Жесткая посадка Boeing 767 авиакомпании Azur Air произошла 25 сентября в аэропорту Барнаула. К счастью, никто из 341 пассажира не пострадал серьезно, но и «чуда на кукурузном поле», по мнению россиян, не произошло. Следственные органы выясняют причину произошедшего. Действующие пилоты, любители споттинга и эксперты из области авиации уже нашли много странностей в авиаинциденте. Подробности – в материале «ФедералПресс».
А был ли второй круг?
По предварительным данным, вечером в среду, 25 сентября, в Алтайском крае произошел авиационный инцидент с широкофюзеляжным самолетом Boeing 767-300ER российской чартерной авиакомпании Azur Air. Самолет 1991 года выпуска совершал рейс из вьетнамского аэропорта Нячанг в международный аэропорт Барнаула. Во время посадки в самолете произошло задымление со стороны правой стойки шасси. На борту авиалайнера находился 341 человек. Из них десять – члены экипажа. Службы аэропорта сработали быстро, и пассажиров спасли.
Однако у подписчиков паблика «Авиация» в социальной сети «ВКонтакте», созданного профессиональными пилотами и авиаторами-любителями, возникли ряд вопросов к посадке самолета. В частности, развернулась жаркая дискуссия о заходе самолета на второй круг.
«Я не вижу тут ухода на второй круг. Посадочные курсы в этих двух заходах разные! Или в первом заходе старательно левее курса шли», – задался вопросом пилот из Красноярска Роман Радионов, изучая данные FlihtRadar.
Радионов сообщил, что имеет 8 тысяч часов налета в качестве штурмана.
Еще один пользователь группы Сергей Лукиных, увлекающийся споттингом, пояснил, что самолеты некоторых авиакомпаний при посадке в аэропорту Барнаула иногда «вопиюще нарушают схемы захода». Следовательно, поэтому самолет Azur Air вынужден был идти на второй круг», – добавил Лукиных. По его словам, данные программы Flight Radar могут запаздывать, так как она работает на основе радаров любителей. Поэтому у профессионального пилота Радионова могла возникнуть путаница в данных.
«Радары на земле могут пропускать некоторые пакеты координат от самолетов, в связи с чем картинка спрямляется. Это не самая точная система для оценки. Поэтому вы можете наблюдать отклонения от курсов, потерю бортов с карты и другие коллизии», – уточнил Лукиных.
«То, что они коснулись земли и ушли на второй, это точно. Возможно, что-то с тормозами и их повело, а после тормозили реверсом и частично тормозами. Ибо второй раз дошли до торца. Может, первый раз нестабильно зашли и сильно ударились. Думаю, позже узнаем», добавил пользователь Макс Веселый, также проанализировав данные FlihtRadar.
Веселый добавил, что часто в выходные наблюдал в Барнауле за посадками самолетов. «В том месте, где стоит радар, часто пропадает сигнал. Лично видел, когда борт так же ушел на второй, но еще до торца полосы. Из разговоров тогда слышал, что не успевали снизиться. Думаю, это не норма, но обыденное явление. Но борт при первом заходе земли коснулся», – уверяет он, ссылаясь на данные FlightRadara.
Реальные травмы или корысть?
Сами пассажиры злополучного рейса в эфире программы «Вести Алтай» сообщили, что самолет действительно заходил на второй круг. «После посадки нас не выпускали из самолета. Началась паника, давка, крики. Нас не выпускали из самолета, наверное, потому что надували трапы. Задымление было, ну, мы как поняли, от шасси это было, так как чувствовался запах резины. Все в панике бежали кто куда», – сообщила журналистам «Вести Алтай» пассажирка самолета, которая отказалась назвать свое имя.
Многих экспертов удивило большое количество пострадавших. По данным регионального Управления СК РФ, всего за медицинской помощью обратились 56 человек. У пострадавших травмы различной степени тяжести.
Директор авиапредприятия «Алтай» Виталий Архипенко объяснил журналистам, откуда у людей появилось столько ссадин и ушибов при эвакуации самолета. По его словам, люди травмировали руки и ноги об аварийные трапы. Он уточнил, что возгорание приземлившегося самолета случилось уже при наземном торможении и сначала аварийную посадку приняли за продолжение учений, которые были на территории аэропорта утром.
Однако не все поверили в эту версию. Так, например, пользователь паблика «Авиатор» Александр Зиньковский не до конца доверяет такому объяснению. «Почему у пассажиров переломы? Вследствие чего могли получить такие травмы? Ковырялись в носу при спуске по трапу?» – недоумевает авиатор из Москвы.
Некоторые пользователи социальных сетей заподозрили, что люди намеренно себя травмировали, чтобы получить травмы ради страховки. Эту версию следственные органы пока не комментируют.
Тем временем представители аэропорта Барнаула уже заявили, что выплатят пострадавшим страховку. Сумма страховых выплат не озвучена. Также не названо количество людей, которые получат деньги.
В результате последнего авиаинцидента, который произошел в аэропорту Барнаула, сумма страховых выплат составила 220 тыс. рублей. По данным «Российской газеты», страховку получили люди, пострадавшие при падении с трапа.
Кто виноват?
По факту жесткой посадки самолета в аэропорту Барнаула уже возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Санкция статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет и максимальный штраф в размере одного миллиона рублей. Свою проверку авиаинцидента начала и специальная комиссия Росавиации. До решения со стороны Росавиации, а также полного расследования ЧП самолет будет находиться на территории аэропорта. Экипаж лайнера также находится в столице Алтайского края. Они пройдут обязательный набор процедур (в частности, у них будет взят анализ на алкоголь), а также ответят на вопросы правоохранителей.
В минтрансе региона уже отвели подозрения от сотрудников аэропорта. По данным ведомства, специалисты воздушной гавани оперативно отреагировали на нештатную ситуацию и к их действиям у специалистов вопросов нет.
Сейчас аэропорт уже работает в штатном режиме. Резервный борт вылетел в Камрань с семичасовой задержкой. На борту находятся 336 пассажиров. Пассажирам в связи с задержкой вылета предоставили еду и напитки. Барнаульская транспортная прокуратура и Следственный комитет проводят проверку по поводу жесткой посадки лайнера.
Фото: ФедералПресс /Полина Зиновьева