Top.Mail.Ru
Недвижимость
Иркутская область
0

Иркутск, который мы теряем. В столице Приангарья бизнесмены рушат историческую застройку

Большинство объектов архитектурного наследия в Иркутске – образцы деревянного зодчества
Большинство объектов архитектурного наследия в Иркутске – образцы деревянного зодчества

Более десяти тысяч объектов архитектурного наследия. За исключением Иркутской области, таким списком не может похвастаться ни один регион в Сибири. Зачастую кроме исторической ценности эти здания имеют и стоимость материальную. Причем суммы могут достигать сотен миллионов рублей. Как за наследие архитекторов борются бизнесмены и историки – в материале «ФедералПресс».

На пепелище конструктивизма

Здание бывшей гостиницы «Сибирь» до 2017 года считалось памятником конструктивизма. Сегодня оно обнесено колючей проволокой. Новые собственники не жалуют посетителей. Хотя так было не всегда. Гостиница «Сибирь» процветала до пожара 1995 года. Тогда удалось спасти только северо-западное крыло здания. Сейчас здесь расположены офисы с высокой арендной платой. Однако арендаторов она не отпугивает – место проходное, самый центр города. Раньше снимать дорогостоящие офисы в объекте архитектурного наследия было престижно. Это подчеркивало статустность организации, считали некоторые иркутские бизнесмены.

Два года назад служба по охране объектов архитектурного наследия решила, что здание бывшей гостиницы «Сибирь» ценности не представляет. Из перечня зданий, охраняемых государством, бывшая «Сибирь» была вычеркнута. С таким решением не согласны местные историки и архитекторы. Для них здание – образец конструктивизма, архитектурного стиля начала 30-х годов. Но с «авторской изюминкой». Таких, по подсчетам архитекторов, за всем Уралом не больше 15-ти.

«Уникальнейший объект. В масштабах даже всей страны. Архитектор Миталь его делал, он был мастер как раз дореволюционной формации. Сделал его совершенно нестандартно. То есть он не подчинился канонам конструктивизма, а сделал такие вещи, которые не повторялись потом нигде. Ну, например, подчеркнул «красную линию» застройки. Плоскости стен, череда окон. Но так это все расставлено, что это шедевр по большому счету. Мы сделали запрос с просьбой все-таки пересмотреть результат экспертизы отрицательной о невключении в реестр объектов культурного наследия. И получили ответ от Службы охраны памятников: «Ценности не представляет», — рассказывает председатель Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Алексей Чертилов.

Но представителям бизнеса, ищущим выгоду во всем, все равно, что думают специалисты в области архитектуры и градостроительства. Для них ценность представляет не здание экс-гостиницы, а земля, на которой оно построено. Стоимость участка в центре Иркутска может достигать сотни миллионов рублей. Объект архитектурного наследия, расположенный на нем, — только помеха для бизнеса. Памятник нельзя снести по закону, владелец несет расходы по его реставрации. Вывод здания из реестра памятников культурного наследия упрощает процедуру его сноса и продажи земли. По мнению жителей Иркутска, демонтаж старого строения— дело техники. И времени.

Парковка с видом на центр

На данный момент большинство зданий, представляющих архитектурную ценность в Иркутске, находится в частных руках. Например, дом на улице Фурье, построенный во второй половине XIX века купцом Переваловым.

В ХХ веке в каменном особняке с уникальной лепниной расположился райотдел милиции. Люди в погонах охраняли порядок, а само здание охраняло государство. Вернее, должно было заставлять это делать собственников здания, владельцем которого является иркутская фирма.

«Большинство зданий, в том числе и исторических, принадлежит фирмам, аффилированным с одной крупной иркутской компанией. И схема такая уже прослеживалась. Сначала появляется заключение эксперта о том, что здание не представляет ценности, затем служба по охране выводит его из реестра, и собственник получает здание без обременения. При этом почему-то служба по охране прислушивается к мнению одного эксперта, который даже не проживает в Иркутске, а мнение местных экспертов игнорирует»,сообщил «ФедералПресс» председатель Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Алексей Чертилов.

