Наступило время перемен в «силовом блоке». Владимир Путин внес в Совет Федерации кандидатуру замглавы Следственного комитета РФ Игоря Краснова на пост генпрокурора. Юрий Чайка, вероятно, уйдет на другое место работы, но оно будет менее значимым. Чем знаменит Краснов и каких перемен ждать с его приходом в силовое ведомство? Расскажем в материале «ФедералПресс».
Новое лицо прокуратуры
Досье на вероятного будущего генпрокурора РФ впечатляет. За его плечами – одни из самых громких дел. В их числе – расследование покушения на Анатолия Чубайса, хищения денежных средств на космодроме Восточный, убийства политика Бориса Немцова, деятельности радикальной группировки националистов «БОРН». И это далеко не полный список.
Краснов стремительно поднялся по карьерной лестнице. В 2011 году, когда ему было 36 лет, он получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, в 2014-м был отмечен почетной грамотой президента РФ. В 2017 году уже дослужился до звания генерал-лейтенанта юстиции.
Сейчас Краснову 43 года. Он заместитель председателя Следственного комитета РФ– ведомства, которое, как говорят эксперты, уже продолжительное время негласно конфликтует с Генпрокуратурой. Для многих предложение Владимира Путина оказалось неожиданностью.
Против коррупции?
Среди приоритетных целей Генпрокуратуры в ближайшее время может оказаться борьба с коррупцией. Как указывают эксперты, у Краснова есть «научное понимание» этого феномена. «Видно, что человек очень много занимался изучением этой темы. Гораздо глубже, чем это требуют его профессиональные обязанности», – отмечает политолог Дмитрий Фетисов.
Кроме этого, политологи обращают внимание на то, что Краснов имеет тесные связи с другими силовыми ведомствами, в том числе ФСБ. Он их приобрел, когда занимался громкими финансовыми делами.
На назначение могли повлиять и личные качества. По словам диретора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина, Краснов – «управляемый технократ», что делает выбор кандидатуры оправданным, особенно в рамках новых назначений в правительстве. «Он продемонстрировал себя полностью управляемой фигурой. Это как в случае с господином Мишустиным, только с поправкой на силовую среду. Соответственно, управляемый технократ, который неоднократно расследовал политически резонансные дела и в этом расследовании действовал строго в рамках того коридора, который был установлен властью. Не заходил выше определенных рамок, не уходил в сторону, получал результаты, которые от него с точки зрения политической целесообразности ожидала власть», – уверен Салин.
Вместе с тем, отвечая на вопрос о возможном объединении Следственного комитета и прокуратуры (до 2011 года СК и прокуратура были единой структурой), эксперты не спешат с выводами. Оценки неоднозначны. Собеседники агентства предположили также, что в скором времени отставки будут и в других силовых структурах.В частности, такой сценарий вероятен для МВД и самого Следственного комитета.
А что Чайка?
По словам политологов, уход Юрия Чайки совпал с несколькими факторами. Во-первых, в России был запущен механизм обновления в рамках транзита политической системы: разница в возрасте между Чайкой и Красновым – около 25 лет.
Во-вторых, негативный бэкграунд Чайки. Политолог Дмитрий Фетисов уверен, что сыграло роль расследование о бывшем генпрокуроре, сделанное политиком Алексеем Навальным. «Даже после фильма Навального президент показывал знаки нерасположения к Чайке. То есть в любом случае фильм Навального сыграл свою роль», – указал в беседе с «ФедералПресс» Фетисов.
Несмотря на то, что фильм Навального мог подпортить имидж бывшего генпрокурора, решение принималось не исходя из расследования. «Расследование Навального на господина Чайку произвело деморализующее впечатление, но это не привело к отставке, потому что Владимир Путин не принимает кадровых решений под внешним информационным давлением», – отметил директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
Третий фактор, повлиявший на кадровое решение, заключается в необходимости уменьшения конкуренции между Генпрокуратурой и Следственным комитетом. «У них есть конкуренция, но эта конкуренция заложена в самой конструкции, когда Генпрокуратура и Следственный комитет являются самостоятельными органами. Наверное, сейчас есть желание сделать эту конкуренцию меньше, ввести ее в какие-то более управляемые рамки», – считает политолог Алексей Макаркин.
По мнению президента Центра политических и социальных исследований «Аспект» Георгия Федорова, отставка Чайки и назначение на его место выходца из Следственного комитета говорят об ослаблении прокуратуры в период транзита власти. Это нужно для того, чтобы силовое ведомство не «начало свою игру». «Уход Чайки может быть связан с периодом, когда происходит так называемый транзит власти. Прокуратура не может быть использована как некий политический инструмент того же самого Чайки в бизнес-интересах или иных интересах», – сказал «ФедералПресс» Федоров.
Фото: sledcom.ru