Уходящая недели стала в некоторым смысле определяющей для внутренней и международной политики России на ближайшие несколько лет. Государственная дума одобрила в первом чтении бюджет на следующую трёхлетку, губернаторы изъявили желание возглавить реготделения «Единой России», а президент Владимир Путин принял участие в саммите «Россия–Африка». «ФедералПресс» обсудил главные смыслы последних пяти дней с ведущими экспертами страны.
Укрепляя сотрудничество с Африкой
На этой неделе в Сочи прошел саммит «Россия-Африка». Выступая на нем, Владимир Путин признал – на Африканском континенте у нас есть вероятные партнеры, с хорошими перспективами развития и с огромным потенциалом роста. Слова президента, кажется, подтверждаются делом – на форуме было подписано более 50 соглашений на сумму 800 млрд рублей.
Россия уже на сегодняшний день входит в десятку крупнейших поставщиков различных видов продукции в Африку. Но очевидно, что наша страна рассчитывает на наращивание присутствия на континенте и удвоение товарооборота. Поэтому саммит подобного формата будет проводиться и в перспективе. Похожее мероприятие, как позже заявил советник президента РФ Антон Кобяков, пройдет еще раз через несколько лет: «Через 2,5-3 года мы ожидаем возвращения к мероприятиям в том же формате, в котором мы их проводили сейчас», – цитирует слова Кобякова ТАСС.
Комментирует руководитель Центра Развития региональной политики (ЦРРП), исполнительный директор МИРГО им. Гоббса Илья Гращенков:
«Форум «Россия-Африка» – по масштабу беспрецедентное мероприятие, таких массовых встреч между континентами не было давно. Мероприятие – суть высказывание о том, что Россия намерена прийти в Африку с миром и надолго, по серьезному. Это очень позитивный жест, так как РФ выступает в качестве своеобразного пост-колониального игрока, первого, кто видит на черном континенте потенциал не только ресурсный, но и территориальный, человеческий и геополитический. Последний, кстати, российское ноу-хау, так как сам термин геополитики, ранее бывший маргинальным, сегодня стал для нас ключевым. Преодоление санкций через глобальное масштабирование России – тот самый «лайфхак» Путина, о котором сегодня так много говорят. И в данном случае Африка наиболее не разыгранная территория, тут невысокое присутствие США, Европы, да и Китай мыслит в основном инвестиционно-добывающими проектами. А мы экспортируем не только инвестиции, но и технологии и даже гуманитарные проекты, такие как строительство гражданского общества.
Как раз накануне был создан Международный институт развития гражданского общества в странах Африки (МИРГО им. Гоббса) – это попытка поделиться нашим обществом, как строить цивилизованные институты не по «западным лекалам», а суверенные, отвечающие интересам конкретной страны – Судана, Египта, Камеруна или Конго. Что Россия может предложить? В основном два направления – технологии (в основном атомные и военные), так же гуманитарные, образовательные проекты. Здесь у нас есть интерес и ресурс. Для нас Африка – очень интересный сектор для освоения. Ведь скоро их ВВП будет расти как ранее в Азии, а Россия инвестирует здесь в будущее – в молодежь и элиты континент. Что может сблизить Россию и Африку? Прежде всего это делает сам западный мир, который уходит с континента, оставляя за собой лишь сектор добычи ресурсов. Китай, который строит дороги лишь за тем, что бы по ним осваивать новые месторождения. Нас же сближает понимание, близость самих основ коммуникации, которая была заложена еще в 70-е годы СССР, так как все африканские элиты учились в Советском Союзе. Сегодня мы возрождаем этот ресурс и это очень перспективное направление».
Губернаторы хотят возглавить реготделения
В четверг 13 губернаторов встретились в офисе «Единой России» с председателем партии, премьер-министром Дмитрием Медведевым. Это событие запомнилось тем, что трое глав субъектов озвучили предложение возглавить региональные отделения политической организации. Формулировки аргументов были разными – губернатор Новосибирской области Андрей Травников, например, сказал, что хотел бы опираться на партию не только в своей губернаторской кампании, но и в дельнейшей работе, а глава Самарской области отметил, что ситуация, когда партия отодвинута исполнительной властью на второй план, приводит к ошибкам при принятии важных решений. Дмитрий Медведев поддержал идею и предложил ее детально обсудить. В чем политический смысл заявлений? Какие плюсы получат реготделения «Единой России», а какие губернаторы?