Согласно данным из открытых источников, владелец десятка зданий в центре Иркутска – одно из крупнейших торговых предприятий города. Большинство строений — памятники архитектуры. Таким был и дом купца Перевалова, где располагался отдел полиции. Статуса он лишился в том же 2017 году, что и бывшая гостиница «Сибирь». До того, как снять культурную ценность с дома российского купца, его покинули полицейские. Стражи правопорядка сменили прописку из-за того, что здание признали аварийным.

Спустя два года после того, как дом купца перестал быть памятником, здесь появилась строительная техника. И остались от особняка несколько стен и горы кирпича. По информации от собственника теперь уже просто участка земли, здесь будет парковка.

Полезное соседство

Однако на этот раз бизнесу дали по рукам. И основательно. Сделали это не только общественники и историки, которые традиционно возмущались и к которым так же традиционно крупный бизнес не очень-то и прислушивается. Санкции к собственнику здания прилетели с в общем-то неожиданной стороны. От службы по охране памятников архитектуры. Той самой, которая два года назад легко и непринужденно вывела из реестра охраняемых и гостиницу «Сибирь», и особняк купца Перевалова. Дело в том, что дом на улице Фурье граничит с еще одним объектом архитектурного наследия, да и расположен в особо охраняемой части города. Так что любые работы должны согласовываться с охранным ведомством. Такого разрешения областная служба по охране объектов архитектурного наследия, как заверяет ее руководитель Андрей Фоменко, не давала.

«Это достаточно серьезные нарушения, и там предусмотрены крупные штрафные санкции. От 200 тысяч до 5 миллионов рублей. Это мы говорим про особняк на Фурье, 12. Что же касается гостиницы «Сибирь», то мы предостерегли собственника от каких-либо действий. Выводили из реестра оба здания в 2017 году. Я не могу комментировать, чем руководствовался начальник службы, работавший в то время. Я на эту должность заступил только в 2019 году и могу сказать, что за это время мы выводим из реестра охраняемых объектов только одно здание. И то оно расположено не в Иркутске, и выводим его как безвозвратно утраченное. Оно сгорело», отметил Андрей Фоменко.

Один в поле не воин

Особняк купца Перевалова на Фурье, дом врача Рассушина на бульваре Гагарина и еще пять исторических домов в центре объединяет одна судьба. Все они выведены из реестра охраняемых, и вокруг них сейчас ведут споры общественники, архитекторы, чиновники и бизнесмены. И объединяет здания одна подпись. Все эти строения признала не представляющими архитектурной ценности эксперт Юлия Куваева, которая проживает в Выборге. Именно ее заключения стали основанием для дальнейшего решения судьбы зданий в Иркутске. Глава благотворительного фонда «Наследие» Дмитрий Разумов подготовил целую подборку документов, которые, по его мнению, говорят о непрофессиональном подходе эксперта к оценке. С этими материалами на руках реставратор готов добиваться отзыва у Юлии Кулаевой лицензии. При этом Дмитрий Разумов, занимавший в 2010—2012 годах пост вице-мэра Иркутска, смотрит на проблему шире.

«Эксперт, в конце концов, сделал заключение, и все. Дальше с него какой спрос? Должен быть контроль со стороны губернатора. Мы когда организовывали «130 квартал» в Иркутске, этим лично занимался губернатор Мезенцев. Да что там, когда возникла необходимость перевоза усадьбы с улицы Грязнова в квартал, мы получили бумагу за подписью президента. До 2014 года была необходима подпись высшего должностного лица области под решением о включении или исключении здания из реестра. С 2014 года это право передали руководителю службы, формально подчиняющейся правительству области», — рассказал Дмитрий Разумов.

Действительно, с 2014 года губернатор не в праве принимать такие решения и тем более вмешиваться в них. Насколько долго сможет в одиночку отстаивать интересы истории руководитель службы — большой вопрос. Учитывая, что оппоненты у него серьезные. «Строительное лобби», как показали прошедшие думские выборы в Иркутске, достаточно сильное. Да и бизнес-империя, которой принадлежит особняк на Фурье, как соперник тоже не подарок.

Дом Врача Антона Рассушина перестал быть памятником в 2017-м

В областном правительстве говорят – тут необходимо волевое решение федерального центра. Однако пока таких инициатив Государственной думе не обсуждалось.

Фото: ФедералПресс / Давид Азизов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.