Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Смыслы недели: письмо президента, бюджетная полемика, кадровая стабильность в Совете Федерации

Осенний политический сезон вступил в активную фазу. Фракции Государственной думы начали знакомиться с предложениями правительства по федеральному бюджету. Вице-премьер Антон Силуанов уже успел выслушать критику представителей «Единой России». События в верхней палате парламента тоже стали весьма значимым информационным поводом: Валентину Матвиенко переизбрали на должность председателя Совета Федерации. А международная повестка запомнилась миротворческими шагами со стороны России. Президент Владимир Путин начал диалог с Западом о проблеме размещения ракет средней и меньшей дальности. Главные смыслы уходящей недели мы обсудили с ведущими политологами России.

Дискуссии о бюджете

В среду фракция политической партии «Единая Россия» обсудила основные параметры бюджета с министром финансов Антоном Силуановым. Между депутатами и представителем правительства возникла дискуссия. Спикер ГД Вячеслав Володин высказал ряд претензий к кабинету министров. В частности, речь шла о том, что деньги из федерального бюджета приходят в регионы с сильным опозданием и это «не вина Минфин, а беда».

Второй вопрос, который поднял Володин, был связан с идеологией бюджета: «Бюджет должен иметь свою идеологию. Какая идеология у бюджета? Ответьте на этот вопрос. Как говорит президент, во главе должен стоять человек. Тогда идеология бюджета – человек», – заявил спикер, обращаясь к Силуанову.

В чем заключается политический смысл полемики Государственной думы и Министерства финансов?

e2f1a1215d6c13f5262cfeb4ec000bcc.png

Комментирует политолог Дмитрий Фетисов:

«Вопрос изменения подходов к формированию региональных бюджетов был обозначен как один из самых приоритетных при работе в эту сессию Государственной думы и при работе над бюджетом. Несомненно в Думе прекрасно видят, что региональные бюджеты зачастую не справляются и бюджетный подход необходимо корректировать, иначе мы рискуем провалить национальные проекты. Эта логика идет из реализации национальных проектов на местах и желание Государственной думы помочь в этой реализации.

Идеология у бюджета может быть. Этот как раз связано непосредственно с идеологией позиционирования регионов. Образно говоря, если регион сельскохозяйственный, то, конечно, там бюджет будет ориентировать не только на получение прибыли в сельскохозяйственной отрасли, но и на развитие дальнейшего сельского хозяйства в регионе, чтобы оно было более эффективным. Соответственно, чтобы эта прибыль была еще больше».

b904adca26bac4ef71a4f4c0b894b820.png

Комментирует политтехнолог Константин Калачев:

«За деревьями нужно увидеть лес. Есть вариант, при котором движение – все, конечная цель – ничто. Мы раскачиваем вагоны, делая вид, что едем. Во-первых, понятно, что денежные средства надо направить в регионы не во втором полугодии, а в первом квартале. Во-вторых, понятно, что надо совершенствовать систему выделения средств из федерального бюджета. Но есть еще и, мне кажется, серьезный вопрос, связанный как раз с приоритетами бюджетной политики, с драйверами развития и когда речь идет об идеологии бюджетного процесса, нужно понимать что мы получаем на каждый вложенный рубль. Причем не только сегодня, здесь и сейчас, а как это отразится на будущем. Условно говоря, мы закладываем какие-то планы на будущее или проедаем бюджетные средства?

Я думаю, что как раз Володин говорит о тех задачах, которые ставил президент, то есть обеспечить рост выше среднемирового. Но невозможно обеспечить рост выше среднемирового, проедая средства. На самом деле, помимо текущих задач должны быть перспективные цели, кроме тактики должна быть стратегия. Эффективное исполнение и реализация бюджета – это не только сколько и когда средств поступило и как они были израсходованы, это вопрос, что получится в итоге, закладываются ли какие-то основы для дальнейшего роста или не закладываются».

Без альтернатив

На этой неделе Валентина Матвиенко в третий раз была избрана председателем Совета Федерации. За ее кандидатуру сенаторы проголосовали единогласно. На протяжении последнего года несколько раз звучали прогнозы об отставке Матвиенко. Но этого не произошло.

Повторно Матвиенко выдвинули все вице-спикеры и председатели комитетов. Альтернативных кандидатов не было. Связано ли это с высоким доверием к спикеру или кадровым кризисом?

ba79cfa5525baa112bc9b0ef83ad811d.png

Комментирует президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Алексей Куртов:

«Конечно, это высокое доверие. Безусловно. Я думаю, что было бы много желающих возглавить этот орган, и, насколько я понимаю, рассматривались разные кандидатуры и остановились вновь на Валентине Ивановне.

Все, за что она берется, приобретает системный характер. Это действительно так. Видимо, старая закалка. Я не могу оценивать политическое качество работы Совета Федерации, но то, что он стал гораздо организованнее, четче – это безусловно».

c75a118db90702ae9ce19682c3bf4d48.png

Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:

«Речь идет скорее о доверии. Все-таки Матвиенко – старейший член питерской команды, кроме того она никаких проколов у нее в Совете Федерации не было, поэтому почему бы ее не переназначить? Мы за стабильность кадров. Все эти 17 лет лозунг стабильности кадров был ключевым в кадровой политики. Ничего особенно неожиданного в ее переназначении нет. Она могла уйти в двух случаях – если это место кому-то понадобилось и если бы она где-нибудь понадобилась, например, на посту посла в США. Напомню, что она была на дипломатической работе и как доверенное лицо она вполне могла бы вернуться на какую-то менее значимую, но более важную в данный момент должность.

