Посыл быть ближе к людям, обращенный к главам регионов, звучит из центра все чаще и настойчивее. Губернаторам даже указали путь – интернет. И сегодня аккаунты в соцсетях есть, наверное, у каждого руководителя субъекта. Не исключение и тюменский губернатор, а в чем-то даже пример. Так, одними соцсетями Александр Моор не ограничился. Недавно была запущена полноценная платформа для общения с населением области. О чем советуется губернатор с жителями и реально ли достучаться до власти – в материале «ФедералПресс».
Губернатор уходит в соцсети
Если еще пять лет назад в теме «чиновник и соцсети» акцент был на том, вправе ли госслужащие вести личные блоги, то в последние пару лет случился поворот на 180 градусов: ведение аккаунтов в соцсетях не просто право, это, по сути, необходимость. Выходить на прямой контакт с населением призывает и президент страны.
Первые шаги в этом направлении губернатор Тюменской области сделал летом прошлого года, когда находился еще в статусе врио. Ранее на тюменском «Нефоруме блогеров» Александр Моор признавался, что не имеет личных аккаунтов в соцсетях, поскольку не располагает временем для их ведения. Но, видимо, прислушавшись к мнениям экспертов, которые на мероприятии говорили о необходимости выйти в Сеть, вскоре создал первые странички в соцсетях.
Сначала появились блоги в Instagram и «ВКонтакте». Осенью, уже после избрания на должность главы области, Моор завел страничку на «Одноклассниках». А в начале лета текущего года был создан аккаунт и на Facebook. Причем его изначально ведут на английском языке.
«Он направлен на информирование иностранной аудитории о развитии, инвестиционном и туристическом потенциале региона», – объяснили такое решение в правительстве области.
Судя по количеству подписчиков, самым популярным аккаунтом Александра Моора является Instagram. На главу региона здесь подписаны больше 31,6 тысячи человек. Второй по популярности стала страничка на «Одноклассниках»: за обновлениями следят 17,5 тысячи пользователей. Страница губернатора во «ВКонтакте» заинтересовала 9 тысяч человек. А вот Facebook пока сильно отстает – только 244 человека подписаны на аккаунт.
Точной статистики по вовлеченности подписчиков в общение на страницах главы региона нет – в профильном ведомстве правительства лайки и комментарии не считают. Но интерес к публикациям абсолютно точно большой. Так, одними из самых популярных записей на странице Александра Моора во «ВКонтакте» стали посты, посвященные Дню области (49 тысяч просмотров), инциденту в Боровской школе (43 тысячи), готовности школ к 1 сентября и новой школе в Заводоуковске (по 40 тысяч просмотров).
Тюменский политолог Андрей Шуклин отмечает, что тематика губернаторских постов в соцсетях трансформируется: «Поначалу публикации были некой констатацией фактов: открыли, встретились, подписали… Сейчас мы видим выражение собственного мнения по тем или иным вопросам. И вполне возможно, что следующим шагом станет добавление менее официальных записей, где Александр Моор будет рассуждать не только как губернатор, но и просто как человек».
Запрос на личное подтверждает и тот факт, что подписчикам нравятся записи о житейском. Так, пост-поздравление для мам всего за сутки просмотрели 13 тысяч раз.
Дать совет губернатору
Еще одним механизмом коммуникации с населением должен стать проект «Советник губернатора». Его в начале ноября в своих соцсетях презентовал глава Тюменской области. Если говорить просто, это онлайн-площадка, на которой размещаются опросы, касающиеся региональных программы и важных для населения тем. Возможностью дать совет губернатору за три недели, что длился первый опрос, воспользовались более 9 тысяч жителей области.
Совпадение это или нет, но первая тема, которую предложил для обсуждения губернатор на новой платформе, – семья и материнство – нашла отражение в ежегодном послании Александра Моора. С ним, напомним, он выступил на прошлой неделе.
Одним из ключевых предложений, давно ожидаемых жителями области, стало введение регионального материнского капитала на рождение первого ребенка и увеличение суммы выплаты на третьего и последующих детей.
«На этот шаг (рождение первого ребенка. – Прим. ред.) молодым семьям решиться труднее всего. Главное – начать, дальше-то дело идет проще. Сам знаю», – сказал губернатор на выступлении, чем вызвал одобрительные аплодисменты и улыбки в зале.
Пока это предложение, а не решение, но губернатор четко обозначил свою позицию. К тому же это замечательный пример, как запрос от населения нашел отклик у первого лица региона.
Подобный подход губернатора – поиск возможностей для прямого контакта с населением – крайне востребован сейчас, отмечает директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, руководитель экспертного клуба «Екатеринбург» Анатолий Гагарин.
«Этот тренд на открытость задал и демонстрирует сам президент страны, а в регионах посыл подхватили. Более того, в субъектах пытаются найти свои подходы к решению проблем. Конечно, поиск и успешное использование новых форм установления постоянного диалога с населением – это задача губернаторов. И в данном случае пример тюменского главы показывает, что здесь можно достичь хороших результатов: не просто установить диалог, но и найти способ решить некоторые проблемы», – отметил эксперт.
Страница в соцсети как рабочий кабинет
Фактически есть разные способы донести проблему до губернатора. К примеру, отослать обращение по почте, на электронный адрес, принести в приемную. Наконец, записаться на личный прием. Однако именно обращения через соцсети пользуются все большей востребованностью. Во многом на это влияет своевременность и быстрота реакции на них, полагает политолог Анатолий Гагарин.
И действительно: под каждым постом главы региона скапливается немало адресных обращений. Ответы на часть из них находятся тут же. Так случилось, к примеру, с обращением Андрея Полякова о спортплощадке в деревне Ушакова. Тюменец оставил его под записью с посланием губернатора «О положении дел в области». Через несколько часов ответ на вопрос там же, под постом, оставил представитель администрации Тюменского района: мол, о потребности в курсе, проект готов, как будет финансовая возможность – площадка появится.
И таких адресных запросов несколько только под одним упомянутым выше постом. Те вопросы, что не получили ответов оперативно, ушли в работу. Уже ни для кого не является секретом, что страницы губернатора активно мониторят представители всех ведомств областного правительства и муниципальных образований.
Так что социальные сети для губернатора вовсе не место отдыха, это своего рода рабочие кабинеты, где ведется не менее плодотворная работа, говорит политолог Александр Безделов.
«Каждая из этих площадок – необходимый рабочий атрибут губернатора. Причем видно, что он не формальный, не просто спущенный сверху. Александр Моор прекрасно понимает, что в данный момент времени проникновение социальных сетей настолько глубоко, что фактически для многих они служат источником получения информации вместо СМИ. В этой связи это абсолютно серьезное для него направление деятельности», – уверен Безделов.
Политолог Андрей Шуклин называет соцсети и работу в них еще одним шагом к прямой демократии: не нужно соблюдать кучу формальностей, чтобы запустить в работу свое проблемное обращение. Кроме этого, многие госструктуры стали говорить менее казенным языком – без сложных формулировок, ссылок на законы, какие-то порядки и регламенты. Упор на то, чтобы объяснить доходчиво, а человеку было приятно, что его слышат, компетентно и своевременно отвечают и вопрос разрешается. По сути, для многих людей страничка губернатора стала книгой жалоб и предложений, говорит эксперт.
Конечно, эта сторона работы первого лица региона не остается без внимания на самом верху, в администрации президента. И оценка губернаторов, полагает Анатолий Гагарин, складывается, в частности, и из оценки таких интересных форм диалога с населением.
Фото: Правительство Тюменской области, скриншот,ФедералПресс/Виктор Вытольский