Сотни тысяч рублей тратят политики и чиновники на «Телеграм». Мессенджер блокируют, но он продолжает работать и прирастать аудиторией. Губернаторы, депутаты, федеральные политологи постепенно покидают Twitter и создают свои ТГ-каналы, где транслируют мнения и комментарии широкой аудитории. Каналы первыми сообщают новости о больших отставках и перестановках в высоких кабинетах, которые потом находят официальное подтверждение. Бюджеты на «Телеграме» растут, но эксперты говорят, что в реальности на политические процессы это не влияет. А может, будущее вообще не за «Телеграмом», а за такими ресурсами, как Youtube или даже Pornhub? Разбирался «ФедералПресс».
Миллиарды на поддержку
На поддержку телеграм-каналов в 2020 году, по информации источника «ФедералПресс», близкого к Кремлю, будет выделено порядка 600– 900 млн рублей. Авторов «телеги» попытаются переключить на положительный контент: на формирование позитивного имиджа страны и раскачивание международной повестки. «Обратите внимание, как последние два-три дня крупные федеральные и региональные ТГ внезапно заинтересовались темой Ирана. Да, ситуация громкая. Но когда о ней пишут и в Сибири, и на Дальнем Востоке, причем каналы, которые раньше писали про губернаторов и плохие дороги, стоит задуматься», – рассказывает собеседник.
Впрочем, это не значит, что все ТГ-каналы работают и будут работать за деньги из бюджета. Со многими госструктурами есть такая договоренность: мы репостим вас, вы – нас по дружественной «сетке». Это происходит бесплатно. Либо провластные телеграм-каналы пишут, например, о хорошем губернаторе, а он в свою очередь рекомендует эти каналы близким к нему кандидатам во время предвыборных кампаний. Соответственно деньги за свои услуги эти ресурсы берут только во время выборов. «Расценки такие. Размещение одного поста в региональных ТГ-каналах стоит в среднем от 5 до 20 тысяч рублей. Репост – от 2,5 тысячи рублей. Федеральные телеграм-каналы берут от 15 тысяч рублей и выше, в зависимости от их популярности. Самые известные в стране ТГ-каналы берут около 100 тысяч рублей за один пост и более, то есть как СМИ», – сообщил «ФедералПресс» владелец сети телеграм-каналов на условиях анонимности.
«Телеграм» – на выборы в Госдуму
Ожидается, что в преддверии парламентских выборов 2021 года вырастет финансирование избирательных кампаний именно в «Телеграме». Об этом «ФедералПресс» также сообщил источник, близкий к Кремлю. При этом у экспертов нет единого мнения насчет роли ТГ-каналов на выборах в Госдуму. «Безусловно, «Телеграм» сыграет свою роль в избирательных кампаниях 2020 и 2021 годов, но основное влияние будет не в прямой рекламе кандидатов – для этого достаточно других онлайн- и офлайн-продуктов», – уверен замдиректора института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Максим Васильев.
По словам эксперта, «Телеграм» «у многих ассоциируется с запрещенной информацией», поэтому подойдет для черного пиара. Это может повлиять на исход голосования. Также с помощью этого ресурса может сформироваться «положительная оценка региональных экспертов относительно того или иного политика либо партии».
Если правильно подать нужную информацию через телеграм-каналы в регионе, то она, по мнению эксперта, сможет помочь претенденту получить согласование на пост кандидата в ущерб соперникам. «Я намеренно делаю акцент на регионы. Уровень понимания цифровых электоральных процессов у людей, отвечающих за внутреннюю политику, низок, и нормальная стратегия в связке с телеграмизацией чиновничьего аппарата может вывести человека в политические лидеры на старте», – добавляет Васильев.
Политический консультант Игорь Астранин считает, что влияние «Телеграма» на выборах в Госдуму будет зависеть от рынка. «Соцсети давали возможность нишево влиять на те или иные аудитории еще 10 лет назад. Это активно использовали в коммерции, но не особо сильно в политике», – отмечает Астранин.
Эксперт считает, что потребители контента в «Телеграме» могут сформировать запрос на рынке, и тогда мессенджер сыграет свою роль и на выборах 2021 года, и в дальнейшем цикле до 2024 года.
Медиатехнолог Дмитрий Кирьян считает, что через «Телеграм» «будут сливаться компроматы», а СМИ – ссылаться на анонимные каналы как источники информации. «Но особо серьезного влияния на ход голосования это оказывать не будет. Все крупные каналы давно имеют новых хозяев, или же известны имена старых. Поэтому особой интриги не создадут, – сообщает Кирьян. – Нужно понимать, что «Телеграм» является кулуарной площадкой, которой пользуется ограниченный круг лиц».
Для кого работает «Телеграм»
Есть мнение, что с помощью «Телеграма» даже снимают чиновников со своих постов, а кандидат лучше войдет в политику, если его успехи заранее анонсируют на этом ресурсе. Например, информация об отставке губернатора Иркутской области Сергея Левченко сначала появилась в ТГ-канале «Медиатехнолог», потом была подтверждена официально.
