Федеральные власти в начале года обновили реестр чиновников, уволенных за утрату доверия. В списке почти две тысячи фамилий: силовики, депутаты, госслужащие. 16 % от общего числа утративших доверие, или 305 человек – из Сибири. Это как рядовые судебные приставы и пожарные, так и мэры городов и сотрудники региональных правительств. Редакция «ФедералПресс» подсчитала количество официальных коррупционеров в регионах и вспомнила громкие дела, связанные с ними.
10. Самый честный регион
Самые неподкупные (или просто умные госслужащие) живут в Республике Алтай. В реестр лиц, утративших доверие, попал только один человек – это судебный пристав – исполнитель Алексей Ефимов, работавший в региональном управлении ФССП. Его уволили из-за ошибок в налоговой декларации или ее отсутствия.
9. И в огонь, и в бизнес
В Хакасии за утрату доверия в течение двух лет уволили пять человек. Все они допустили ошибки в декларациях либо не представили отчет о доходах. Пожарного Евгения Журовича уличили в предпринимательской деятельности. Как это ни странно, он единственный в Сибири сотрудник МЧС, официально «засветившийся» в бизнесе за два года.
Сотрудница абаканского управления ГО и ЧС Елена Болотина, по данным списка, в 2018 году руководила фирмой или некоммерческой организацией, не урегулировала конфликт интересов и допустила нарушения при подаче сведений о доходах.
8. «Натылился»
В Республике Тыва количество официальных коррупционеров недотягивает даже до десяти. В обновленном перечне всего семь фамилий: четыре сотрудника правоохранительных органов и три депутата, два из которых нарушили правила о предоставлении информации о доходах, а одна, Урана Монгуш из местного хурала, хранила деньги за границей. Самый высокопоставленный правоохранитель, попавший в реестр, – начальник тыла в ГУ МВД РФ по Республике Тыва Юрий Казанцев. Он оказался в черном списке в октябре 2018 года из-за того, что участвовал в управлении коммерческой или некоммерческой организацией.
7. Полицейская «зачистка»
Согласно перечню, в Томской области в прошлом году никого не уволили за утрату доверия, зато в 2018 слегка проредили полицию. С должностями расстались несколько участковых и их помощников. Также в списке девяти уволенных – сотрудник ГИБДД Александр Колтаков и начальник Центра управления в кризисных ситуациях регионального МЧС России Анатолий Шевцов. Все служащие сменили работу потому, что не сообщили руководству о возможном конфликте интересов.
6. Борец за справедливость и «оборотни в погонах»
Кемеровская область недалеко ушла от своих соседей: в регионе 10 официальных коррупционеров, при этом четверо прославились на весь Кузбасс. Начальника отдела ГИБДД по Новокузнецкому району Павла Масленникова и его заместителя Андрея Харченко формально уволили из-за конфликта интересов. На самом деле в отношении двух сотрудников ГИБДД возбудили уголовное дело о получении крупной взятки по предварительному сговору – 80 тысяч рублей за организацию беспрепятственной перевозки угля в районе. Бизнесмен платил полицейским по 20 рублей за тонну.
Глава Топок Дмитрий Пак незаметно расстался со своим постом. Чиновник попал в немилость из-за того, что проигнорировал у подчиненного «наличие личной заинтересованности». А вот мэр Мариинска Владимир Бобров не согласился с увольнением и попытался бороться за свои права в суде. По его словам, его незаконно отправили в отставку из-за нескольких технических ошибок в декларации.
Но ни первая, ни вторая инстанции Боброва не поддержали. Более того, в отношении экс-мэра Мариинска следователи возбудили уголовное дело о превышении полномочий. Они предполагают, что глава муниципалитета позволил местному жителю вместо дома построить торговый центр.
5. «Бездепутатный» регион
В почти трехмиллионной Новосибирской области за два года накопилось всего 15 чиновников, уволенных за утрату доверия: это приставы, муниципальные служащие, сотрудники областного правительства, участковый. Попала в список даже работница пенсионного фонда Нино Шаталова, уволенная по статье, запрещающей хранить деньги на иностранных счетах. Но в реестре ни одного депутата!
Четверо чиновников из черного списка работали в межрегиональных управлениях ведомств: сотрудника Сибирского Ростехнадзора Давида Абесадзе уволили за ошибки в декларации. Замначальника штаба по оперативной работе Сибирского спасательного центра МЧС Станислава Кузнецова и сотрудника того же центра Артура Шахбазяна лишили должностей за нарушение ограничений, наложенных на госслужащих. Но из-за чего конкретно – гонораров, получения иностранных наград или подработок – не уточняется. Командира взвода сибирской Росгвардии Франца Полонского уволили за конфликт интересов. Не уточняется, как он возник, но в реестре юрлиц спецназовец числится предпринимателем в Иркутской области.
