Top.Mail.Ru
Общество
Иркутская область
0

Память или попытка переписать историю? В Иркутске разгорается скандал вокруг переименования улиц

В этом году обновили фасады, заменили тротуарную плитку. Однако не исключено, что одним экстерьером дело не ограничится
В этом году обновили фасады, заменили тротуарную плитку. Однако не исключено, что одним экстерьером дело не ограничится

В Иркутске очередная инициатива – переименовать улицу Урицкого и вернуть ей дореволюционное название. Сторонники называют это «топонимической реставрацией» и возвращением к истории. Противники обвиняют в попытке переписать эту самую историю. О доводах сторон – в материале «ФедералПресс».

Пройду по Пестеревской, сверну на Арсенальную…

«Пойдем прогуляемся по Урицкого» – приглашение, понятное для любого иркутянина. Это одна из старейших городских улиц, пешеходная, торговая. В этом году обновили фасады, заменили тротуарную плитку. Однако не исключено, что одним экстерьером дело не ограничится. Известный историк Алексей Петров выступил с предложением вернуть улице Урицкого дореволюционное название – Пестеревская. По мнению краеведа, как минимум центральная часть Иркутска имеет право на историчность.

«Мы не предлагаем все переименовывать тотально. Но есть с десяток улиц в центральной части города, которые заслуживают быть переименованными. Это Урицкого – бывшая Пестеревская, Дзержинского, которая до революции была Арсенальной, Ленина, Карла Маркса – у них тоже были исторические названия, и они до революции были центральными улицами города. Вот им, на мой взгляд, стоило бы вернуть их прежние названия», – заявил историк.

Петров отметил, что инициатива как раз связана с завершением реконструкции торговой улицы в центре Иркутска и может стать точкой в формировании единого общественного пространства. К тому же единый исторический архитектурный ансамбль сам «напрашивается» на дореволюционное название.

Навряд ли Алексей Петров предполагал, что его частная инициатива вызовет столько комментариев и обсуждений, если бы не совпадение дат, которое он называет случайным. Предложение историка прозвучало в эфире одного из местных телеканалов в канун 7 ноября. Что дало повод местной ячейке комсомола заявить о целенаправленной идеологической зачистке истории. Одним из первых с резкой критикой выступил первый секретарь Иркутского городского комитета ЛКСМ Максим Дудин. По мнению комсомольского лидера, предложение краеведа не что иное, как попытка переписать историю.

«Мы уже не первый год наблюдаем, как целенаправленно уничтожается наша 70-летняя история. Идет целая волна переименований улиц, связанных с советским периодом и с именами лидеров СССР. На мой взгляд, это делается чтобы вытравить из памяти подрастающего поколения все, что связано с достижениями нашей страны в послереволюционный период и до 1991 года. Такой печальный опыт мы уже имеем в Иркутске и не хотим его повторять», – заявил Максим Дудин.

В 2016 году улицу Бограда переименовали в Чудотворскую

Дорогая историческая память?

Опыт, о котором говорит Максим Дудин, у областного центра действительно есть. До 2016 года жители улицы Бограда домой ходили через сквер Кирова. Последние три года они живут на Чудотворской и по пути домой пересекают площадь Графа Сперанского. Новые старые названия эти объекты получили по инициативе группы общественников, одним из активных генераторов идеи был все тот же историк Алексей Петров. Возражения возникали и в 2016 году, правда носили они не идеологический, а материальный характер. Многих пугала перспектива смены массы документов. Как вспоминает председатель комиссии по топонимике при администрации Иркутска Александр Гимельштейн, опасения оказались напрасными. Переименование не стоило жителям ни копейки, все документы они заменили бесплатно. Замена же десятка-другого табличек дыры в городском бюджете также не пробила.

«Я хочу отметить, что сам термин «переименование» несколько некорректен. Это топонимическая реставрация. Мы возвращаемся к своей истории. В обеих наших столицах в 1991 году переименовали в один день сотни улиц, причем по инициативе властей. И ничего не случилось. Целые города переименовывали, и все живы. Кстати, один из первых случаев такой реставрации произошел в 1944 году в блокадном Ленинграде. Тогда набережная 9 января вернула свое историческое название – Дворцовая площадь. И мы все ее знаем именно так. В общем, ничего в топонимической реставрации нет нового, из ряда вон выходящего», – отметил Александр Гимельштейн.

Причем в случае если Урицкого все же сменит название, по мнению инициаторов проекта, затраты на топонимическую реставрацию будут еще меньше, чем на переименование Бограда. На Урицкого нет ни одного жилого дома, и прописку там менять некому. Помочь же сменить 24 таблички – именно столько здесь зданий – готовы десятки городских предпринимателей и меценатов.

Сквер Кирова, прежде чем приобрести свое революционное название, был площадью Графа Сперанского

Исторический компромисс

Переименование – дело тонкое. Это понимают как сторонники топонимической реставрации, так и ее противники. И тут без компромисса скорее всего не получится. Причем наглядный пример такого решения уже есть, прямо в центре города. Сквер Кирова, прежде чем приобрести свое революционное название, был площадью Графа Сперанского, а еще раньше – Тихвинской площадью. После реставрации все, что внутри пешеходной зоны, сохранило имя Сергея Мировича Кирова. Пространство от сквера до здания облправительства получило название «Площадь Графа Сперанского», а противоположная часть от сквера до здания «Востсибуголь» вернула историческое название Тихвинская.

Противники переименования также выдвигают компромиссные решения. Например, давать исторические названия вновь строящимся улицам в спальных микрорайонах. В таком случае Амурская, Морская и Арсенальная могли бы появиться на месте Черемуховых, Облепиховых и Березовых.

Еще один компромисс предлагает историк Алексей Петров. По его мнению, реставрацию надо проводить, но в пределах исторической части города. И переименовывать те улицы, которые после 1917 года лишились своих названий.

«Мы ведь не предлагаем тотальное переименование, чтобы забыть какие-то исторические вехи. А, наоборот, предлагаем вспомнить забытое. Есть, например, в Ново-Ленино улица Розы Люксембург, и мы не предлагаем ее переименовать, поскольку она с самого ее строительства так называлась. Но исторические улицы имеют право на свое название», – заключил историк.

Полномочия о переименовании улиц лежат на мэре города

Последнее слово за властью

В споре сторонников и противников есть и еще одна сторона. Собственно решение будет зависеть именно от ее воли. Согласно уставу Иркутска, полномочия о переименовании улиц лежат на мэре города. И принимает он решение, опираясь на рекомендации экспертов комиссии по топонимике. Как «ФедералПресс» сообщили в администрации Иркутска, пока о переименовании или сохранении нынешнего названия улицы Урицкого и других объектов говорить рано.

«В администрацию города не поступало никаких документов, дающих возможность рассматривать эту инициативу в установленном уставом города порядке. Теоретически каждый гражданин или общественное объединение могут выступить с таким предложением и направить его в комиссию по топонимике. Там есть очень грамотные эксперты, которые вынесут свое заключение и порекомендуют мэру принять то или иное решение», – пояснили в администрации Иркутска.

Кстати, есть еще один компромиссный вариант, который помогает избежать многих формальных процедур и споров. И власти Иркутска им начали пользоваться. Так, рядом с табличками, на которых официальные советские названия, появляются такие же, где указано, как улица называлась раньше.

Один из компромиссов - двойные таблички

Фото: пресс-служба администрации Иркутска

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.