Top.Mail.Ru
Общество
Краснодарский край
0

Землю олигархам? Скандалом закончился инвестиционный проект в Краснодаре

аэропорт
Расширение аэропорта Пашковский в Краснодаре обернулось достаточно большим скандалом

Расширение аэропорта Пашковский в Краснодаре обернулось достаточно большим скандалом. Оно и не удивительно: в обвинениях звучали фамилии не только городских и краевых чиновников, но и президента России Владимира Путина. Ситуацию с громкими заявлениями подогревала стоимость участков, которые забираются для государственных нужд, точнее разница в заявленных и предполагаемых ценах – от 370 тысяч до четырех миллионов рублей. «ФедералПресс» разобрался в споре за кубанскую землю, а так же в правде и «правде».

Первая версия. Во всем виноват аэропорт?

Пайщики, записывавшие обращение президенту России Владимиру Путину, винят руководство расширяющегося «Международного аэропорта «Краснодар». По их мнению, цена за выкуп земли, которую предлагает компания, существенно занижена.

«Нам, как собственникам земли, прислали письма от «Международного аэропорта «Краснодар» за подписью управляющего директора Кириченко, что землю нашу изымают с умной формулировкой «для государственных нужд». За все про все хотят заплатить пайщикам и их наследникам по 370 тысяч рублей за гектар. При этом земли находятся в черте города и, по данным независимой оценки, проведенной по инициативе пайщиков, стоят не меньше четырех миллионов рублей за гектар», – комментировали происходящее пайщики.

Пайщики подчеркнули, что изъятию подлежат 340 гектаров земли, за которую компания предлагает 125 миллионов, но собственники считают, что стоить участки должны 1,3 миллиарда рублей. Отдельно упоминалось, что «земля через дорогу стоит дороже» – до четырех миллионов за гектар, именно к этой отметке следует, по мнению собственников, стремиться при выкупе участков.

«Действия по осуществлению выкупа данной территории осуществляются в полном соответствии с действующим законодательством. Все собственники ознакомлены с условиями выкупа земельных участков, часть из них согласились с предложением и получили выкупную цену. Небольшая группа лиц пытается использовать ситуацию в своих корыстных интересах. Они препятствуют изъятию земли и требуют от участников процесса дополнительные деньги, фактически обвиняя государство в рейдерском захвате земель, срывая краевые и федеральные программы по развитию региональных аэропортов и развитию транспортной инфраструктуры города», – прокомментировали в пресс-службе аэропорта Краснодара.

Стоит отметить, что обе стороны конфликта правы – по-своему.

Вторая версия. Во всем виновата администрация?

И такой посыл был в этой истории с паями «неоднозначной стоимости». Якобы молчание мэрии говорит о том, что она в курсе происходящего, да и сам процесс изъятия должны вести чиновники, используя бюджетные средства и представленные пайщиками стоимости участков. Стоит отметить, что это так, но тоже отчасти.

О строительстве хаба, если разобраться, говорил и бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. А на официальном портале администрации Краснодара опубликован приказ П-567 от 9 июля 2018 года, где указывались не только кадастровые номера участков, подлежащих изъятию, но и порядок проведения процедуры. Стоит отметить, что этот документ не назывался ни одной из сторон конфликта.

«Акционерному обществу «Международный аэропорт «Краснодар» осуществить мероприятия по выкупу в свою собственность изымаемых для государственных нужд земельных участков, в том числе выступать при заключении соглашения об изъятии земельных участков стороной соглашения – покупателем», – опубликовано в приказе от 2018 года после перечисления кадастровых номеров. Выкуп должна осуществлять коммерческая структура, документ не оспаривался сторонами.

Администрация, если разобраться, неоднократно говорила о проекте. Например, на экономическом форуме в Сочи. Там был представлен проект транспортного хаба, инвестиции планировались в размере 100 миллиардов рублей. Примерно тогда же и появилась информация об изъятии земель.

Директор департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации Краснодара Артем Анацкий рассказал о трехстороннем соглашении, подписанным правительством Кубани, мэрией и ООО «Базэл Аэро», которому принадлежит аэропорт.

