Группа Alltech известного угольного магната Дмитрия Босова отказалась от реализации проекта «Печора СПГ». Теперь она ищет покупателей, которым он может быть интересен. Причины этого решения Alltech не обнародовала, но она могла принять его и по финансовым, и по экологическим соображениям. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Недалеко от Печорской губы
Группа Alltech приступила к поиску потенциальных покупателей на ее проект «Печора СПГ» в Ненецком автономном округе. Его ресурсной базой являются два газоконденсатных месторождения – Коровинское и Кумжинское.
Оба месторождения были открыты в 1974 году. Запасы Коровинского месторождения составляют 46,6 млрд кубометров природного газа и 1,1 млн тонн газового конденсата, Кумжинского – 119,2 млрд кубометров и 4,5 млн тонн соответственно.
В рамках проекта группа Alltech планировала вовлечь в разработку эти два месторождения, построить завод по сжижению природного газа (СПГ) мощностью 3,6–5 млн тонн в год (цитируется «Коммерсант»).
Поскольку Коровинское и Кумжинское месторождения расположены неподалеку от Печорской губы, рассматривалось три варианта завода СПГ – наземного, плавучего и на гравитационном основании. Начало его строительства предполагалось еще в 2011 году, запуск – в 2014–2015 годах. Газ должен был поставляться потребителям по долгосрочным контрактам. Но никакого завода пока нет и в помине.
Причины могут быть разные
По мнению отраслевых экспертов, у группы Alltech могли быть самые различные основания для отказа от претворения в жизнь «Печоры СПГ».
«Возможных причин может быть несколько. Во-первых, у компании могла измениться стратегия развития, из-за чего она могла выйти из проекта. Во-вторых, как известно, партнер компании вышел из него раньше, что могло повлиять на решение компании тоже выйти из него. В-третьих, не исключено, что на это решение могли повлиять экономические факторы: трудности с привлечением средств в проект, увеличение конкуренции в отрасли, пересмотр его параметров», – отметил Дмитрий Баранов, ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент».
«За долгие годы реализации проект так и не получил лицензию на экспорт СПГ, которой из частных компаний обладает только «Новатэк», – обращает внимание Александр Осин, аналитик «Фридом Финанс». Аналогичной точки зрения придерживается Сергей Дейнека, финансовый аналитик «БКС Премьер», также указавший на отсутствие лицензии на вывоз СПГ за границу.
Наследие советских времен
Нельзя исключать еще двух причин, по которым Alltech решила выйти из «Печора СПГ». Первая – отсутствие денег. Судя по данным портала Rusprofile, ООО «Печора СПГ», выступающее оператором проекта, за несколько лет практически лишилось доходов: если в 2013 году его выручка была равна 26 млн рублей, то в 2017 году она снизилась до нуля (какой она была в 2018 году – неизвестно). Из убытков же оно просто не вылезало. Вероятно, Alltech не имела возможности должным образом финансировать ООО «Печора СПГ».
К тому же подконтрольные ей «Сибантрацит» и «ВостокУголь» планируют реализовать несколько дорогостоящих проектов: проложить Северомуйский тоннель – 2 для расширения пропускной способности БАМа, освоить Сугодинско-Огоджинское угольное месторождение в Амурской области и наладить добычу угля на острове Диксон, построить порт Вера в Приморском крае.
Вторая – Alltech могла столкнуться с наследием советских времен. Дело в том, что в 1980 году на одной из скважин, пробуренных на Кумжинском месторождении, произошел выброс газа с последующим его воспламенением. Чтобы прекратить горение газа, в 1981 году произвели подземный ядерный взрыв мощностью 37,6 килотонны, не принесший результата. Пожар удалось загасить лишь в 1987 году.
После того как Alltech приступила к осуществлению «Печора СПГ», ей однозначно пришлось учитывать этот факт. Правда, в 2012 году заместитель генерального директора по экологии и промышленной безопасности «СН Инвест» (входит в Alltech) Евгений Волков заявил: «Исследования в процессе бурения оценочной скважины показали отсутствие радионуклидов в газовом конденсате, газе и пластовой воде, современная радиационная обстановка на Кумжинском ГКМ соответствует естественным значениям, дополнительные мероприятия по радиационной безопасности не требуются» (цитируется РИА «Новости»).
Такие слова вызывают удивление. Радиоактивные вещества не могли никуда испариться с газом из месторождения или скоренько утечь с подземными водами. Период полураспада урана в зависимости от изотопа может колебаться от 270 тысяч до 4,5 миллиарда лет (именно он и мог быть во взорванном ядерном заряде), следовательно, быстро радиационный фон понизиться не мог. Радиоактивные вещества наверняка остались в находящемся в недрах газе, и никто из потенциальных клиентов «Печора СПГ» точно бы не захотел платить за него.
Возможно, в Alltech осознали, что удалить радиоактивные вещества из газа будет сложно, и решили не тратить время и деньги на освоение Кумжинского и вместе с ним Коровинского месторождений.
Покупатель найдется нескоро
Но найти быстро покупателей на «Печора СПГ» владельцу Alltech Дмитрию Босову вряд ли удастся. «Думаю, среди российских инвесторов желающих вложиться в этот проект будет мало», – считает Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА.
И даже если среди российских или иностранных компаний найдется смельчак, готовый потратиться на «Печору СПГ», то ему придется решать целый комплекс проблем. Коровинское и Кумжинское месторождения находятся в практически неосвоенном районе, среди тундры, болот и озер. Кумжинское вдобавок расположено в пределах Ненецкого государственного заповедника, где живут редкие виды птиц – малый лебедь, белощекая казарка и друие. Масштабные строительные работы могут распугать их и даже привести к сокращению их численности.
Для транспортировки газа с месторождений к заводу придется прокладывать трубопроводы, и они пройдут по местам миграции животных. Для перекачки СПГ с завода на морские газовозы нужен обустроенный соответствующим образом порт.
Все перечисленное требует колоссальных денег, и окупятся они явно не скоро. «Полагаю, что на проект может уйти до 6–10 млрд долларов, окупиться он сможет лет за 10 при удачной конъюнктуре рынка», – оценивает Максим Худалов.
Как бы то ни было, вряд ли стоит ждать прихода новых инвесторов в «Печора СПГ»: помимо него есть еще и другие более привлекательные проекты. И они точно не «фонят».
На запрос «ФедералПресс» в группу Alltech на момент публикации статьи комментариев получено не было.
Фото: pxhere.com