Но может, роль этого ресурса в современной политике преувеличена? Ее раздувают сами политтехнологи, чтобы получать бюджеты на свои каналы? По мнению руководителя проекта «Архитектура власти» Андрея Трошкина, в последние годы «Телеграм» стал «более профессиональным». «Средняя избирательная кампания длится 3–6 месяцев, а запустить ее в «Телеграме» можно гораздо раньше», – поясняет эксперт.
При этом, по мнению Андрея Трошкина, немалую часть подписчиков ТГ-каналов составляют политтехнологи, госслужащие, политологи и журналисты. Все большую популярность набирают авторские ресурсы, которые ведут не анонимно, а открыто те или иные эксперты. Весьма активны в «Телеграме» Владимир Жириновский, Рамзан Кадыров, Валерий Лимаренко, Владимир Соловьев, Ксения Собчак, Маргарита Симоньян, политолог Станислав Белковский и другие известные люди.
Мостик между элитами
«Телеграм» – это механизм внутриэлитной коммуникации. Так считает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. «Сегодня «Телеграм» служит прежде всего для посылки элитными группами сигналов друг другу, а также для распространения неочевидной информации», – поясняет эксперт.
Политолог полагает, что популярность ресурса «у политического класса сохранится, но вряд ли станет общенациональной». «В предвыборной кампании – 2020 «Телеграм» будет играть прежнюю, «сигнальную», роль. Его влияние на электоральные предпочтения граждан очень невелико и никогда не будет сколько-нибудь существенным», – считает Дмитрий Орлов.
Заместитель директора института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Максим Васильев отмечает, что телеграм-каналы имеют обоюдную популярность как у спикеров, так и у потребителей контента. «За некоторыми каналами на постоянной основе следят руководители, отвечающие за внутреннюю политику регионов, и более высокие чиновники», – отмечает эксперт.
После неудачных попыток блокировки «Телеграма» на территории России власти дополнительно подогрели интерес к этому мессенджеру и «вовлекли в него сотни тысяч новых пользователей». «Сегодня «Телеграм» ассоциируется с независимостью и свободой слова. Студенты, с которыми я общаюсь по сфере своей работы, предпочитают «Телеграм» другим мессенджерам. У многих просто не установлено ничего, кроме него. А у кого установлено, после получения сообщения в другой программе обычно просят перейти в «Телеграм», – рассказывает Максим Васильев.
Но есть и другое мнение. Политический консультант Игорь Астранин считает, что роль «Телеграма» как мессенджера в политике хоть и существенна, но пока не дошла до уровня, например, WhatsApp. «Я бы разделял функции «Телеграма». Есть мессенджер, которым активно пользуется молодежь. Есть локальные группы, привязанные к тому или иному месту. Мы их активно используем в Москве. Они очень удобны тем, что пробивают информационный кокон избирателей», – отмечает Астранин.
Иначе говоря, иные информационные ресурсы – телевизор, газеты, соцсети, «Яндекс.Дзен», контекстная реклама – зачастую подстраиваются под запрос своих пользователей. Поэтому на «Яндекс.Дзен», например, высвечиваются новости только определенной тематики. Это называется информационным коконом, который и прорывает «Телеграм».
Вместе с тем, по мнению Астранина, большие анонимные телеграм-каналы не влияют на электоральные процессы. «Федеральные телеграм-каналы – это большая площадка для получения новостей и экспертных мнений. Они влияют скорее на внутренние. Скажем, на то, как снять губернаторов аппаратными средствами. С локальными сообществами на выборах работать удобно», – разъясняет эксперт.
Вместо Telegram – Pornhub
Некоторые эксперты считают, что роль «Телеграма» в политике вообще преувеличена. И стоит присмотреться к весьма неожиданным источникам. «Хайп вокруг «Телеграма» раздут. Есть определенная мода, но она кончится так же, как со Skype и ICQ. Никаким особым функционалом «Телеграм» не обладает», – считает партнер в консалтинговой компании «Шмидт и Шмидт» Андрей Шмидт.
По мнению эксперта, «Телеграм» как мессенджер «ничем не лучше WhatsApp или Viber». Шмидт считает, что куда большую роль на выборах играет Youtube. «Я бы также выделил Pornhub. Вы в курсе, что там аудитория превосходит пользователей «Яндекса»? Представьте, как какая-нибудь Айдра Фокс вдруг произносит: «Хиллари Клинтон – наш кандидат» или «Любите друг друга за Трампа»? «Телеграм», по моему мнению, – это мертвый путь, в отличие от Pornhub», – отмечает эксперт.
Эксперт Дмитрий Кирьян также уверен, что будущее у «Телеграма» «как у всего живого и развивающегося – смерть». По его словам, рост ТГ-каналов «завершился еще год назад». «Сейчас – стагнация. В этом состоянии площадка пробудет до своего логического финала», – резюмирует эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин