Российские регионы выполняют программу по проведению мусорной реформы с многочисленными недочетами. Такой вывод сделан по итогам анализа 40 территориальных схем обращения с отходами. Среди самых распространенных недостатков – непрозрачность, отсутствие ясной информации о будущих полигонах и заводах по переработке отходов. При том, что мусорная реформа стартовала в январе текущего года, до сих пор ее механизм разворачивается со скрипом. О том, что мешает внедрить в России работающую систему раздельной переработки мусора, – в материале «ФедералПресс».
Свалить ответственность в бесхозное место
Территориальная схема должна разъяснять план мусорной реформы в регионы, объемы существующего мусора, частота его вывоза и места его появления. С новым режимом работы не справились 11 регионов, пишут «Ведомости», ссылаясь на исследование Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ). Москва и Санкт-Петербург в реформу обращения с мусором пока не входят, имея исключительное право готовиться к переходу только с 2022 года. Остальные регионы должны завершить необходимые процедуры до конца 2019 года.
По словам заместителя гендиректора «Российского экологического оператора» (РЭО) Вячеслава Духина, в схемах часто «нет детализированной информации о мощностях и сроках ввода таких объектов в эксплуатацию». Он добавил, что оставшиеся территориальные схемы обращения с отходами планируется проанализировать до ноября. Согласно уже проведенному мониторингу, лучше всего дела обстоят в Тульской области, не отвечают установленным нормам схемы Ростовской области, Чувашии и Краснодарском крае.
Отраслевые эксперты указывают, что ежегодно на территории России образуется порядка 70 млн тонн отходов, большая часть которых десятилетиями банально свозилась в ближайшее безлюдное место и сваливалась на несанкционированную бесхозную площадку. Такая ситуация не устраивала никого, кроме самих «серых» перевозчиков мусора. В результате законодатели подготовили отраслевую реформу, которая официально стартовала в январе 2019 года. Ее суть заключается в ликвидации стихийных свалок и несанкционированного сброса отходов. Для этого груз ответственности переносится с перевозчика отходов на оператора-переработчика твердых коммунальных отходов. Тарифы на услуги регионального оператора утверждаются отдельно.
Согласно идее законодателей, перевозчик полностью лишается допуска к финансированию, которое теперь будет получать оператор отходов, который обязуется углублять раздельную переработку поставляемого мусора. Такое распределение должно сделать обращение с отходами более цивилизованным и, в конечном счете, улучшить экологическую обстановку на местах. Суть мусорной реформы раскрывается в паспорте национального проекта «Экология». Так, например, предполагается, что к 2024 году на глубокую переработку должно отправляться 36 % бытового мусора вместо нынешних 7 %.
Проблемы неудовлетворительного состояния в сфере переработки бытовых отходов коснулся президент Владимир Путин в февральском послании Федеральному собранию. Он потребовал до конца 2020 года ликвидировать три десятка крупнейших городских свалок, а в ближайшие пять лет – остальные полигоны, не имеющие инфраструктуры для раздельной утилизации мусора. Таким образом, в случае успешной реализации реформы будут ликвидированы теневые схемы вывоза мусора на неподготовленные для этого площадки, а самовольные перевозчики останутся за бортом.
Впрочем, выстроить прозрачную схему перевозки-переработки отходов на региональному уровне оказалось не так-то просто. Не желая терять свою часть «мусорного рынка» ряд компаний перевозчиков перерегистрировались в компании-утилизаторы, чтобы поиметь часть средств с тарифных отчислений. Как выразился эколог Максим Шингаркин, «вдохновившись идеей освоения массы денег, местные власти и регоператоры надеялись на рост коммунального тарифа для населения, но очень удивились, когда оно вдруг отказалось платить за их пожелания». Так он прокомментировал возмущение граждан, получивших платежку с новой графой об оплате регоператору за раздельный сбор мусора. Другими словами, ряд бывших «серых» перевозчиков готовы продолжить получать официальные деньги, однако мусор до сих пор свозится на неподготовленные для глубокой переработки отходов площадки. Нынешнее исследование РЭО – тому подтверждение.
Региональные операторы отвергают критику, напоминая, что полигонам с системой раздельного сбора мусора неоткуда взяться, но не потому, что они не были внесены в территориальные схемы, а из-за нехватки средств для их строительства.
Чтобы исключить разночтения в выборе мест и инфраструктуры для завода по раздельной утилизации мусора в РЭО занялись разработкой методики техобследования инфраструктурных объектов. В случае, если полученные в ходе проверки данные соответствуют законодательству, объект будет внесен в ныне создаваемую федеральную схему. Она будет включать объединенные достоверные данные о состоянии инфраструктуры переработки мусора, его источники, виды переработки и техусловия полигонов. В нацпроекте «Экология» указывается, что федеральная схема будет электронной, срок ее появления намечен на декабрь 2020 года. Впрочем, ранее гендиректор РЭО Денис Буцаев рассказывал, что рабочая версия схемы может появиться до конца текущего года.
Импортное вторсырье на российских заводах
Сфера обращения твердых коммунальных отходов является самой запущенной среди всех экологических направлений в России. Такую точку зрения высказал специальный представитель президента РФ по экологии Сергей Иванов на сессии по экологии на Дальнем Востоке в рамках Восточного экономического форума. По его словам, первых результатов мусорной реформы стоит ждать, когда в стране появятся две сотни сортировочных заводов по переработке мусора.
«Понятно, почему - мы этим вообще не занимались никогда. И я думаю, нам не понадобится 30-40 лет для того, чтобы навести порядок в этой сфере», - отметил спецпредставитель президента, признав, что Россия сильно отстала от цивилизованного мира.
Ранее РЭО сообщало, что в настоящее время в России функционируют лишь три сортировочных предприятия, соответствующих нормативам переработки отходов нацпроекту «Экология». Два из них находятся в Орловской области, еще один – в Ленинградской области. Близки к требуемым показателям еще 15 предприятий, у которых доля извлечения вторичных материалов составляет не менее 20 %. Комментируя цифры, Вячеслав Духин также подтвердил, что для достижения показателей нацпроекта необходимо построить «сотни новых объектов инфраструктуры».
Примечательно, что на фоне борьбы за высокие показатели переработки импорт вторичного сырья в Россию растет два последних года. В первую очередь речь идет о пластиках и макулатуре. Хотя в масштабах собственного производства внутри страны объемы незначительны, однако и они позволяют поддержать перерабатывающие предприятия в период «раскачки» мусорной реформы. В числе причин эксперты называют падение цен на макулатуру на зарубежных рынках, а завоз пластика – из-за дефицита на российских перерабатывающих заводах вторсырья. По их мнению, дефицит объясняется именно тем, что основные объемы вторсырья продолжают попадать на свалку, а не на заводы. Таким образом, в отсутствие налаженной, а не декларативной системы раздельного сбора ТБО, ввоз вторички остается «спасательным жилетом» для нынешних перерабатывающих мощностей.