Правительство Петербурга не спешит вводить в городе мусорную реформу. Требуемые законом документы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), по которым живет уже 98 % субъектов РФ, здесь только готовятся. Выбор мусорного оператора снова откладывается. Эту заминку не одобряют в местном законодательном собрании, считая, что она не дает привлекать федеральные субсидии и тормозит развитие раздельного сбора мусора и ряда смежных отраслей. К тому же есть опасения, что в Смольном тянут время, чтобы максимально укрепить на рынке свое предприятие. Собственно, этот интерес не особо скрывается. Как в городе на Неве готовится передел мусорного рынка, разбирался «ФедералПресс».
Решили засидеться?
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга (комблаг) с большим отставанием закончил разработку территориальной схемы в сфере обращения с ТКО. Это один из основных документов, предусмотренных федеральной мусорной реформой, которая действует в стране с 1 января 2019 года. Петербург сумел остаться в стороне от этого масштабного процесса: наряду с другими городами федерального подчинения, Москвой и Севастополем, он получил право на трехлетний мораторий реформы с правом включиться в нее в любое время в пределах этого срока. И если сначала власти заявляли о намерениях успеть задолго до дедлайна, теперь прогнозов профильные чиновники не дают. «До 1 января 2022 все будет введено. Но прогнозами не занимаюсь», – отрезал зампредседателя комблага Кирилл Пащенко на вопрос «ФедералПресс» об ориентировочных сроках входа в реформу.
Такой подход беспокоит профильных депутатов местного заксобрания. По словам заместителя председателя комиссии по экологии и природопользованию закса Романа Коваля, сначала в Смольном намеревались отложить реформу всего лишь на год, затем в прогнозах появился 2021 год, а там уже и 2022-й не за горами. Меж тем власти ответственны за тем, как будет работать региональный оператор по обращению с ТКО, который, кстати, также не выбран городом.
Председатель профильной комиссии по экологической защите населения Санкт-Петербурга Надежда Тихонова отметила, что в Петербурге, вопреки федеральному законодательству, до сих пор не приняты ни региональная программа обращения с ТКО, ни территориальная схема обращения с отходами, а это стратегические документы. «Это тормозит развитие отрасли обработки, утилизации, обезвреживания отходов и препятствует развитию системы раздельного накопления. Кроме того город не может получать федеральные субсидии, предусмотренные на мероприятия реформы», – сказала депутат.
В комитете по благоустройству к этой критике относятся спокойно. «На все замечания я могу сказать только одно: что вводить систему нужно тогда, когда уже все готово. Когда предусмотрена в первую очередь социальная помощь слоям населения, которые могут пострадать, когда все потребители, которые должны будут платить за эту услугу, будут довольны ее качеством», – прокомментировал «ФедералПресс» Кирилл Пащенко.
Кирилл Пащенко на экологической конференции Общественной палаты Санкт-Петербурга
По словам чиновника, сейчас комблаг изучает опыт других регионов, при этом возникает понимание, что в Петербурге реформа должна пройти легче. «Несмотря на то, что у нас гораздо больше потребителей этой услуги, у нас очень законопослушное население и собираемость коммунальных платежей гораздо выше – 95 %. В некоторых регионах она меньше 50 %, поэтому регоператоры там практически все на боку и требуют господдержки. Будем надеяться, что у нас все будет не так», – сказал Пащенко.
Как отметил зампредседателя межведомственного совета Минприроды России по обращению с отходами Элмурод Расулмухамедов, крупные города должны в реформу входить с большей осторожностью, чем небольшие регионы, это должно быть более взвешенно. Другое дело, что и засидеться не совсем правильно.
«С одной стороны, это идет на руку компаниям, потому что они могут на чужих примерах посмотреть, с какими проблемами сталкиваются регионы и операторы, которые вошли в эту реформу, и, соответственно, многих ошибок можно избежать – это основной плюс, – пояснил «ФедералПресс» Элмурод Расулмухамедов. – С другой стороны, отсрочка с вхождением в реформу – это лишение возможности доступа к всевозможным государственным средствам ее поддержки. Но так как Петербург и Москва имеют профицитный бюджет и это города, где более или менее налажена работа с отходами, они могут себе позволить не обращаться за государственными средствами либо обращаться позже».
«Ни качества, ни конструктивной цены»
Нюансы терсхемы пока не известны, но в комблаге подчеркивают, что, согласно документу, отрасль переработки отходов по-прежнему будет держаться на ГУП «Завод МПБО-2». В 2018 году это предприятие выиграло конкурсы по выбору единого регоператора в сфере обращения с ТКО как в южной, так и в северной части города, взяв госконтракты общей стоимостью порядка 80 млрд рублей. Однако против результатов торгов выступили участники, оставшиеся за бортом. И хотя УФАС заявило, что комблаг не превысил своих полномочий, а конкурсная документация законна, затянувшиеся судебные разбирательства сорвали крупный многолетний подряд для МПБО-2.
