В регионах Поволжья традиционные новогодние корпоративы, похоже, больше не популярны. Многие компании и организации в массовом порядке отменяют вечеринки. Причина, как правило, одна – нет денег. Впрочем, и сами сотрудники признаются: гораздо лучше получить премию перед праздниками, нежели «оттянуться» в ресторане. Навсегда ли такая тенденция и что делать бизнесу – в материале «ФедералПресс».
Представители ресторанных сетей Ульяновска и Самары в приватных беседах подтверждают: в этом году наблюдается заметное снижение спроса на корпоративные мероприятия. «Одни вообще отменяют традиционные вечеринки, другие меняют формат, переносят гуляния в офис; есть и те, кто заметно урезает расходы – никакого дорогого алкоголя, нет большого ассортимента блюд. Легкие закуски, шампанское, пирожные», – рассказал «ФедералПресс» один из рестораторов Самары, пожелавший сохранить инкогнито. Он рассказал, что бизнес в свою очередь вынужден выживать и придумывать новые решения: «Знаю, что многие сейчас делают ставку на новогодние каникулы. Так, сейчас очень популярно проведение в кафе самых разных мастер-классов для детей. То есть теперь в тренде детские пирожки вместо папиной выпивки».
По словам руководителя концертно-праздничного центра «Верягин и К» Дениса Верягина, в этом году количество заказов действительно можно пересчитать практически по пальцам. «Роскошные корпоративы становятся уже исключением из правил, большинство экономят практически на всем. Это тенденция», – пояснил собеседник «ФедералПресс». По его словам, на сегодняшний день организации практически не оплачивают такие мероприятия, а за свой счет в кафе и рестораны люди идти не хотят. «Если в этом году ситуация с корпоративами очень сильно ухудшилась в богатой Москве и Санкт-Петербурге, то чего уж говорить о провинции, российской глубинке», – сетует Верягин.
Он также рассказал, что те организации, которые и проводят корпоративные вечеринки, приглашают непрофессиональных актеров, исполнителей: «В итоге теряется качество, люди не получают никакого удовольствия».
Социология также подтверждает стремительно меняющуюся ситуацию. Так, остаться праздновать преддверие Нового года в офисе планируют 17 % компаний. Три процента компаний поедут отмечать за город, еще 2 % выбрали нестандартное времяпрепровождение: например, поход в баню, спортивное мероприятие, выяснили эксперты сервиса Superjob. При этом никак не собираются проводить корпоратив 18 % компаний. Из них 10 % вообще не привыкли организовывать корпоративы, а 8 % отказались от мероприятий из-за острой нехватки денег. Кроме того, снизили бюджет на новогодний корпоратив 7 % компаний.
Также выяснилось, что променять новогодний корпоратив на премию готовы 74 % сотрудников. В среднем россияне считают 4,7 тыс. рублей денежным эквивалентом корпоративной вечеринки. Деньги корпоративам чаще всего предпочитают сотрудники 25–34 лет (78 %) и россияне с зарплатой менее 30 тысяч рублей (79 %).
Руководитель одной из коммерческих организаций Самарской области Сергей Смирнов в разговоре с «ФедералПресс» подтвердил, что сотрудники «не особо хотят гулять». «Какое-то настроение не то у людей. В кафе идти не хотят, какая-то общая апатия. Со многими партнерами говорю – аналогично. Еще несколько лет назад в декабре забронировать ресторан было невозможно, а сейчас – нет проблем, многие пустые стоят», – пояснил собеседник издания.
Исследование портала Rabota.Ru является подтверждением: проведение новогоднего корпоратива особого энтузиазма у сотрудников не вызывает. Лишь каждый четвертый россиянин положительно оценивает это мероприятие и видит в нем хорошую возможность неформально пообщаться с коллегами. Еще 6 % респондентов тоже одобряют проведение корпоратива, однако совсем по другой причине: там можно бесплатно поесть, выпить и повеселиться. В то же время работников, которые относятся негативно к идее корпоративного праздника, оказалось ощутимо больше: 54 % опрошенных заявили, что в корпоративах они точно не нуждаются. Одна из причин – нежелание видеть своих коллег за рамками обычного рабочего дня. Другое исследование показало, что более половины работающих россиян готовы отказаться от спиртных напитков на корпоративах. Например, треть респондентов употребляет алкоголь реже раза в месяц, при этом 23 % не употребляют спиртное вовсе.
По оценкам руководителя отдела исследований информационно-аналитического агентства «Национальный Эксперт» Елены Варламовой, все упирается в экономическую ситуацию. «Вот уже пять лет она не меняется к лучшему. Реальные доходы населения падают, многим понизили зарплату, компании до сих пор проводят массовые сокращения сотрудников. На следующий год перспективы тоже весьма туманные. Конечно, новогодние вечеринки – это то, от чего можно отказаться. Наверное, это плохой симптом, знак социально-экономического неблагополучия», – предположила собеседница «ФедералПресс». Она также отметила, что в первую очередь тенденция затронула неблагополучные регионы: «К тому же и сами работники не приветствуют эти гулянки. Когда тебе задерживают зарплату, когда ухудшаются условия труда, наверное, нет настроения идти что-то отмечать, особенно в компании с работодателями».
Фото: Глобал Сити / Евгений Поторочин