В Петербурге разворачиваются решающие процессы, касающиеся городского транспорта. Смольный резюмирует масштабные изменения, которые вносит в маршрутную сеть. Параллельно идет рассмотрение городского бюджета, часть поправок к которому имеет отношение к пассажироперевозкам. Реформа уже вызвала шквал нареканий, в том числе со стороны заксобрания. Растет недовольство и в обществе: в городе прошли первые протестные акции. Есть мнение, что это снизит и без того невысокий рейтинг Александра Беглова. В правительстве объясняют, что без перемен в этой сфере обойтись уже невозможно. В ситуации разбирался «ФедералПресс».
«Хватит и одного»
Правительство Санкт-Петербурга вносит последние штрихи в транспортную реформу. Комитет по транспорту ожидает, что утверждение новой маршрутной сети пройдет до конца ноября. Анонсирована ликвидация 271 коммерческого маршрута, большинство из которых сейчас дублируют маршруты социальные. В Смольном это называют оптимизацией.
«На сегодняшний день уличная дорожная сеть перегружена, общественного транспорта больше, чем требуется жителям города. Дублирование социальных маршрутов коммерческими достигает 100 %, это нецелесообразно. Так называемая оптимизация общественного транспорта призвана сократить дублирование, чтобы транспортная связь обеспечивалась одним конкретным маршрутом, а не несколькими, которые идут фактически по одной и той же трассе», – пояснили «ФедералПресс» в комитете по транспорту Санкт-Петербурга. При этом предполагается, что у социального транспорта увеличится количество подвижного состава, поэтому из-за сокращения маршрутов пассажирам не придется дольше ждать на остановках.
Несмотря на то что ликвидация маршруток является одним из самых обсуждаемых моментов транспортной реформы, основной ее смысл не в этом. Главная задача – установить для всех перевозчиков регулируемый государством тариф и, как пояснили в комитете, предотвратить ситуацию, когда перевозчики сами назначают цену.
Предполагается, что после реформы вся выручка от пассажироперевозок будет передаваться муниципалитету, а тот в свою очередь станет распределять ее между перевозчиками согласно выполненному объему работ.
Смольный планирует убрать маршрутки с улиц Петербурга
Неравные условия
Как только маршрутная сеть будет утверждена, начнутся подготовка и проведение аукционов. Предполагается, что в требованиях к участникам будет заявлено наличие максимального числа автобусов разных классов, низкий процент (не более пяти) невыполненных рейсов из-за ДТП, пробок или неблагоприятных погодных условий. Потенциальные подрядчики также будут оцениваться на предмет произошедших по их вине аварий, опыта регулярных перевозок и характеристик транспорта. В выигрыше окажутся те, кто сможет предоставить как можно больше низкопольных автобусов с кондиционерами и на газу.
Эта информация вызвала беспокойство у Санкт-Петербургского УФАС, которое опасается резкого сокращения хозяйствующих субъектов на рынке пассажироперевозок. В пресс-службе управления сообщили, что ведомство готовится выдать предостережение Смольному о недопустимости действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Ранее руководитель УФАС Петербурга Вадим Владимиров отмечал, что «Пассажиравтотранс» получает маршруты без конкурса и новый транспорт за счет бюджета. «По закону и государственные, и частные извозчики должны выходить на рынок в равных условиях», – отметил руководитель УФАС.
Президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов также считает, что в результате транспортной реформы могут пострадать очень многие перевозчики. «У частников нет таких средств, чтобы в один момент приобрести подвижной состав, который власти планируют ставить на маршруты. Да и инфраструктура города не готова к тому, чтобы исполнять жесткие требования по исполнению расписания. Как они нам пишут (обращение поступило от петербургского автотранспортного предприятия «Третий парк». – Прим. ред.), достаточно отставания на две минуты, чтобы это считалось нарушением контракта. Это фантастика просто. Тогда автобусы просто летать по воздуху должны», – прокомментировал эксперт.
Президент союза также отметил, что одномоментно изменить существующую в городе систему невозможно: нельзя всех перевозчиков сразу перевести на регулируемый тариф и работу по контракту. «Надо грамотную схему развития перевозок в регионе иметь, сбалансированную, где будет место для работы транспорта и по регулируемым тарифам, и по нерегулируемым. Правительству Петербурга деньги девать, видно, некуда, раз они считают, что способны оплачивать по контракту работу всей транспортной системы города», – заключил Старовойтов.
«Станет неудобнее»
Есть поддерживаемое многими мнение, что пострадать от реформы могут и граждане. По словам депутата законодательного собрания Петербурга Бориса Вишневского, ездить станет неудобнее: множество коммерческих маршрутов, которые хотят отменить, не дублируются общественным транспортом. И теперь там, где можно было проехать напрямую на маршрутке, придется ехать с пересадками, что ударит по нервам и кошелькам горожан.
«У меня огромное число обращений от граждан с требованием маршрутки не отменять. Я полагаю, что нужно сохранить действующую на сегодня схему, когда есть социальные автобусы, которые работают по регулируемому тарифу, а там, где они не справляются или их нет, пусть работает коммерческий транспорт на конкурентной основе и борется за пассажира. А пассажир будет сам выбирать, на чем уехать: на автобусе или на маршрутке», – прокомментировал «ФедералПресс» Борис Вишневский.
Удобных автобусов станет больше, но маршрутов - меньше
Депутат заксобрания Михаил Барышников также считает, что нельзя реализовывать реформу в предложенном виде. «Считаю необходимым сохранить важнейшие коммерческие маршруты, которые не дублируют соцмаршруты на 100 % и обеспечивают беспересадочную поездку до метро», – резюмировал депутат.
Губернатор Александр Беглов у себя на странице «ВКонтакте» написал, что изменения грядут кардинальные, но петербуржцы не должны почувствовать неудобств. Однако в интервью на телеканале 78 он признал, что горожанам иногда придется делать пересадки и что в городе есть внутриквартальные дорожные сети, где могут проехать только маршрутки, а до автобусных остановок иногда нужно идти больше километра. «У нас есть выход: либо мы занимаемся этой реформой и тогда какое-то время придется потерпеть неудобства, либо мы продолжаем работать в той системе, которая сегодня есть. Я думаю, что нужно заниматься реформой», – резюмировал в интервью губернатор.
Риски для Беглова
Еще один конфликтный момент – увеличение оплаты проезда до 50 рублей в наземном транспорте и до 60-ти в метро. «Если инфляция 4 %, не может быть роста тарифов на 25–30 %. Это просто желание ограбить горожан!» – возмутился этим моментом Борис Вишневский.
В комитете по транспорту «ФедералПресс» объяснили, что рост тарифов с транспортной реформой никак не связан и что это «вопрос городского бюджета и его возможностей». «На протяжении последних нескольких лет стоимость оплаты проезда для горожан никак не менялась. Но при этом издержки для перевозчиков с каждым годом растут. На сегодняшний день городской бюджет не готов все компенсировать», – сообщили в комитете, отметив, что окончательного решения по тарифам пока не принято.
Стоимость проезда в метрополитене вырастет с 45 рублей до 60-ти
По информации Бориса Вишневского, губернатор внес поправку ко второму чтению закона о городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов, в котором предложил уменьшить субсидии перевозчикам. В частности, предлагается сократить субсидирование метрополитена на 660 млн рулей, перевозок автобусами – на 2,2 млрд рублей, перевозок троллейбусами и трамваями – на 88 миллионов. При этом на транспортную реформу только в 2020 году уйдет 11,2 млрд рублей, а в 2021-м – в два раза больше. По мнению депутата, эти средства можно было направить на увеличение субсидий за перевозку, чтобы ограничить рост тарифов.
Накануне в петербургском метро активисты движения «Весна» провели акцию против повышения цен на проезд. Ранее председатель заксобрания Вячеслав Макаров попросил Александра Беглова еще раз продумать предстоящую транспортную реформу, предвосхищая недовольство горожан, и подчеркнул, что весь негатив будет экстраполироваться на губернатора.
По мнению политолога Валентина Бианки, повышение тарифов негативно скажется на и так невысоком рейтинге Александра Беглова, тем более что уже было анонсировано повышение взносов за капремонт. «Такие меры усиливают раздражение, что отражается на рейтингах, в том числе и федеральной власти. Администрация президента следит за рейтингом [губернаторов] независимо от того, грядут выборы или не грядут», – сказал эксперт.
При этом, как считает политолог, общественное недовольство и угроза рейтингу Беглова не остановит реформу, если не будет публичного массового протеста.
Доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор разделил мнение, что транспортная реформа изменит отношение горожан к губернатору и снизит его авторитет. «Это плохо говорит об его умении держать слово, заботиться о людях. Конечно, это ударит по Беглову, потому что ударит по кошельку людей. Но реформу это не остановит», — отметил эксперт.
Бюджет, предусматривающий увеличение платы за проезд, уже принят в первом чтении. Во втором чтении он будет рассматриваться на заседании заксобрания через неделю, 20 ноября. По мнению властей, рост тарифов практически не затронет горожан, которые пользуются проездными картами. Изменения больше направлены на гостей города, которые оплачивают проезд разово.
Сейчас перевозкой пассажиров в Петербурге занимаются два ГУП – «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» – и 17 частников. На долю последних приходится порядка 60 % рынка.
По новым правилам общественный транспорт Северной столицы начнет жить с июля 2020 года. По словам Александра Беглова, на отладку новой системы потребуется около двух лет.
Фото: ФедералПресс/Евгения Парникова, Евгений Поторочин