В Екатеринбурге суд рассматривает дело о фекальном потопе, ущерб от которого составил почти 20 млн рублей. Прокуратура утверждает, что компенсацию должны заплатить железнодорожники, которые будто бы спровоцировали засор на сетях «Водоканала». В РЖД отказываются возмещать ущерб и заявляют, что в наводнении виноват сам «Водоканал», который позволяет «черным ассенизаторам» сливать отходы в свои колодцы. О том, кто виноват в «грязной истории», – в материале «ФедералПресс».
Чкаловский суд Екатеринбурга начал рассматривать дело о взыскании с РЖД компенсации в сумме 19,2 млн рублей. Иск подала Свердловская транспортная прокуратура. Как сообщили корреспонденту «ФедералПресс» в пресс-службе ведомства, речь идет о прошлогоднем сбросе канализационных стоков, который случился в районе екатеринбургского поселка Шабровский и сысертской деревни Большое Седельниково – именно там железнодорожники намерены строить крупнейший в стране грузовой хаб.
Информацию о том, что в прошлом году в Шабровском произошел «фекальный потоп», корреспонденту «ФедералПресс» подтвердили в пресс-службе департамента Росприроднадзора по УрФО. Его специалисты проводили проверку по просьбе прокуратуры, именно они оценили ущерб в 19 миллионов. Как рассказали в пресс-службе, в стоках были найдены все вредные вещества, характерные для канализационных отходов, а также нефтяные примеси. По мнению специалистов, утечки происходили из сетей, когда-то принадлежавших Шабровскому тальковому заводу, а затем оставшихся без хозяина. Сейчас они переданы екатеринбургскому «Водоканалу».
Как утверждают в прокуратуре, РЖД ограничивало пропускную способность сетей, чтобы разгрузить свои насосные станции – в Большом Седельниково и на железнодорожной станции Седельниково. В результате фекалии разлились вокруг – «в том числе в путепроводе под железнодорожным полотном, примерно в 100 м от железнодорожной станции Седельниково».
Такого же мнения придерживается и руководство «Водоканала». В распоряжении «ФедералПресс» оказались фотографии тряпья, которое, по мнению коммунальщиков, железнодорожники сбрасывали в канализацию. Среди покрытых фекалиями вещей оказалась и телогрейка с логотипом РЖД. Выгода железнодорожников заключалась в том, чтобы не ремонтировать свои насосные станции, находящиеся «в сомнительном состоянии», и в то же время не допускать аварий на их территории, объясняют на «Водоканале».
«Водоканал» утверждает, что причиной затопления не могло стать незаконное использование колодцев «черными ассенизаторами», хотя признает, что такая проблема действительно существует. Как объясняет источник на предприятии, колодцы на окраинах города фактически невозможно защитить от доступа, не закрыв их полностью, а это помешало бы обслуживанию. Тем не менее, уверяют коммунальщики, отходы сливали в колодец, который не имел никакого отношения к потопу в Седельниково.
РЖД все обвинения в свой адрес отрицают. Как заявили корреспонденту «ФедералПресс» в пресс-службе Свердловской железной дороги, юристы компании будут настаивать на том, что ущерб должны возмещать «Водоканал» и администрация Чкаловского района. «Во-первых, сети, на которых произошел излив канализационных стоков, не эксплуатируются и не используются в хозяйственной деятельности ОАО «РЖД». Приказом администрации города Екатеринбурга от 29.09.2016 они включены в перечень бесхозяйных инженерных сетей и переданы в хозяйственное ведение МУП «Водоканал». Во-вторых, земельные участки, на которых произошел излив, не находятся в пользовании ОАО «РЖД». Земля относится к территории Чкаловского района Екатеринбурга», – объясняют железнодорожники.
В РЖД уверяют, что не устраивали никаких засоров на сетях «Водоканала». «Настоящей причиной излива канализационных стоков на почву является непринятие со стороны ЕМУП «Водоканал» эффективных мер по ограничению доступа к канализационному колодцу п. Шабровский, в который производится несанкционированный слив жидких бытовых отходов ассенизаторскими машинами», – заявили в пресс-службе. Там ссылаются на результаты прошлогодней прокурорской проверки и видеозаписи, сделанные сотрудниками железной дороги. Одна из таких записей оказалась в распоряжении «ФедералПресс».
Железнодорожники не верят, что «черные ассенизаторы» использовали только один колодец «Водоканала». Они настаивают на том, что подпольные коммунальщики сливали фекалии регулярно и в разные колодцы. В пресс-службе СвЖД указывают на проверку прокуратуры Чкаловского района, которая подтвердила их систематическое использование ассенизаторами из фирмы «Сантехэлектросервис».
В пресс-службе администрации Чкаловского района комментировать ситуацию отказались.
Наблюдатели говорят, что результат дела предсказать трудно. Как отметил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» адвокат Иван Кадочников, квалифицированных юристов в данной сфере практически нет. Обычно в таких делах бывает прав тот, кто быстрее обратится в надзорное ведомство и проведет экспертизу, отметил он.
Проблема возмещения нанесенного природе ущерба является системной, заявил корреспонденту «ФедералПресс» член экспертного совета комитета природных ресурсов, природопользования и экологии Госдумы Павел Сухонин. «Для предупреждения подобных ситуаций используются технологии полувековой давности, в продвижении новых технологий никто не заинтересован. В таких случаях все стараются скрыть ситуацию, сделать вид, что ничего не произошло, найти крайнего и свести все на нет», – считает он.
Отметим, что и «Водоканал», и СвЖД регулярно оказываются в центре скандалов. Так, на «Водоканале» за два года несколько раз менялось руководство, сейчас постоянный директор на предприятии отсутствует. Директор СвЖД во время «фекального потопа» Алексей Миронов в дальнейшем стал фигурантом уголовного дела о взятке, а летом ушел из жизни.
Следующее судебное заседание по делу о компенсациях состоится 30 сентября.
Фото и видео: источники «ФедералПресс»