Политологи сделали прогноз на ближайшую пятилетку о том, кому будет передана власть в России. Останется ли президент на своем посту, или поиски преемника начались, а кандидатуры подобраны в список? Несколько вероятных претендентов уже озвучено. Подробности выяснял «ФедералПресс».
Сценарии транзита
В экспертном сообществе обсуждается подготовка к очередным президентским выборам. Впереди чуть больше четырех лет. Однако уже сейчас говорят, что нового лица в 2024 году может и не быть: глава государства либо сохранит полномочия, либо оставит за собой руководство Госсоветом и укрепит его полномочия, либо вновь станет премьер-министром. Вариантов обсуждается масса, ведь рейтинг президента остается высоким, и этим непременно нужно пользоваться. «Вероятно, никто не решится на радикальную реформу. Ни к выборам в Госдуму, ни дальше», – считает президент Ассоциации электронной электоральной политики Александр Серавин.
Вместе с тем эксперт не исключил, что если транзит власти и будет, то он пройдет в мягкой форме. И этот вопрос может решиться не в 2024 году, а раньше.
Иначе говоря, в политических кругах не утверждают, но и не исключают, что сценарий транзита как таковой существует. Подготовка к нему медленно, но идет. В том числе аппаратная: чистки в министерствах и ведомствах, посадки и аресты проштрафившихся чиновников. Политическая: молодые и открытые технократы приходят на смену морально устаревшим губернаторам-хозяйственникам, на управление регионами не допускают политиков-популистов, понимая, что за их словами не стоит конкретных полезных для населения действий. Субъекты остаются подконтрольными, прямые выборы мэров почти везде отменены. Реформу местного самоуправления воспринимают лишь как создание общественных советов при администрациях.
Политтехнолог Игорь Семенов считает, что выборы в Госдуму в 2021 году станут лакмусовой бумажкой для транзита власти в 2024-м. Они покажут уровень доверия к президенту и действующей власти. Исходя из этого, отмечает эксперт, возможны три основных сценария транзита – инерционный, внезапный и трансформационный. «В первом случае ничего не меняется, кроме лица, управляющего страной. Я сильно в него не верю, поскольку власть в этом случае не меняется. Есть внезапный сценарий, когда в силу каких-то внешних событий неожиданно меняется система распределения ресурсов», – отмечает Семенов.
По словам политтехнолога, внезапный сценарий возможен только в случае, если «Единая Россия» получит меньше 50% мандатов на выборах в Госдуму: ведь тогда «элиты будут атакованы, управляемость – потеряна». Такой сценарий подготовить заранее вообще нельзя, его можно лишь предусмотреть.
Между тем сам Семенов придерживается третьего, трансформационного, сценария. При нем сохраняется имидж лидера как отца народа, некий антиэлитный образ для населения, независимо от личности президента. Такой «вождь» закладывает ценности, смыслы взаимопонимания, благополучия и безопасности для всего мира.
Образ нового лидера
Игорь Семенов выделил несколько образов, каким может быть новый лидер страны в 2024 году. Первый – это православный консерватор, маршал для народа. Им может стать Сергей Шойгу или кто-то подобный. Такой лидер проведет ребрендинг «Единой России» и сохранит консолидацию элит. В данном образе важна роль православной идеологии как набора ключевых ценностей для большинства жителей страны.
Второй образ – это современный технократ, как Сергей Собянин или другой «потенциальный член тандема». «Возможно, такой управленец появится на базе «Лидеров России». Он должен дать людям богатство», – считает эксперт.
Третий образ – мать: женщина-преемница – таковой может быть сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева или кто-то подобный. При этом лидер имеет «сильную эмоциональную связь с народом». Во главу угла ставится социальная защита людей, а ОНФ в таком проекте рассматривается как «материнская организация».
Система сохранится
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов полагает, что система, выстроенная Владимиром Путиным, просуществует еще долго. На выборах президента в 2024 году повторится ситуация, сложившаяся в стране в 2007-2008 годах. «Путинское большинство – это сложная и неодномерная коалиция, которая постоянно перезагружается. С ним будет работать «Единая Россия», – отметил Орлов.
По мнению политолога, риском для транзита может быть деконсолидация элит и ослабление страны во внешнеполитическом курсе. Что касается будущего президента, то им, считает Орлов, вновь может стать Дмитрий Медведев.
Однако с этим мнением не согласен директор Института избирательных технологий Евгений Сучков. «Конституция обязывает сменить президента. Сейчас преждевременно говорить о том, кто им будет, но вряд ли это будет Медведев», - отмечает эксперт.
Член Общественной палаты РФ Константин Комков считает, что преемником, если такое произойдет, может быть «православный россиянин, проработавший в России и прошедший школу губернаторов».
Слухи о том, что кто-то из глав регионов может стать президентом, ходят давно. Президент Ассоциации электронной электоральной политики Александр Серавин также не исключил, что главой государства может стать тот, кто был губернатором с 2017-2018 годов.
Например, не первый год в этом ключе «всплывает» фамилия губернатора Тульской области, Героя России Алексея Дюмина – человека, близкого и преданного Путину. Политтехнолог Ярослав Игнатовский называет эти слухи «хайпом» либо «попыткой включения неких интересантов в список потенциальных кандидатов». «Владимир Путин и его команда – из поколения СССР, и они не хотят перемен. Власть будет реагировать стабильностью на фоне развития, – считает Игнатовский. – И вообще сейчас надо забыть про транзит власти и вспомнить про транзит газа».
Руководитель Центра социальных технологий Андрей Богданов считает, что «власть останется у тех, кто ее имеет, и неважно, какая личность это будет».
По мнению политконсультанта Валентина Бианки, элитам нужна стабильность, а «население требует изменений». «Если вдруг грянет экономический кризис, то лучше, чтобы он настал за полгода до выборов. Тогда борьба с ним консолидирует население», – отмечает Бианки.
Эксперт говорит, что тестировать преемника заранее практически невозможно, так как это может спровоцировать раскол элит. И к тому же Бианки на 95% уверен, что «Владимир Путин останется в системе действующей власти».
А вообще, как отмечает директор Института развития парламентаризма Алексей Чадаев, слово «транзит» вообще не описывает то, что происходит в политической системе сейчас, и «не подходит для этого явления».
Фото: kremlin.ru