«Росавиацией были приняты решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд. В настоящее время компанией «Базэл Аэро» осуществляется сбор аналитической и экономической информации, которая позволит принять решение о вхождении в государственные программы по созданию железнодорожной, коммунальной и прочей инфраструктуры. Компания рассчитывает, что уже в этом году собранные пакеты документов вместе с аналитикой направят в профильные федеральные ведомства для согласования и возможности участия в госпрограммах», – прокомментировал тогда Артем Анацкий.

Справедливости ради стоит отметить, что с 2018 года эта история никого не волновала, в том числе и пайщиков, по крайней мере каких-либо заявлений или скандалов в публичном пространстве не было. Можно предположить, что за истекший год администрация не провела со своей стороны мероприятий, чтобы объяснить пайщикам не только смысл и порядок изъятия, но и историю со стоимостью участков – а тут было что объяснять.

Третья версия. Во всем виноваты пайщики?

И такую версию можно выдвинуть, если посмотреть на затянувшуюся процедуру выкупа земель. Пайщики отмечали, что предложенная стоимость за гектар значительно ниже рыночной цены. Собственники правы, отмечают эксперты, но напоминают, что расчет велся в рамках государственной программы, а поэтому надо обратиться к кадастровой стоимости участков, а не к рыночной.

Напомним, на портале администрации Краснодара есть приказ, в котором указываются причины, порядок, а также кадастровые номера участков, подлежащих изъятию. Именно эти данные позволяют посмотреть стоимость гектара земли, которую собираются изъять.

Согласно открытым данным, стоимость гектара колеблется от 150 до 200 тысяч рублей. Это общедоступная информация.

«Сделка в рамках реализации федеральной программы всегда будет вестись не на словах: «Посмотри, сколько у соседа стоит земля, столько и мне давай». Тут все будет строго по документам, находящимся в распоряжении государства. Понятно, что стоимость можно было всегда поднять до рыночной, проведя ее переоценку, но тогда автоматически поднимется и налоговый сбор. Кстати, обратным механизмом по уменьшению кадастровой стоимости активно пользуются, но чтобы платить меньше налогов. Сейчас пайщикам в суде придется доказывать, что стоимость по кадастру занижена», – прокомментировал адвокат Денис Григорьев.

Слова эксперта подтверждают и официальные данные с кадастровой карты России, где налог за весь участок порой не превышает и двух тысяч рублей. Часть земли так и вовсе находится под обременением.

Эксперты отмечают, что порядок оспаривания кадастровой стоимости могли объяснить в администрации, но более чем за год этого не сделали.

Версия четвертая. Во всем виноват Дмитрий Медведев?

И такую версию можно выдвинуть, если обратить внимание на заявление премьер-министра России Дмитрия Медведева. Он предложил разработать единые данные оценки уровня шума аэропортов московского авиационного узла.

По словам Дмитрия Медведева, сейчас расчет ведется исходя из максимального значения шума, предполагается же взять за основу среднесуточные эквивалентные показатели. Стоит отдельно отметить, что уровень шума используется для определения границ приаэродромной территории, на которой ограничено строительство жилья.

Ряд источников подтвердили наличие такого поручения Дмитрия Медведева, а Роспотребнадзор даже вынес проект на обсуждение. Таким образом, как пишут «Ведомости», ознакомившись с текстом поручения, приаэродромная территория Шереметьева снизится с 160 тысяч до 45 тысяч гектаров, Внукова – со 184 тысяч до 61 тысячи, Домодедова – с 298 тысяч почти до 50 тысяч га.

Стоит отметить, что прямая ссылка на документ Роспотребнадзора спустя некоторое время оказалась нерабочей. Эксперты отметили, что практика такой переоценки может перейти и в регионы, особенно в те, где воздушные гавани находятся в городе, как например, в Краснодаре.

Ранее предлагались поправки, согласно которым аэропорт необходимо вынести за пределы Краснодара, но это так и осталось предложением. Кстати, по имеющейся информации, в генеральный план уже могли быть внесены изменения, которые позволили установить здесь зону не сельскохозяйственного назначения, а транспортной инфраструктуры. Изменения станут абсолютно очевидны уже в ближайшем году, когда Краснодар будет выбирать новый состав городской думы.

Войдут ли спорные земли пайщиков в состав новой зоны, на данный момент не совсем понятно, но существует ряд предположений, что рядом с транспортным хабом могут появиться гостиницы, торгово-развлекательные центры и даже дома.

Московский опыт сужения приаэродромной территории может помочь расширить зону строительства.

Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.