В Башкирии в наступившем году уже установили 150 новых камер фотофиксации нарушений правил дорожного движения. Как ожидается, количество подобных комплексов в ближайшее время увеличится и в других поволжских регионах. Эксперты утверждают, что уже вскоре автомобилистам придется несладко – число штрафов может вырасти в несколько раз. Это произойдет еще и с учетом того, что зачастую камеры устанавливаются в местах-ловушках, а не там, где это продиктовано безопасностью движения. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В госкомтрансе Башкирии заявили, что в январе были установлены первые 150 камер, фиксирующих нарушения на дорогах. В сообщении ведомства, в частности, отмечается, что камеры установили в Абзелиловском, Аургазинском, Бирском, Благовещенском, Бураевском, Давлекановском, Дюртюлинском, Илишевском, Туймазинском, Учалинском, Чишминском, Янаульском районах, в Нефтекамске и Агидели.
Новые комплексы будут фиксировать нарушения скоростного режима. В общей сложности, согласно контракту с компанией «Башинформсвязь», планируется установить 609 комплексов автоматической фиксации. Оставшиеся 459 камер смонтируют до 1 мая. В ведомстве указывают, что данная мера призвана снизить количество нарушений и смертей на дорогах в два раза.
Увеличение числа комплексов фото- и видеофиксации планируется и в Самарской области. На сегодняшний день на дорогах региона задействовано более 1,5 тысячи специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. В их числе 41 камера на въездах и выездах с территории региона, 468 камер на скоростных рубежах контроля и свыше одной тысячи камер, фиксирующих проезд на запрещающий сигнал светофора, пересечение стоп-линии и другие нарушения на перекрестках. Ранее самарские чиновники подсчитали, что за девять месяцев прошлого года с помощью камер было выписано почти 3 миллиона постановлений по делам об административных правонарушениях. Это на 11,1 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для автомобилистов-нарушителей это обернулось штрафами на общую сумму 2,1 миллиарда рублей.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин признает, что очень часто комплексы фотофиксации монтируются исключительно для пополнения бюджета при помощи штрафов. «Зачастую работа камер не имеет отношения к обеспечению безопасности дорожного движения. По этой причине во многих случаях устройства устанавливаются отнюдь не там, где они действительно необходимы, а в тех местах, где на этом можно максимально заработать», – пояснил «ФедералПресс» Похмелкин. По его словам, уже давно ни для кого не секрет, что работа дорожных камер превратилась в многомиллиардный бизнес.
С ним соглашается председатель Союза автошкол России Александр Ачкасов. По его словам, подчас при помощи камер на дорогах создаются специальные «ловушки» – такие места, где проехать, не нарушив, подчас просто невозможно. «К снижению аварийности, конечно, такие «ловушки» никакого отношения не имеют. Они позволяют за день зарабатывать колоссальные средства. Однако такие приемы полностью дискредитируют всю систему наказания – фактически автомобилисты начинают откупаться, не понимая, что реально нарушили», – пояснил собеседник «ФП».
По мнению председателя Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, чиновники фактически перестали скрывать истинное предназначение дорожных камер. «У системы фото- и видеофиксации может быть две цели. Первая – это обеспечение безопасности движения, предотвращение дорожно-транспортных происшествий. Вторая – банальный сбор денег, что мы сейчас и наблюдаем», – пояснил Травин.
Специалисты сходятся во мнении, что в ближайшее время государству не удастся взять под контроль систему фото- и видеофиксации, которая сегодня фактически отдана на откуп коммерческим организациям.
«Регионы продолжают активно закупать дорожные камеры. Это означает, что в наступившем году количество штрафов может вырасти в несколько раз. Комплексы фиксации становятся более совершенными, они способны фиксировать не только превышение скоростного режима, но и другие нарушения», – пояснил «ФедералПресс» эксперт в сфере безопасности Александр Колесников. Однако он не исключил, что резкий рост штрафов может вызвать в регионах массовое недовольство со стороны автовладельцев. Так, ранее множество уголовных дел было возбуждено в российских регионах по факту вандализма – судя по всему, автолюбители, уставшие от систематических штрафов из-за камер видеофиксации нарушений ПДД, стали массово их уничтожать. В частности, были выведены из строя камеры, отлавливающие нарушителей скоростного режима в Тверской, Воронежской и Саратовской областях.
На сегодняшний день на дорогах страны распространены десять видов камер фиксации. В их числе «Азимут», «Одиссей», «ЛИСД», «Робот», «Кордон», «Паркон», «Крис», «Стрелка», «Автодория» и «Автоураган». Эксперты уверены, что в ближайшем будущем комплексы фиксации будут определять почти все нарушения Правил дорожного движения. Технические возможности для этого уже существуют. По оценкам специалистов, высокая эффективность прибора бесспорна, потому как за единицу времени устройство способно зафиксировать куда больше нарушителей, нежели инспектор ГИБДД.
Источник в ГИБДД России рассказал «ФедералПресс», что вопрос возврате систем фото- и видеофиксации в ведение государства ставится регулярно.«Сейчас эта работа ведется на основе государственно-частного партнерства. Однако зачастую на деле получается так, что частники диктуют свои правила. Это неправильно, отсюда возникает множество претензий со стороны автомобилистов. Камеры являются эффективным инструментом, их количество следует увеличивать, вопрос лишь в правильности использования», – отметил собеседник издания.
Фото: Полина Зиновьева / ФедералПресс