Знакомый с ситуацией источник считает, что город тянет с реформой, чтобы все-таки протолкнуть ГУП в качестве регоператора хотя бы по одной из двух обозначенных «мусорных» зон, а в идеале – отдать ему отрасль по всему городу. Затягивание сроков подготовки основных документов не дает частным компаниям ознакомиться со стратегией и планируемыми нормативами, что также на руку проправительственному конкуренту. Кроме того, публикация территориальной схемы в канун новогодних праздников может быть спланированным ходом, чтобы как можно меньше интересантов вникло в нюансы и успело внести замечания и предложения (они будут приниматься в течение месяца с конца декабря уходящего года до конца января).
МПБО-2 остается лидером по переработке в Санкт-Петербурге
В комблаге МПБО открыто поддерживают. На экологической конференции от Общественной палаты Петербурга в минувшую пятницу Кирилл Пащенко заявил, что достижение показателей в сфере переработки отходов в городе возможно при максимальной загрузке завода. «Нынешняя система такова, что именно перевозчик определяет, куда ему везти отходы. И конечно, на полигон ему дешевле, чем отвезти на переработку. Если мы сможем на 100 % загрузить завод МПБО, мы получим достижение показателей. Тут даже дополнительных мощностей не надо», – отметил в своем выступлении представитель комитета по благоустройству.
По мнению Надежды Тихоновой, правительство не заинтересовано в раздельном сборе отходов, чтобы регоператор, которым постараются сделать МПБО, самостоятельно извлекал полезные фракции и зарабатывал на этом. А жители будут платить по тарифу, который исчисляется исходя из норматива и без оглядки на сортировку. И очевидно, что тариф этот возрастет. По мнению депутата, пострадают и частные компании-переработчики, которые будут вынуждены закупать сырье у регоператора. «То, что [в комблаге] пытаются протащить одного монополиста, – это неправильно. Там, где появляется что-то единое, единый монополист, там нет ни качества, ни конструктивной цены для людей. Законодательство требует не менее одного регоператора, то есть их может быть несколько, в том числе по одному в каждом районе. Представляете, какая могла бы быть конкуренция?!» – прокомментировала Надежда Тихонова.
Надежда Тихонова критически относится к работе комблага в сфере мусорной реформы
По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светланы Бик, в таком большом городе, как Петербург, один региональный оператор по обращению с ТКО нежелателен, и с точки зрения устойчивости системы и внутренней конкуренции было бы разумно наладить работу двух-трех компаний. Что касается затянувшихся сроков, по мнению эксперта, Петербург только выиграет от того, что лишние два года будет мягко перестраивать свою работу. «Реформа в принципе не очень хорошо подготовлена, но деваться уже некуда, поэтому Петербургу торопиться нет никакого смыла. Нужно провести подготовку максимально щадящим образом для населения», – прокомментировала Светлана Бик.
Элмурод Расулмухамедов, напротив, считает, что размеры города в этой истории не так важны, как транспортная доступность. Тем более что Петербург – это не просто город, а еще берега и мосты. Соответственно, понимания, сколько нужно операторов, нет, потому что и один своими подразделениями может хорошо организовать работу. «Но с учетом опыта других регионов мы видим, что передача [функций] одному оператору, который не справляется, порождает бюрократический ступор, и это приводит к тому, что начинаются завалы. Поэтому чтобы не было большого риска, мы думаем, что минимум два оператора должно быть, чтобы было кому подстраховывать, чтобы была инфраструктура. Но с точки зрения экологии как это разбито по бизнесу – почти не имеет значения», – поделился мнением эксперт.
Напомним, право отложить старт мусорной реформы получили Москва, Петербург и Севастополь. Однако в крымском городе единый регоператор был выбран еще в середине 2017 года: им стало предприятие «Благоустройство города «Севастополь», на 100 % принадлежащее правительству муниципалитета.
За ходом реформы в регионах следит антимонопольная служба России. Жалобы на процедуру проведения торгов по определению регоператоров передаются из управлений на местах в центральный аппарат ФАС для «формирования единообразной практики». Как сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе ведомства, жалоб на выбор регоператора в Санкт-Петербурге в ФАС РФ пока не поступало.
Ранее «ФедералПресс» писал, что в комблаге затруднились с ответом, сколько в Петербурге будет регопеторов. «Возможно, их будет два; возможно, он будет один», – неопределенно сказал Кирилл Пащенко.
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин, Евгения Парникова, фото-банк депутата Надежды Тихоновой, сайт ГУП МПБО-2