Во вторник, 26 ноября, депутаты городского совета Красноярска приступят к обсуждению больного вопроса для города-миллионника – практически патовой ситуации с бездомными животными. Стаи опасных хищников нападают на людей и выбирают самых беззащитных – женщин и детей. Время от времени опасных хищников ловят, стерилизуют, лечат, откармливают и выпускают на свободу – таков закон. Но, чипированные и стерилизованные, они возвращаются к «промыслу». Власти города разводят руками и публично признают: система контроля не работает. Почему сложилась такая ситуация и сколько денег хотят получить власти Красноярска, чтобы исправиться, – в материале «ФедералПресс».
Кровавый след. Хронология
В конце марта 2018 года вице-мэр Красноярска Владислав Логинов публично признал, что существующая система контроля численности бродячих собак не работает: «К сожалению, в этой сфере подрядчиков, которые умеют делать качественно и правильно, нет. Сколько бы подрядов мы ни заключали, стопроцентного эффекта не получали».
Заявление было сделано после того, как в январе 2018 года стая собак напала на 7-летнего мальчика. Ребенка отбили прохожие. На следующий день после слов вице-мэра о собственном бессилии произошел другой случай – безнадзорные животные напали на 9-летнюю девочку во дворе школы. В итоге – множественные укусы ноги и руки.
На дворе – 2019 год. Красноярск. Охота продолжается. В конце июля в соцсетях запустили вирусное видео, снятое из окна многоэтажки, – в выходной день во дворе жилого дома на девушку нападает стая. Ее спасает выбежавший на крик мужчина.
В конце августа прокуратура публикует отчет, который откровенно шокирует. Оказывается, городские власти практически молчали и не реагировали на сигналы граждан об агрессивных собаках, просто не передавая информацию надлежащим службам, ответственным за отлов бездомных животных. По данным надзорного ведомства, в 2019 году муниципальное Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства (УДИБ) получило от граждан 27 заявок на отлов собак. А подрядчику в итоге было передано лишь 10 заявок. Результат – представление прокуратуры Октябрьского района города руководителю МКУ «УДИБ».
Были ли управлением исправлены ошибки, внятного ответа от пресс-службы мэрии, департамента городского хозяйства и УДИБ так и не прозвучало. Но охота продолжилась. Восьмого ноября стая собак напала на 8-летнего мальчика. Псы повалили ребенка в канаву и начали рвать. Его старший брат добежал до ближайшего торгового павильона и позвал на помощь продавщицу, которая и спасла жизнь ребенку. Отступали с боем, откидываясь бутылками и камнями. Медики зафиксировали у мальчика сорванную с головы кожу и сделали три операции.
На некоторых собаках были бирки из собачьего приюта: значит, их ранее отлавливали, стерилизовали и выпустили обратно на улицу. В год на эти процедуры выделяется по 10 млн рублей – 5 миллионов из городского бюджета и пять – из краевого. Получают их две подрядные организации – «Бездомный пес» и ООО «Сибирь».
Глава департамента горхозяйства мэрии Красноярска Юрий Савин, отчитываясь перед депутатами горсовета, заявил, что действующее законодательство разрешает убивать отловленных собак, – агрессивные и больные особи могут быть подвергнуты эвтаназии. Как показала трагедия 8 ноября, в этой части у подрядчиков и городских властей серьезный промах, если даже на транспортировку бездомных животных – только одна машина.
«С организацией «Бездомный пес» у нас всегда были натянутые отношения. Наличия трех человек и одного автомобиля для транспортировки животных недостаточно. Исходя из личного опыта, могу сказать, что вывозить большое количество собак разом в одно место не совсем правильно, поскольку они сразу сбиваются в стаи. Но в рамках 44-ФЗ и законодательства прописать вывоз собак раздельно мы не можем», – поведал депутатам горсовета Юрий Савин.
Но и это еще не конец истории. 19 ноября в красноярском паблике «Правый/Красноярск» появилась запись о ситуации в микрорайоне Водники, где происходят постоянные нападения на домашних питомцев.
«Местные собаки у соседки маленькую собачку разорвали (кстати, тоже на улице подобранную), котов в частном секторе просто пачками давят, и не в частном тоже. Ночами стая на стаю бьются, лай и завывание стоит по полчаса, а потом во «ВКонтакте» собирают на операцию собак, порванных такими же собаками. Так что проблема с переизбытком собак на Водниках имеется, и не маленькая. Это я не упомянула еще про опасность, которую они для детей представляют, поскольку рискую нарваться на типичный ответ, что, мол, дети пусть не провоцируют», – оставила мнение пользователь соцсети Надежда Бусарева.
