Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

На Дальнем Востоке наблюдается нехватка дизеля

На Дальнем Востоке наблюдается нехватка дизеля
На Дальнем Востоке наблюдается нехватка дизеля

Владельцы независимых заправок на Дальнем Востоке заявили о нехватке зимнего дизельного топлива. Такая ситуация сложилась в Приморском крае, сообщили РИА Vladnews в Приморском топливном союзе. Производство зимнего дизельного топлива затратнее, чем летнего. Дополнительное давление на цены оказывает вывод с рынка суррогата: количество бодяжного топлива уменьшается, поэтому растет спрос на топливо ВИНКов. Такая ситуация характерна, в частности, для Дальнего Востока. Уже сейчас наблюдается существенный дисбаланс биржевых цен и текущих оптовых цен на нефтебазах компаний, где топливо обходится дешевле, чем на бирже. «Независимые» АЗС приобретают топливо на нефтебазах и занимаются его перепродажей. Накрутка может быть довольно существенной.

Владмир Чирсков, глава Приморского топливного союза: «В сентябре на биржевых торгах стоимость зимнего ДТ в течение двух биржевых сессий увеличилась с 56,1 тысячи рублей за тонну до 63,1 тысячи рублей. В пересчете на 1 литр биржевая цена оказалась выше розничной на 5 рублей, что делает покупку дизеля на бирже экономически невыгодной».

На нефтебазах формируется стихийный спрос, покрыть который компании сразу не могут чисто технически. Это скажется на ценах. Однако, как и в случае с бензином, к концу декабря компании, вероятно, сформируют повышенное предложение, что притормозит цены и стабилизирует рынок. Например, продажи зимнего дизельного топлива с нефтебаз ООО «РН-Востокнефтепродукт» в адрес независимых сетей (АЗС) существенно выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и продолжают увеличиваться.

На Дальнем Востоке существует дефицит производственных мощностей НПЗ. Так, при потребности в 3 миллиона тонн автомобильного топлива ежегодно в регионе производится только 1,5 миллиона тонн. Для покрытия дефицита топливо в ДВФО доставляется транспортом из других регионов страны, что увеличивает его стоимость из-за транспортных расходов.

Как рассказал корреспонденту «ФедералПресс» вице-президент независимого топливного союза Дмитрий Гусев, причина этого кризиса, повторяющегося из года в год, – системная. «Прежде всего, на Дальнем Востоке не хватает перерабатывающих мощностей. Там нет условий для создания новых мощностей. По-прежнему дорогая логистика – возить топливо с нефтебаз, находящихся в отдаленных районах, очень накладно. Серьезным ограничительным фактором является не самая разумная налоговая политика, которую ведет государство – сейчас с нефтяников выжимают все соки. Откуда тут взяться инвестициям и новым мощностям», – поясняет он.

Спасением могло бы быть снижение железнодорожного тарифа на перевозку нефтепродуктов минимум до 5 тысяч рублей на тонну. Такая мера могла бы ликвидировать дефицит. Но самым разумным решением было бы наращивание мощностей в регионе. Избавить регион от дефицита топлива должна была Восточная нефтехимическая компания (ВНХК). Однако из-за увеличения налоговой нагрузки на отрасль проект строительства новых нефтеперерабатывающих мощностей был приостановлен. Реализация проекта позволила бы решить проблему локального дефицита и высоких цен на моторные топлива на Дальнем Востоке и заложить основу для создания нефтехимического кластера в регионе.

А еще комплекс ВНХК также позволил бы максимально эффективно использовать конъюнктуру рынка Азиатско-Тихоокеанского региона и экспортировать конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для государства странно отказывать в поддержке проекту, который не только предоставил бы возможность чрезвычайно выгодно монетизировать сырьё из Восточной Сибири, но и позволил бы выйти с нефтехимической продукции на рынки Китая и стран АТР, которые являются основным ее потребителями.

Налогообложение нефтепереработки становится всё более запутанным и нестабильным, отрасль – убыточной. Минфин не задумывается о развитии реального сектора экономики, проявляя свойственный этому ведомству фискальный фанатизм. В ходе реализации большого налогового манёвра внутренняя цена на нефть по факту была приравнена к мировой, что привело к радикальному пересмотру рентабельности всего нефтеперерабатывающего сегмента. Налоговый манёвр увеличил зависимость цен на внутреннем топливном рынке от внешней конъюнктуры, при этом сам регулятор оказался к этому не готов. Вдобавок к большому налоговому манёвру есть другие регуляторные изменения, про которые правительству «удобно забыть» - введение ручного регулирования цен на нефтепродукты и объёмов поставок на российский внутренний рынок; одновременно с этим – одностороннее повышение акцизов за счет нефтяных компаний. На постоянной основе вводятся так называемые «временные» надбавки к НДПИ с неограниченным сроком действия.

Фискальная политика резко ухудшила экономику стратегически важного и чрезвычайно выгодного для страны проекта по созданию нефтехимического кластера на Дальнем Востоке.

По мнению Дмитрия Гусева, сильного кризиса из-за дефицита не возникнет. В основном его ощутят не потребители, а сами владельцы АЗС – им будет труднее доставать дизельное топливо. Но такая ситуация неизбежно приводит к раскачиванию рынка. «У нас есть фиксированная цена на заправке, фиксированная цена на мелком опте и биржа, которая нам говорит о том, что мы можем торговаться и искать справедливую цену. Вот этот дисбаланс цен биржевых и оптовых, соответственно, порождает ту ситуацию, когда участники рынка находятся фактически в неравных условиях», – считает эксперт.

Дмитрий Гусев отметил, что во время дефицита топлива неизменно начинают «бодаться» крупные компании и частные небольшие АЗС. Однако и те, и другие находятся в одинаковой ситуации – рынок нефтепродуктов теряет все больше возможностей для развития.

Только изменения фискальных, инвестиционных и регуляторных условий позволят вернуться к рассмотрению проекта ВНХК в рентабельной конфигурации. При этом крупнейшая нефтяная компания РФ в полном объёме обеспечивает нефтепродуктами собственную розничную сеть в регионе, определяя внутренний рынок как абсолютный приоритет. В сложившихся обстоятельствах эксперты говорят о необходимости увеличения объёмов реализации дизельного топлива другими, помимо «Роснефти», производителями региона, в частности Омским и Хабаровским НПЗ.

«По большому счету, надо кардинальным образом пересмотреть условия, в которых существует сейчас нефтяная отрасль. У нас ведь потолок планирования сократился с нескольких лет до нескольких месяцев – все постоянно ждут, какие новые ограничения и налоги введет правительство. В отрасль слишком сильно вмешиваются, используя как дойную корову для всех отраслей. Но рано или поздно это может просто убить отрасль», – считает Дмитрий Гусев.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.