Комментирует ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков:
«Как правило, возможность избрания отдельных губернаторов секретарями региональных отделений «Единой России» трактуется с точки зрения перспектив включения глав субъектов РФ в списки этой партии на думских выборах 2021 года. Но вполне возможно, что «Единая Россия» в данном случае следует более сложной стратегии.
Стоит обратить на несколько аспектов этого сюжета. Во-первых, если единственной целью партии в данном случае является включение губернаторов в свои предвыборные списки через два года, для этого избирать их руководителями региональных отделений было бы совсем не обязательно. Тем более, что лишь непосредственно в преддверии парламентской кампании можно будет примерно ясно, какой состав партийных списков будет оптимален с точки зрения электоральных целей. Во-вторых, широкая общественность, как правило, в принципе слабо осведомлена о том, кто является лидером отделения любой партии в регионе. Лицом любой партии в регионе в глазах простого избирателя, как правило, становятся политики, активнее всего действующие в публичном пространстве и при этом регулярно подчеркивающие свою связь с этой организацией. В-третьих, регионы, главы которых заявили о намерениях возглавить отделения «Единой России», серьезно различаются по политическим традициям и уровню протестного голосования. Например, в ходе думской кампании 2016 года результаты этой партии в Башкирии (56,37%) и Самарской области (50,77 %) были заметно выше, чем в Новосибирской (38,26%), Кировской (37,96%) областях или Приморском крае (38,98 %).
В краткосрочной перспективе избрание секретарями реготделений «Единой России» губернаторов – сигнал не столько широкой общественности, сколько элитам и медийно-экспертному сообществу: раз главы субъектов РФ (в том числе таких многонаселенных, как Новосибирская, Самарская области или Башкирия) рассматриваются в качестве вероятных секретарей ее отделений, значит Кремль намерен и в 2021 году сделать ставку именно на эту партию. У этого сигнала может быть и дополнительная трактовка – в случае подобного кадрового подхода «Единая Россия» дает понять, что собирается работать над продвижением своего бренда и в протестных регионах с сильными оппозиционными игроками (здесь ярким примером является Новосибирская область).
Но возможно, также, что образы данных губернаторов будут задействованы при выстраивании федерального образа «Единой России». Тем более, что они обладают собственным политическим лицом, неоднократно попадали в поле зрения федеральных СМИ и нередко, узнаваемы за пределами своих регионов (как Олег Кожемяко в Приморском крае). Как любые главы регионов, они нередко оказывались под ударом критики, тем не менее, у их образов есть и заметные выигрышные стороны. Например, некоторых из данных губернаторов отличает жесткий стиль общения с региональными чиновниками, который импонирует многим избирателям. Вполне может быть востребован для формирования федерального образа партии, например, и образ Дмитрия Азарова – хорошо укорененного в своем регионе руководителя, выделяющегося на фоне многих коллег, являющихся «варягами» в возглавляемых ими субъектах РФ. Повторюсь, что быть избранным на партийную должность – отнюдь не значит автоматически стать лицом (или одним из лиц) партии. Но все же политиков, занимающих официальные партийные должности, задействовать в формировании федерального образа партии, во многом, проще, а работа это длительная. Апелляция к поддержке Владимира Путина – важный аспект общенациональных предвыборных кампаний «Единой России», но не будем забывать, что конструирование федерального образа партии только к этому фактору не сводится.
В целом же, не будем забывать, что в разных регионах будут тестироваться разные подходы к подбору руководства региональных отделений «Единой России»».
Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:
«Это говорит о том, что степень токсичности «Единой России» не так велика, потому что даже губернаторы, которые назначены и избраны, им все равно нужно думать о поддержке населения. Губернаторов не заставили возглавить отделения «Единой России», им перестали это запрещать. Раньше это было формально запрещено. Если они готовы это сделать это, то они полагают, что степень токсичности не так велика как кажется.
Конечно же, это укрепляет позиции «Единой Росси» перед выборами, потому что губернатор в каких-то регионах обладает личным авторитетом, а в каких-то обладает авторитетом должности. Самый яркий антирейтинг был у предыдущего главы Хакасии, но его уже нет. Он уже не опасен. Бывают такие случае, что глава региона так любим своим населением, что лучше бы он ничего не возглавлял.
