Администрация Екатеринбурга опубликовала проект генплана до 2035 года. Жители города могут ознакомиться с ним в районных администрациях, где для этого организованы специальные стенды. К тому же горожанам предлагается вносить свои предложения по тем или иным аспектам, таким образом мэрия инициировала процедуру, предвещающую общественные обсуждения. Ожидается что, расселение жителей на территории города существенно изменится: старые районы начнут терять популярность, а новые продолжат стремительное развитие. Тем не менее власти считают, что смогут обеспечить растущую потребность в социальной и транспортной инфраструктуре. О том, каким микрорайонам предстоит расцвет, а какие «выйдут из моды», – в материале «ФедералПресс».
Старое или новое?
Согласно проекту документа, самым популярным микрорайоном останется Уралмаш, но на второе место поднимется Академический, который сейчас находится лишь на девятой позиции. К тому времени он уже станет самостоятельным административным районом города. Его население вырастет почти на сто тысяч человек. Одновременно будет стабильно сокращаться население центра города, а также старых рабочих микрорайонов – Эльмаша и Сортировки.
Согласно планам городских властей, Академический станет и безусловным лидером по строительству жилья: его количество увеличится с 2,4 до 6,2 миллиона квадратных метров. Такие объемы потребуют и соответствующего числа социальных объектов. К 2035 году в микрорайоне, как и в большинстве других (кроме Новокольцовского), будет полностью закрыта потребность в детских садах: там появится 10,5 тысячи мест. По числу мест в школах Академический выйдет на первое место в городе, обогнав Уралмаш (почти 26 тысяч против 23 тысяч). В то же время в некоторых других микрорайонах – Спортивном, Западном, Нижне-Исетском – сохранится значительная потребность в школьных местах, констатирует проект.
По расчетам авторов проекта генплана, Академический также станет лидером по числу мест в школах искусств и учреждениях допобразования. Крупнейшие из них – на 600 учеников каждая – запланированы в квартале Вильгельма де Геннина – Академика Вонсовского – Анатолия Мехренцева – Краснолесья и в 18-м квартале второй очереди. По числу мест в спортшколах лидерство, впрочем, останется за Уралмашем, далее должны расположиться центр, Юго-Запад и Эльмаш. ДЮСШ на 600 мест откроется и в Академическом.
Рейтинг по количеству поликлиник с огромным отрывом возглавит центр города, далее следуют Уралмаш и Академический. Впрочем, центр опережает их исключительно за счет старого фонда: новых объектов там строить не будут, тогда как в Академическом планируется возвести две детские поликлиники и одну взрослую, а на Уралмаше – две детские. Академический, где формируется медицинский кластер, выйдет и на первое место по числу машин скорой помощи, туда же переедет головной офис городской станции СМП.
На статус самого спортивного смогут претендовать три микрорайона. В Академическом будет самая большая общая площадь бассейнов, один из которых расположится во Дворце дзюдо, строительство которого включено в план подготовки и празднования 300-летия Екатеринбурга. Бассейны Академического, по мнению авторов проекта, смогут не только закрыть потребность местных жителей, но и принять почти 1100 пловцов из других районов. По общему размеру спортплощадок его незначительно будет обгонять Уралмаш, но ситуация со спортзалами и бассейнами там будет оставаться напряженной. По площади спортзалов лидерство – в основном за счет старого фонда – сохранит Эльмаш, Академический выйдет на второе место.
Город без пробок
Еще одна задача администрации города – обеспечить транспортные связи с перспективными районами и избежать пробок. Один из самых масштабных проектов, который включен в проект генерального плана, – железная дорога через Новокольцовский, Химмаш, Солнечный, Академический, Широкую Речку и ВИЗ, по которой будет ходить городская электричка. Рабочие названия остановочных пунктов – «Новокольцовский», «Сима-ленд», «Техноград», «Солнечный», «Академический-1», «Академический-2», «Академический-3», «Широкореченский-1», «Широкореченский-2», «Московский», «Янтарный», «Верх-Исетский».
Также к 2025 году планируется построить вторую ветку метро между «Янтарной» и «Каменными палатками», часть станций появится на ней лишь к 2035 году. Затем власти возьмутся за строительство третьей ветки между Академическим и Шарташом. Пока рассматривается основной вариант с пересадочной станцией на «Бажовской» и резервный с пересадкой на «Геологической».
Новые трамвайные ветки, по планам городских властей, будут к 2025 году доставлять людей в Верхнюю Пышму, Академический и Солнечный, а к 2035 – на Широкую Речку и Уктус. В Академическом ветка пройдет по улицам Вильгельма де Геннина, Академика Вавилова и Чкалова. Там же появится и новая троллейбусная ветка по улицам Краснолесья, Тимофеева-Ресовского, Рябинина и Амундсена. Автобусы по выделенным полосам будут ходить в Академический с Юго-Запада, Широкой Речки и Вторчермета, на Компрессорный с Уктуса, на Шарташ с Пионерского и Эльмаша. Новые развязки на Объездной дороге ускорят движение из центра в Академический, на Широкую Речку и Уктус.
Зеленое кольцо
Власти намерены сохранить одно из главных преимуществ перспективных районов – лучшую по сравнению с центром и старыми рабочими районами экологическую обстановку. Так, в Академическом появятся новые набережные, бульвары, велодорожки и пешеходные маршруты, будет завершено создание Преображенского парка. Один из главных проектов – благоустройство поймы реки Патрушиха, которое затронет также Широкую Речку, Совхозный и Медный. Фактически будет сформировано и обустроено новое русло Патрушихи, которое будет окружено парками, скверами и газонами.
В других микрорайонах также планируется создавать новые зеленые зоны, хоть и меньшего масштаба. Среди них сквер на Советской в Пионерском поселке, парк на улице Умельцев на Вторчермете, бульвар на Латвийской в Компрессорном.Старые районы тоже не останутся без внимания, но здесь стоит задача хотя бы частично восстановить окружающую среду. Так, власти попытаются улучшить ситуацию в одном из самых «грязных» микрорайонов – на Сортировке. В генплане поставлены задачи ограничить стоки в Верх-Исетский пруд, защитить от загрязнения почву и подземные воды в районе станции Екатеринбург-Сортировочный, ликвидировать незаконные свалки и удалить загрязненную мазутом почву в районе станции Электродепо.
В целом генплан ставит задачу создать единую систему общественных пространств, включающую «каркас» из зеленых зон и пешеходные и велосипедные маршруты между ними. Все зеленые зоны авторы проекта делят на три пояса: леса, снабжающие город кислородом, парки и лесопарки для длительного отдыха и парки, скверы и бульвары в шаговой доступности от жилой и офисной застройки. В «каркас» также входят и набережные Исети, ее прудов и притоков, территория вокруг озера Шарташ. Все районы планируется связать с центром и между собой сетью велодорожек и тротуаров.
Между тем как именно будет выглядеть генеральный план развития Екатеринбурга, городские власти решат вместе с жителями. Как показала практика, свое мнение горожане готовы высказывать и хотят, чтобы к нему прислушивались. Потому генплан перед утверждением на всех уровнях власти пройдет процедуру общественных слушаний. В администрации обещают учесть пожелания всех екатеринбуржцев, ведь именно им в этом городе жить, сохранять сложившиеся традиции и формировать новые.