Top.Mail.Ru
Недвижимость
Пермский край
0

План развития Перми встал на рельсы: Минтранс одобрил уход поездов из центра города

Городская инфраструктура получит новый импульс к развитию
Городская инфраструктура получит новый импульс к развитию

Федеральный Минтранс издал приказ о предстоящем закрытии железнодорожной ветки на участке между станциями Пермь-2 и Пермь-1 Горнозаводского направления Свердловской железной дороги. Сделан большой и значимый шаг на пути преобразования центра прикамской столицы. Что ждет Пермь – в материале «ФедералПресс».

В первую очередь жителей Перми ждет перенастройка схемы движения общественного транспорта. Она уже идет в краевой столице: городские власти сделали более удобными для пассажиров маршруты движения автобусов, отказались от затратных в эксплуатации троллейбусов, ввели более жесткие требования к подвижному составу в части комфорта и возраста. Кроме того, город сам стал активным игроком на рынке пассажирских перевозок, закупив партию новых автобусов Volgabus и трамваев «Лев» и «Львенок», включая самый современный в России трехсекционный вагон.

При проведении преобразований было важно учесть интересы жителей удаленных районов города (Мотовилихинского и Орджоникидзевского), которые чаще других пользовались услугами пригородных электропоездов. Однако объем перевозок электричками на участке Пермь-2 – площадь Восстания составляет всего 2,6 тысячи человек в день, в то время как автобусы и трамваи перевозят на этом же участке ежедневно до 140 тысяч пассажиров. При такой загрузке движение электропоездов оказывается крайне затратным и неэффективным. При этом обширная железнодорожная инфраструктура на данном участке требует расходов на содержание и не дает распорядиться в интересах города и горожан территориями, которые занимает. В то же время общественный транспорт в состоянии «переварить» дополнительные 2,6 тысячи пассажиров, уверен руководитель департамента дорог и транспорта администрации Перми Анатолий Путин.

«Одна из ключевых задач по преобразованию городского пространства к трехсотлетию Перми – это формирование устойчивой, быстрой и современной взаимосвязи с основными транспортными узлами города: площадью Восстания и [станцией] Пермь-2. Это обеспечит доступность транспортной инфраструктуры для набережной и районов, отрезанных железной дорогой. Принятые решения позволят приступить к началу реализации проекта», – заверила замглавы горадминистрации Людмила Гаджиева.

Чтобы обеспечить транспортную доступность в направлении Вышки-2 и Левшино прямо сейчас, автобус № 3 синхронизировали с расписанием пригородных и городской электричек, запустили экспресс № 51 от Перми-1 до ЦУМа, продлили маршрут автобуса № 77 до станции Левшино. Во втором квартале будущего года в Орджоникидзевском районе запустят дополнительный автобус № 24 (Автопарк – Площадь Дружбы) для разгрузки автобусов, соединяющих микрорайоны Голованово и Левшино с центральной частью Перми.

В перспективе самой важной частью транспортной реформы станет запуск скоростного трамвая на участке Пермь-2 – улица Куфонина (на Парковый). Трамваи будут ходить чаще электричек, станут более удобным видом транспорта для маломобильных граждан, встроится в систему единого билета с бесплатными пересадками с одного вида общественного транспорта на другой. Для связи автобусов, трамваев и электропоездов на участках западнее Перми-2 и восточнее площади Восстания будут построены два ТПУ – «Пермь-2» и «Мотовилиха».

«Важно широко информировать горожан обо всех изменениях, которые происходят и произойдут в связи с отменой движения на участке между станциями Пермь-1 и Пермь-2, – считает депутат Пермской гордумы Олег Бурдин. – Надо разъяснять все нюансы: как будет осваиваться территория Горнозаводской ветки, как будет организовано движение скоростного трамвая. Важно также понимать, как пойдут грузовые составы, для которых пока остается только одно направление – через КамГЭС, пропускная способность которого оставляет желать лучшего».

Ответом на запрос промышленных предприятий будет строительство Северного железнодорожного обхода. Он станет новым транспортным коридором для Перми и Соликамско-березниковского промузла, где реализуются миллиардные инвестпроекты. Дамба КамГЭС в силу изношенного состояния не может обеспечить необходимую пропускную способность железнодорожных грузоперевозок. В связи с этим достигнута договоренность с РЖД о строительстве Северного обхода с мостом, расположенным чуть ниже Камской ГЭС. Он будет состыкован с действующими железнодорожными линиями Кабельная – Левшино и Балмошная – Левшино.

Комплексный эффект на развитие городской инфраструктуры после закрытия железнодорожной ветки обещает быть весьма серьезным. Во-первых, город получит прямой выход на набережную. В последние годы ее активно реконструируют и развивают. Берег Камы стал вторым после эспланады общественным центром Перми. Во-вторых, оптимизация транспортных потоков разгрузит центральные улицы города. Только на участке между станциями Пермь-1 и Пермь-2 появится пять новых остановок общественного транспорта. Трамвай на участке Пермь II – Мотовилиха не будет стоять на светофорах и свяжет единой веткой микрорайон Парковый, набережную и Мотовилиху. Учитывая ограничения по расширению Соликамского тракта, связывающего центр и восточную часть Перми, решено строить другой транспортный коридор – ТР 53. Уже утверждены основные предпроектные решения дороги, которая свяжет микрорайоны Ива и Висим с выходом на улицу Лянгасова.

«Я много говорил о необходимости убирать железнодорожную ветку, и мои слова нашли новое подтверждение, когда недавно открывалось движение поездов по Крымскому мосту, – говорит Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. – Тогда президент страны указал министру транспорта Дитриху, что необходимо отодвигать железнодорожные пути от побережья вглубь полуострова. Это естественный процесс для развитых стран, связанный с развитием технологий. Раньше были эффективны водные коммуникации, затем – железнодорожные, сто лет назад построили автодороги. Но их располагали там, где меньше всего мешал рельеф – вдоль берегов. Теперь технологии позволяют возводить транспортные коммуникации внутри территории, в том числе на искусственных сооружениях. А естественные природные ландшафты, как в Крыму, Перми или других расположенных вдоль рек городах, следует отдать горожанам».

Председатель правления прикамского Союза архитекторов Виктор Воженников отметил еще один значимый фактор. Демонтаж железнодорожной ветки даст возможность вплотную заняться амбициозными проектами культурного кластера на площадке завода имени Шпагина.

«Понятно, что изменения в привычной схеме движения пригородных электропоездов и общественного транспорта вызовут некоторые текущие сложности. Но это компромиссный и необходимый шаг. Демонтаж железнодорожной ветки позволит реализовать проект строительства Пермской художественной галереи, которую нельзя возводить возле действующей железной дороги. Все это позитивно скажется на развитии историко-культурного кластера на заводе Шпагина и Первогорода. Думаю, уже в следующем году мы увидим первые результаты», – уточнил эксперт.

Кроме того, Воженников указал, что отказ от грузоперевозок в центре улучшит экологическую ситуацию в Перми. Краевая столица освободится от трафика с соликамско-березниковского направления, который вырастет многократно после реализации местными предприятиями крупных промышленных инвестпроектов. Это отрицательно сказалось бы на экологии, уверен Воженников.

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.