У отделений «Единой России» в регионах появляется предмет деятельности, если их возглавляют губернаторы. Мы же все из Обкомов вышли. Вся наша политика вышла из советской. И в регионах встает вопрос – а что делать отделениям партии? Ведь вся власть у исполнительной власти.
Губернатор, возглавив отделение, дает партии роль. Появляется проверенный институт прохождения информации к первому лицу региона. А в идеале –параллельный механизм управления. Когда есть два механизма – это лучше, чем один, потому что из одного источника картинка всегда плоская.
Тут может быть, конечно, другой аспект – если получить две картинки, то эффект сольется, потому что губернатор будет главой отделения, замы будут вице-губернаторами, а «Единой Россией» будет называться администрация региона и тогда картинка будет еще более плоская, но это вопрос именно организации процесса».
Комментирует политтехнолог Андрей Максимов
«Партия и губернаторы от этого получают примерно одно и то же, то есть отсутствие альтернативных элитных группировок на территории региона. Когда административная власть и политическая власть в одних руках, то меньше возможности для того, чтобы вкладывать деньги в альтернативные политические объединения и движения, а также заниматься в той или иной степени раскачиванием ситуации. Это все-таки стабилизация ситуации, хотя, конечно, несколько искусственная, потому что в значительной степени стабильность достигается реализацией каких-либо позитивных программ, вокруг которых консолидируются жители и политические объединения, может быть даже более широкие, чем одна партия. То есть не только «Единая Россия», но и другие. С точки же зрения управляемости – идеальный вариант, когда все в одних руках».
Госдума одобрила бюджет
Большинством голосов (353 –«за», 62 – «против») Государственная дума поддержала в первом чтении бюджет на 2020-2022 гг. Как уже ранее говорили в правительстве РФ, он будет профицитным, снижается доля нефтегазовых доходов при формировании главного финансового документа страны. Впрочем, оппозиция в лице ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ все равно раскритиковала проект закона, предложив свои варианты.
Комментирует политолог Александр Пожалов:
«С точки зрения политолога, мне кажется, важный момент в том, что это бюджет, от которого будет зависеть то, как пройдет избирательная кампания в Госдуму в 2021 году, потому что утверждаются приоритетные направления расходов. Этот бюджет уже можно в полной мере называть предвыборным и в силу этого особенно значимым для депутатов.
Особенность этого бюджетного процесса, который начался осенью, с точки зрения роли Госдумы в нем и взаимодействия депутатов и правительства, на мой взгляд, заключается в том, что по сравнению с прошлыми годами существенно выросло внимание и количество предложений, требований со стороны депутатского корпуса по вопросу дополнительного финансирования регионов, дополнительной помощи из федерального бюджета региональным бюджетам. Регионально-ориентированная повестка в работе над бюджетом в этом цикле Госдумы очень видна. Был анонсирован и даже реализован целый ряд решений. С одной стороны, депутаты договорились с правительством о том, что есть 10 отстающих регионов, для которых будет выделяться дополнительное финансирование и фактически на 99% будут реализовываться из федерального центра совместные программы, в которых требуются софинансирнование.
Основной чертой бюджетного процесса этого года, видимо, будет борьба Государственной думы, депутатского корпуса, Совета Федерации за то, чтобы были выделены дополнительные средства, дополнительные ресурсы регионам на реализацию нацпроектов, социальных указов. Госдума поставила и вопрос о продолжении финансирования из федерального уровня указов президента о повышении зарплат бюджетникам, потому что оно в значительной мере падает на плечи региональных бюджетов, а тот уровень, который был достигнут к 2018 году, его нужно удерживать и дальше постепенно повышать».
Комментирует политолог Дмитрий Фетисов:
«Упрощенно можно говорить о том, что бюджет социально ориентирован. Это подчеркивалось [первым вице-премьером Антоном] Силуановым при представлении бюджета. Особенно это касается той части, которая связана с финансированием здравоохранения. При этом ключевое изменениезаключается и втом, чем этот бюджет будет отличаться от бюджетов прошлых лет – впервые бюджет очень четко регионо-ориентированный. Это большая работа Госдумы по определению вместе с правительством наиболее нуждающихся в дополнительной поддержке регионов и, соответственно, делается акцент на распределении средств. Плюс сейчас прозвучали разговоры о необходимости менять подходы к принятию региональных бюджетов, которые просто вынуждены ждать того момента, когда будет принят федеральный бюджет. Это тоже подчеркивает изменение походов в сторону региональной ориентации».
Фото: kremlin.ru
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»