Кроме того, за последнее время резко усилилась роль нижней палаты парламента. В этих условиях необходимо для равновесия улучшать роль и верхней палаты. А это не так просто, потому что роль нижней палаты повысилась в связи с конкретными действиями. Изменились подходы в Думе к некоторым вопросам, например, к законотворчеству. Чтобы следом повысить роль верхней палаты – нужны какие-то действия, а кто это будет проводить? Это должен быть человек, обличенный доверием первого лица. Конечно, туда можно было назначить еще более близкое лицо, но более близкое лицо с поста премьера не уйдет».

Письмо президента о ракетах

На этой недели стало известно, что Владимир Путин направил странам-членам НАТО, а также государствам, не входящим в альянс послание, в которым содержался призыв воздержаться от размещения ракет средней и меньшей дальности. В качестве аргумента президент привел довод о том, что Россия не будет базировать РСМД в Европе и других регионах.

Сюжет вскоре получил развитие – в НАТО отреагировали на предложение президента РФ, назвав его «не заслуживающим доверие» и «игнорирующим реальность». Представитель альянса Оана Лунгеску заявила ТАСС о том, что РФ «уже развернула SSC-8 в нарушение договора» и сценарий моратория будет реальным только в случае сворачивания ракетной системы.

Обратная реакция Кремля не заставила себя долго ждать: «Президент Путин продолжает, несмотря на то что по вине Вашингтона произошел слом ДРСМД, усилия, с тем, чтобы не допустить роста напряженности, дестабилизации обстановки в плане глобальной безопасности в случае размещения ракет средней и малой дальности, что раньше было запрещено», – рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он подчеркнул, что обращение «не предусматривает ответов», добавив: Москва не нарушала дух и букву ДРСМД.

e981c261676eec468d85b748a5130cee.png

Комментирует политтехнолог Марат Баширов:

«Мы с вами видим, что после того, как договор был фактически расторгнут США в одностороннем порядке, президент Трамп предлагает расширить стороны участников нового договора о РСМД, в частности, он говорит, что нужно привлечь к нему еще и Китай. В этой логике предложение президента Путина в чем-то резонирует с предложением господина Трампа. Если Трамп говорит о трехстороннем договоре, то Путин говорит, что нужен договор, охватывающий большее количество стран. При этом мы понимаем, что контроль над ракетными системами в НАТО в большей степени координируется именно США, но с другой стороны, в НАТО есть еще и, например, ядерная держава Франция, у которой собственная ракетная система. Хотя она тоже координирует деятельность с командованием НАТО.

Предложение Путина – это поиск нового, всеобъемлющего глобального варианта договора по безопасности с учетом того, что технический прогресс по ракетным системам ушел очень далеко. Мы помним с вами, например, что полтора года назад из акватории Каспийского моря системы «Калибр» осуществили удар по боевикам в Сирии. Это были ракеты, которые установлены на кораблях очень малого класса. Меняются и возможности самих ракет, и возможности их транспортировки, что вызывает всеобщую обеспокоенность. Даже после истории с нанесением ударов дронами хуситов по НПЗ в Саудовской Аравии у многих возник вопрос: как им вообще это удалось? Разобранная, ослабленная группировка хуситов уже может наносить такие удары по цивилизованным странам, у которых шире технические возможности. Отсюда и исходит президент Путин, когда пытается организовать диалог с вовлечением именно глав стран, а не только военных.

Как мы с вами знаем, НАТО уже сказало, что они отвергают предложения Путина, но адрес был не в сторону НАТО, адрес был все же в сторону руководителей государств, так что ждем реакции этих стран».

c75a118db90702ae9ce19682c3bf4d48.png

Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:

«В условиях, когда ракеты средней дальности вызывают у европейцев серьезные опасения, а самое большое количество этих ракет не у России и США, а у Китая, вариант договориться снова может сработать, потому что старый договор китайцев не ограничивал. С другой стороны, выход США из договора сильно раздражает немцев с французами, поэтому для Запада появляется некая площадка и почему бы не попробовать еще раз?

Эта площадка неоднозначная, потому что американские военные круги жаждут забыть про все договоры, активно развивать вооружения, показать, что самая мощная экономика может создать самую мощную армию. Хоть военные очень влияют на позицию президента США, но все равно в связи с тем, что я сказал выше, некая точка все-таки есть. НАТО – это не только США, хотя это ключевая страна НАТО, они там больше всего платят. А вот как раз европейцы, до которых и долетят российские ракеты средней дальности, они очень активно за договор.

Договор стратегический нужен всем, но американцы сейчас уверены, что их тактический выигрыш будет таким большим, что со стратегическим потом разберемся, а сейчас покажем всем какие мы крутые».

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Сюжет по этой теме
1 октября 2021, 13:30

Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.