В Еврейской автономной области сменился губернатор. Александр Левинталь, отставку которому прочили с начала года, накануне покинул свой пост. Главой региона Владимир Путин назначил сенатора от ЕАО Ростислава Гольдштейна. О возможных причинах такого решения и о том, чем оно может обернуться для региона, – в материале «ФедералПресс».
Партийный функционер
Назначение Ростислава Гольдштейна врио губернатора не стало неожиданностью. Информация о том, что сенатора намерены поставить во главе ЕАО, начала появляться еще весной. Кандидатура, по мнению экспертов, вполне уместная. Гольдштейн несколько лет был замглавы комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока, с 2015 года он является сенатором от еврейской автономии. Это говорит как минимум о том, что политик разбирается в проблемах региона и понимает внутреннюю специфику. Кроме того, Гольдштейн проходил обучение на третьем потоке так называемой «школы губернаторов». Речь идет о программе подготовки кадрового управленческого резерва госслужбы. Это, безусловно, играет ему в плюс: квалифицированные управленцы в ЕАО нужны.
В то же время большинство экспертов довольно скептически относятся к перспективам Ростислава Гольдштейна на посту губернатора. Причина проста: ситуация в автономии близка к критической, и чтобы решить хотя бы часть проблем, нужен крепкий хозяйственник. Новый глава региона таковым, по мнению наблюдателей, вряд ли является.
«Судя по всему, в Москве просто не нашли другой кандидатуры на пост губернатора ЕАО. Чтобы выправить положение в области, нужен хороший антикризисный менеджер. Гольдштейн просто не имеет нужного опыта. Но, очевидно, кроме него некому было занять это кресло. Надо понимать, что в нынешней ситуации такое назначение можно расценить как своего рода ссылку», – рассказал «ФедералПресс» политолог Илдус Ярулин.
Он также отметил, что за провалы в управлении ЕАО отвечает не только бывший губернатор Александр Левинталь. Вместе с ним ответственность за кризис несут и другие чиновники и политики. В том числе сам Гольдштейн, четыре года представлявший интересы региона в сенате.
«По большому счету,Ростислав Гольдштейн является партийным функционером. Он долгое время, например, руководил дальневосточным межрегиональным координационным советом «Единой России». Опыта руководства, тем более в кризисной ситуации, у него нет. Поэтому как сложится его губернаторская карьера, сказать трудно. Однако совершенно очевидно, что после назначения Гольдштейна в ЕАО придут деньги. Москва, вероятнее всего, начнет активно спонсировать область», – считает политолог Андрей Кудисов.
Страх протестного голосования
Встает резонный вопрос: почему все-таки Александра Левинталя сменили именно Гольдштейном? Причина, понятное дело, не только в безысходной ситуации. На этот выбор, по мнению экспертов, повлияло сразу несколько факторов. Во-первых, в правительстве, наконец, одобрили новую программу по развитию Дальнего Востока. Для ее реализации нужны кадры, которым центр может доверять. Левинталь себя в качестве хозяйственника зарекомендовал очень плохо. Ростислав Гольдштейн, в свою очередь, является «своим» для московских чиновников, и серьезных провалов за ним не числится. Во-вторых, новый глава ЕАО – кадровый единоросс. Сейчас Кремлю очень важно удержать еще один регион Дальнего Востока от сползания в руки оппозиции – будь то КПРФ или ЛДПР. Позиции обеих партий в автономии весьма серьезные и укрепляются по мере нарастания кризиса.
«Нельзя забывать о том, что Еврейская автономная область – это такой маленький филиал Хабаровского края. Регионы похожи и по своим проблемам, и по особенностям политической жизни. После успеха протестного голосования в Хабаровском крае и победы Фургала многие жители ЕАО стали присматриваться к опыту соседей. Сейчас есть риск того, что «Единая Россия» может потерять область на следующих выборах», – рассказал «ФедералПресс» политолог Даниил Ермилов.
При этом никакие протесты Еврейской автономии не грозят – во всяком случае, в обозримом будущем. Да, ситуация там хуже, чем в других регионах Дальнего Востока. Да, кризис в ЕАО не заканчивается уже много лет. Однако какой-то мощной силы, которая смогла бы консолидировать недовольство местных жителей, пока не нашлось. Главная угроза, которую несет в себе это закостенелое недовольство, – протестное голосование на выборах губернатора, которые состоятся в следующем году. Это сценарий, которого федеральный центр стремится избежать всеми силами, учитывая опыт Приморья и Хабаровского края.
Так что основная задача, которая сейчас стоит перед Гольдштейном, – усиление позиций «Единой России» в автономии. Сделать это можно лишь с помощью более-менее эффективных действий в экономической сфере, и именно поэтому эксперты ожидают денежных траншей в регион. При этом вероятность того, что нынешний глава ЕАО избавится от приставки «врио», не самая высокая. От него, скорее, требуется подготовить почву для следующего губернатора.
«Вероятность того, что Ростислав Гольдштейн выставит свою кандидатуру на губернаторских выборах, невелика. Вероятнее всего, за это время Кремль сумеет найти более подходящую фигуру – харизматичного, активного хозяйственника. Это должен быть кандидат, которого хорошо примут местные жители, а это сделать непросто, так как негатива в ЕАО накопилось достаточно», – считает Илдус Ярулин.
Большие риски
Вместе с тем Ростислав Гольдштейн вполне может оказаться последним главой Еврейской автономии. Вероятность присоединения региона к Амурской области, о которой судачат уже лет десять, сейчас серьезно выросла. Речь идет, в том числе, об идее создания в России 14 макрорегионов, которую активно обсуждают с прошлого года. После провалов по нацпроектам, которые наблюдаются по всей стране, тему снова подняли: во многом неудачи связаны именно с неэффективностью чиновничьих аппаратов. Далеко не факт, что административный передел РФ будет действительно радикальным – однако в том, что он состоится, уверены многие эксперты. В этом случае Еврейской автономии вряд ли найдется место на карте.
Приживется ли Ростислав Гольдштейн в ЕАО – сказать сложно. Для нового главы региона есть два угрожающих фактора. Во-первых, в современную политику он пришел из бизнеса – как и глава соседнего Хабаровского края Сергей Фургал. Для последнего деловое прошлое стало серьезной головной болью: проблемы на семейных активах («ТОРЭКС» и «Амурсталь») утащили за собой всю политическую жизнь и привлекли внимание силовиков. Бизнес-прошлое легко можно использовать для создания негативного бэкграунда, и потому Гольдштейну следует быть весьма осмотрительным.
Во-вторых, в ЕАО нового главу региона давно знают – как-никак он четыре года представлял интересы области в Совфеде. И потому нынешнее положением дел в регионе ставится в вину и Гольдштейну. Чтобы исправить общественное мнение, считают эксперты, врио губернатора придется долго и упорно трудиться.
Фото: council.gov.ru, kremlin.ru, ФедералПресс / Евгений Поторочин