Комментарий был оставлен под видеозаписью, снятой из окна машины, – водитель, который привез ребенка в детский сад, боялся выйти из автомобиля, окруженного стаей собак.
От живодерства к гуманизму
По оценкам специалистов, в Красноярске обитает от 8 до 10 тысяч бездомных собак. В 2015 году цифра была другой – 15 тысяч особей. Тогда с собаками в Красноярске не церемонились – отловом животных занимался скандально известный индивидуальный предприниматель Виктор Версяцкас. У него был питомник на улице Пограничников, где собак убивали. Не всех, конечно. По данным УДИБ, только за 4 месяца 2016 года в питомнике было «подвергнуто эвтаназии и утилизировано в биотермической яме» чуть меньше 3 тысяч собак.
Тогда прокуратура проверяла деятельность питомника Версяцкаса и уличила его в том, что цифры в его отчетах дутые, – столько собак в питомнике физически невозможно было содержать (согласно отчетам).
Впрочем, еще до окончания прокурорской проверки в июле 2016 года в горсовете Красноярска разгорелся скандал – общественники, зоозащитники и депутаты обвинили Виктора Версяцкаса в жестоком отношении к животным и в живодерстве. После этого УДИБ сообщило о расторжении контракта с живодером, а отлов собак поручило более гуманным подрядчикам.
Спустя два года нападения собак на людей в Красноярске стали печальной обыденностью.
Самарский след
После трагедии 8 ноября региональное управление СКР возбудило уголовное дело по статье «Халатность», а депутаты красноярского горсовета и чиновники мэрии подняли вопрос, сколько денег нужно для того, чтобы решить проблему бездомных животных в Красноярске.
Цифры при этом называются самые разные. В открытых источниках публикуется неофициальная информация о том, что якобы красноярская мэрия собирается запросить у краевых властей 250 млн рублей на отлов животных в ближайшие три года.
Глава департамента горхозяйства Юрий Савин, отчитываясь перед депутатами, официально назвал цифру в 500–600 млн рублей. Столько денег якобы нужно для того, чтобы построить большой приют на тысячу особей, где будут пожизненно содержаться собаки, которых признают агрессивными. Поскольку с 1 января 2020 года вступят в силу изменения в законодательстве, которые позволят вторично отлавливать уже чипированных собак. Их придется где-то содержать.
Как пояснил обозревателю «ФедералПресс» вице-спикер красноярского горсовета Андрей Козиков, цифра в 600 млн рублей была взята красноярскими чиновниками у самарских коллег – в этом городе также планируется строительство большого собачьего приюта, и самарский проект был оценен именно в такую сумму.
Но даже если этот проект и не будет воплощен в жизнь, все равно ежегодно потребуется 50 млн рублей в год на содержание агрессивных особей, говорит Юрий Савин. По закону с 1 января 2020 года их можно будет запирать под замок пожизненно. К слову, «живодер» Версяцкас избавлял город от опасных животных за 10 млн рублей в год.
Затраты на решение проблемы в других регионах также порой выглядят куда скромнее. Например, в 2018 году на отлов, стерилизацию и уничтожение собак во всей Челябинской области было выделено 5,3 млн рублей. Есть примеры неслыханной бюджетной щедрости. В той же Самаре, на опыт которой опираются красноярские чиновники, из бюджета города только на один месяц выделили 6,7 млн рублей – столько получит подрядчик, который с конца ноября до 25 декабря 2019 года должен отловить 2840 особей. Еще пример: в Свердловской области, по данным на конец 2018 года, планировалось выделить около 105,5 млн рублей на отлов и содержание бездомных собак.
В Красноярске же окончательный ответ на вопрос, сколько денег нужно потратить и на что именно, должно дать краевое министерство экологии. По словам вице-спикера горсовета Красноярска Андрея Козикова, избавление горожан от опасности со стороны бродячих животных – это полномочия краевых властей, которые те спускают на муниципальный уровень. Городские власти написали по этому поводу письмо в правительство края, сообщил ранее депутатам глава департамента горхозяйства Красноярска Юрий Савин. Правда, обратного ответа пока не получили.
Обозреватель РИА «ФедералПресс» направил официальный запрос для подтверждения данной информации. Дозвониться до пресс-службы правительства Красноярского края на момент публикации материала не удалось.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин