Выборы мэра в Новосибирске принесли ожидаемый результат: действующий мэр города Анатолий Локоть продлил свои полномочия еще на пять лет. Обсуждают не только его уверенную победу, но и несомненный успех Сергея Бойко, руководителя новосибирского штаба Алексея Навального, и низкую явку избирателей. Кроме того, любопытно посмотреть, чем отличается волеизъявление городских районов – это тем более важно, что выборы в горсовет не то что не за горами, а уже через год. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Всех все устроило
Явка избирателей составила 20,66 %, что послужило пищей для массы разнообразных комментариев. Один из представителей антилоктевской оппозиции, кандидат от «Справедливой России» Виктор Козодой, приводя цифры явки, сделал вывод: «Полнейшее отчуждение власти и населения. Два мира, два образа жизни». С ним согласны те, кто проиграл. Победитель Анатолий Локоть считает совершенно иначе. На следующий день после выборов он рассказал на пресс-конференции, что явка оказалась именно такой потому, что многих новосибирцев устраивает ситуация в городе и они, решив ничего не менять, просто остались дома. Этот тезис для «ФедералПресс» расшифровал депутат горсовета Сергей Сухоруков.
«Снижение явки далеко не всегда является показателем недоверия к власти. Есть ситуации, когда людей все устраивает и они предпочитают участию в голосовании другие дела. Фактически избиратели в Новосибирске этим показали свою лояльность власти», – отметил Сухоруков.
Тема явки стала одной из главных и на круглом столе Экспертного клуба, посвященном итогам выборов мэра. Политолог Владимир Леонтьев уверен, что одной из причин низкой явки стало «неверие граждан по стране в перемены к лучшему в целом и неверие в то, что выборы что-то изменят в частности». Его коллега Сергей Козлов уверен, что малому присутствию избирателей на участках способствовала скучная и неинтересная кампания. В свою очередь, еще один политтехнолог Игорь Козлов порекомендовал не сводить ситуацию только к одному Новосибирску и привел цифры явки в других городах-миллионниках: они отличаются крайне незначительно. Значит, мы имеем дело вовсе не с локальным феноменом, а с явлением, которое надо тщательно анализировать
Стабильный Локоть и неведомый Бойко
Сейчас всем понятно, почему представители оппозиции сразу после того, как стало известно о соглашении губернатора Андрея Травникова и мэра Анатолия Локтя о сохранении статус-кво, прозванном ими пактом, подняли такой шум в СМИ и социальных сетях. Как чувствовали. Обе стороны следовали договоренностям, что и предопределило успех обоих политиков на выборах.
Эксперты считают, что команда Локтя выбрала верную стратегию – она не ввязывалась в перепалку с оппонентами, а грузила их смыслами, в результате чего формат дискуссии направляли технологи мэра. Сам новоизбранный мэр сказал так: «Мы работали на позитиве: никого не критиковали, никого не притесняли».
Результат мэра в итоге оказался выше, чем обещали ему социологи. Он даже перевалил за отметку 50 %, как бы подчеркнув символически, что второго тура все равно бы не было. Мэр получил больше половины голосов в шести из десяти районов города; лучший результат оказался в Первомайском районе, где традиционно сильны позиции левых – 57,1 %.
Сергей Бойко уверял, что потратил меньше всего денег на кампанию, с чем согласны далеко не все эксперты. А вот с чем согласны все, так это с тем, что такой его результат никто не мог представить. Самые большие оптимисты давали до 15 % голосов, а он сумел набрать 18,6 %. Наибольшую поддержку Бойко обрел в Железнодорожном районе, где опять-таки традиционно голосуют за КПРФ (Локоть там нынче получил 51,2 %). Совершенно понятно, что худший его результат оказался на Первомайке, но и он впечатляет – 15 %. Бальзам на душу политика, который в Новосибирске ассоциируется исключительно с фигурой Навального, – его победа над депутатом горсовета из Академгородка Натальей Пинус, которая конкурировала с Бойко всю кампанию, в ее вотчине: 18,6 % против 16,6 %.
Ложечки не помогли
Если непредвзятым наблюдателям давно был ясен исход кампании и главный соперник мэра, то вопрос о том, кто займет почетное третье место, ясного ответа не имел. С равными основаниями на это место претендовали Наталья Пинус, ее коллега по горсовету Евгений Лебедев (ЛДПР) и бывший вице-мэр Данияр Сафиуллин, которого выдвинула кандидатом партия «Родина».
Прогнозы на этот счет были разные, равно как и козыри у кандидатов. Евгений Лебедев работал по стандартным элдэпээровским лекалам, особое внимание уделив своему району – Дзержинскому. В итоге он там набрал 20 % голосов и даже обогнал Бойко. Но на город в целом это не сработало – 9,4 % при том, что в трех районах Лебедев проиграл Наталье Пинус. Она пыталась провести креативную кампанию, которая, правда, кого-то озадачила. До сих пор некоторые горожане гадают, что же обозначали большие белые шары, которые волонтеры штаба Пинус размещали на городских улицах. Креатив не пересилил партийный фактор: Пинус проиграла Лебедеву один процент, правда, она может утешиться тем, что опередила бывшего вице-мэра.
Генерал-лейтенант Данияр Сафиуллин пытался донести до горожан мысль, что нет в городе человека, лучше него знающего городское хозяйство, но кампания его была какой-то старомодной, никакой новизны не несла. Запомнится она обилием баннеров на городских улицах и призывом из рекламы на радио: «Ложечку за маму! За папу! За братика! За Данияра Сафиуллина!». Ложечка не помогла, и генерал остановился на отметке 7,3 %. За 10 % он вышел только один раз в Калининском районе, что совершенно понятно, ведь именно там находится городской округ лидера регионального отделения партии «Родина» Вячеслава Илюхина. Там с ним соперничать никто не рискует.
В пределах погрешности
Политологов, собравшихся на круглый стол Экспертного клуба, изрядно опечалил тот факт, что десять остальных кандидатов не смогли выйти за пределы одного процента набранных голосов. Владимир Леонтьев объяснил, почему так произошло: «Многие кандидаты выдвинулись, но за победу даже не боролись – они были просто статистами. Я не раз об этом говорил и повторю сейчас, что такое положение дел нельзя терпеть – нужно ставить какие-то барьеры. Хотя бы для партий, которые имеют право выдвигать кандидатов, но мы все видим, во что это превращается».
В гонке статистической погрешности впереди оказались две дамы – Юлия Сапина и Дарья Украинцева, их в итоге разделили две сотых. Только восьмым стал представитель «Справедливой России» Виктор Козодой с 0,7 %. Дмитрий Холявченко, выдвинутый «Яблоком», с 0,28 % стал четвертым с конца, еще раз подтвердив тезис, что «Яблоко» в Новосибирске – это не более чем славное воспоминание, никак не связанное с нынешними реалиями. Ну а худший результат оказался у Мухаммеда-Али Хаюрина – 0,14 %.
Собственно говоря, итоги выборов сформулировали три главных вопроса к политической системе Новосибирска.
Первый – что будет делать после победы Анатолий Локоть? На этот вопрос ответил он сам. Дал понять, что никаких резких шагов делать не будет, но некие «структурные изменения» в мэрии могут последовать, если возникнет «потребность в перегруппировке».
Второй – сохранит ли свое действие пакт Локоть – Травников? Пока на эту тему никто публично не высказывался, разве что мэр наутро после победы снова подчеркнул важность того, что в Новосибирске действует «соглашение уровней власти». Эксперты полагают, что договоренность может быть распространена и на выборы 2020 года, тем более что у ЕР и КПРФ уже есть опыт разведения кандидатов.
Третий – сможет ли как-то применить внезапно свалившийся на него политический капитал Сергей Бойко? Этот вопрос занимает сейчас многих – они уже пишут, что именно должен делать представитель Навального, который успел пообещать «забрать себе городской совет».
Фото:novo-sibirsk.ru.
Выборы-2019