ведет себя госкомпания, то возникает ощущение, что неадекватно государство, которое представляет эта компания», – выразил обеспокоенность эксперт.

Неадекватным ситуации поведение «Транснефти» считает и гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Вместо того, что принять предложения, которые могли бы урегулировать ситуацию, «Транснефть» начала говорить, что компания к этому отношения иметь не собирается. При том, что они знают, что у них система контроля качества нефти плохая, работает некачественно», – отмечает он, добавляя, что доведение качества российской нефти до международного стандарта могло бы снизить потери, которые несет и еще понесет Россия.

Потеря стратегического партнера

Эксперты не исключают, что итогом более чем странной политики «Транснефти» Россия может не только разрушить имидж, но и потерять ключевого партнера.

«Европа исторически ключевой регион поставок российских энергоносителей: и нефти, и газа. Поставки ведутся уже больше 50 лет, они не прерывались никогда, даже во времена холодной войны. Никакие политические распри не мешали России в полном объеме выполнять свои контрактные обязательства: энергоресурсы всегда поставлялись в срок, в полном объеме и надлежащего качества. За долгие годы работы отечественные компании зарекомендовали себя как надежный поставщик энергоресурсов. И до настоящего момента ничто не могло испортить этот имидж. Инцидент с «Дружбой» дал все козыри в руки европейским сторонникам активной диверсификации поставок энергоносителей в Европу. Теперь, когда весь мир убедился в том, что «Транснефть» не имеет надежных инструментов гарантий качества сырья, не приемлет идей о введении мировых стандартов контроля качества, все это позволяет странам Европы форсировать реализацию альтернативных проектов по поставкам нефти в ЕС. И ряд стран, например, Польша уже заявили о своем намерении ускорить процесс диверсификации поставок», – считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

По ее мнению, ущерб, нанесенный РФ инцидентом с загрязнением нефтепровода «Дружба», еще предстоит оценить. Однако уже сейчас российские поставщики несут прямые убытки: это и недопоставки, и неустойки, штрафы за срыв контрактов и прочее. «В 2018 году доля российской нефти в импорте в Европу составляла 27,3% по сравнению с 29,9% в 2017 году. Во многом это объясняется введением санкций. В 2019 году доля российской нефти в европейских поставках может продолжить свое снижение, но на этот раз из-за инцидента с «Дружбой». Также до сих пор непонятно, как будут выплачиваться компенсации. На данный момент речь идет об установлении предельных значений по выплатам, то есть это значит, что полностью требования по компенсациям удовлетворены не будут. Все это, безусловно, будет способствовать сокращению доли российской нефти на европейском рынке уже в среднесрочной перспективе», – прогнозирует Косарева.

Губительные планы

В начале августа «Траснефть» публично уведомила о намерении поставлять на НПЗ Центрального региона и в порт Приморск нефть с содержанием до 6 ppm. Это означает, что экспортные поставки через морской терминал будут содержать запретительные характеристики для европейских НПЗ. По мнению политолога, гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, план «Транснефти» по очистке трубы ударит по цене на нефть марки Urals.

«Идея «Транснефти», по сути, сводится к подмешиванию суррогата к чистой нефти. То есть качество сорта Urals будет снижаться. А значит, будет снижаться и его цена по отношению к эталонному Brent. Потери бюджета составят порядка 500 млрд рублей – это оценка Fitch. И возможно эти потери еще увеличатся, потому что непонятно, когда рынок восстановится. Инициатива «Транснефти» может очень сильно повлиять на российский рынок нефти, на отрасль в целом. Под угрозой оказываются все экспортные контракты: как мы с таким качеством будем выполнять международные нормы?», – задается вопросом политолог.

По данным доцента кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГ, исполнительного директора Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамары Сафоновой, пока компаундирование нефти с повышенным содержанием хлорорганики существенным образом не сказалось на экспортных грузопотоках в июле-августе текущего года. «Наибольшие объемы сокращения пришлись в июле 2019 года на экспортные отгрузки через порт Усть-Луга, где содержание хлорорганических соединений было выше ожиданий импортеров российской нефти, а снижение объемов перевалки составило – 1,8 млн тонн. При этом компания «Роснефть» в июле сократила семь танкерных партий относительно июня, а «Сургутнефтегаз» – восемь танкерных позиций «стотясячников». График поставки нефти через порт Усть-Луга на август предусматривал еще большее сокращение, до уровня 600 тыс тонн нефти, что оказалось ниже фактической отметки июля месяца на 500 тыс. тонн», – отмечает эксперт.

Потери для российской экономики будут колоссальными, уверен доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. «Потери будут однозначно. Еще неизвестна сумма исков – но она будет, совершенно очевидно, миллиарды долларов. Непонятно, какую долю рынка мы потеряем. Минэкономики Германии официально выразило беспокойство по поводу того, что происходит с прокачкой. Белорусы уже увеличили цену за прокачку нефти именно чтобы покрыть свой ущерб. Что будет в Польше, Венгрии, Словакии – вопрос открыт. Будет дисконт к цене на Urals. Летом дисконт составлял до 10%, до 6-7 долларов за баррель. Это огромная потеря для российского бюджета. Сегодня на уровне судового топлива это уже порядка 175 млрд рублей. В принципе разговор идет о суммах до 500 млрд рублей потерь федерального бюджета», – считает эксперт.

Он напомнил, что в ближайшее время вступят в силу более жесткие европейские регламенты по содержанию хлорорганических примесей. «Это ощутимый удар по высокосернистой российской нефти. Связано ли это с загрязнением? На мой взгляд, да. Конечно, можно сказать, что Европа заботится о снижении выбросов, но, в первую очередь, на мой взгляд, ускоренное принятие этих регламентов связано с этим скандалом», – заключил Кричевский.

Фото: pxhere.com

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.