Из-за нарушений в налоговых декларациях лишились постов сразу два сотрудника администрации Кудряшовского сельсовета Новосибирского района: замглавы Николай Алексеев и юрист Илья Алексеев. В отношении официально уволенного из-за конфликта интересов начальника отдела ФССП по Черепановскому району области Сергея Дёмина возбудили уголовное дело. Его подозревают в получении взятки в 300 тысяч рублей за снятие ареста с недвижимости без оплаты почти миллионного долга.
Из новосибирского правительства в 2018 году уволили экс-начальника областного управления по обеспечению деятельности мировых судей Виктора Чиркунова и его заместителя Сергея Соколова. Первый к тому времени уже был подозреваемым по делу о присвоении средств при закупках оргтехники для мировых судов, а в отношении Соколова возбудили дело по факту особо крупного мошенничества.
4. «Почистили» сельсоветы
Два главы сельсовета, 21 депутат, двое полицейских и три судебных пристава – от Алтайского края в реестр вошли 28 человек. По какой причине народные избранники лишились доверия, в списке не указывается. Это может быть все что угодно: от ошибок при подаче информации о доходах или конфликта интересов до ведения предпринимательской деятельности. В отношении правоохранителей реестр точнее: они остались без должностей из-за нарушений в декларациях либо неурегулированного конфликта интересов.
3. А где же Шеверда?
Тройку рейтинга открывает Иркутская область. Отметим, что все перечисленные случаи относятся к периоду деятельности прежнего губернатора региона Сергея Левченко.За прошлый год Приангарье «подарило» России 48 официальных коррупционеров. Среди них всего три силовика, самый старший по званию – командир одного из подразделений спецназа наркоконтроля. Как указано в реестре, Андрей Голубев своевременно не сообщил, что некие лица склоняли его к получению взятки, за что и был наказан. Налоговик Евгений Еремеев поплатился, наоборот, за излишнюю разговорчивость: он разгласил конфиденциальные данные. 12 чиновников из мелких поселков Приангарья уличили в получении дополнительных доходов, еще девять – депутаты районных дум, дум сельских поселений и мелкие чиновники. Тут как под копирку: они либо забывали подать сведения о доходах, либо в этой информации были неточности.
Самый политически крупный «лишенец» – депутат думы Иркутска шестого созыва, коммунист Сергей Юдин. Коллеги обвинили его в недостоверности представленных сведений и большинством голосов отобрали мандат. Впрочем, товарищ Юдин восстановил статус-кво и вновь занял депутатское кресло в думе седьмого созыва.
Как ни странно, в реестре не нашлось фамилий чиновников, чья коррупционная деятельность на слуху последние полгода. Глава Киренска Николай Черных заключил с местным коммунальным предприятием, принадлежащим его жене, очень выгодный для компании контракт. Суд посчитал этот факт не примером слаженной семейной работы, а конфликтом интересов и отправил мэра в отставку. Увольнением закончилась и попытка мэра Нижнеудинского района Сергея Худоногова спасти во время наводнения свой дом. По официальной версии, градоначальник направил коммунальную технику откачивать воду в первую очередь с личного подворья. За это лишился и поста мэра, и партбилета «Единой России».
В отставке экс-министра лесного комплекса Иркутской области Сергея Шеверды ничего личного – только бизнес и политика. Областной чиновник лишился должности после скандала в природном заказнике «Туколонь», где, по версии следствия, он превысил полномочия и разрешил санитарные рубки, хотя правоохранители и эксперты до сих пор так и не пришли к единому мнению, что же все-таки там произошло. На момент выхода публикации по решению суда Шеверде изменили формулировку об увольнении с добровольной отставки на утрату доверия из-за недостоверных сведений о доходах и расходах, поданных чиновником в 2018 году. Так что экс-министр станет полноправным членом черного списка.
В середине декабря Сергей Левченко покинул пост губернатора. С того времени обязанности главы региона исполняет Игорь Кобзев. Удастся ли ему переломить ситуацию и убрать регион с высоких строчек этого непрестижного рейтинга – покажет время.
2. Спрятанный «Пежо» минусинского депутата
Красноярский край пережил в течение двух лет настоящую депутатскую чистку местных советов. Из-за нарушений при подаче деклараций или конфликта интересов из 54 жителей региона, указанных в реестре, мандатов лишились 48 народных избранников, а также помощник парламентария краевого заксобрания Дмитрий Полушин.
Отдельно отметим депутата горсовета Минусинска Романа Абрафикова. Он расстался с мандатом в сентябре 2018 года. В нарушениях его уличила прокуратура: представитель ЛДПР ошибся в реквизитах документов на право собственности землей, не отметил в декларации имеющийся Peugeot 4008 2012 года, принадлежавший супруге, и не обозначил полученный от ГТРК «Россия» доход в 3,9 тысячи рублей. Депутат с решением коллег не согласился и назвал эту ситуацию «политическим заказом».
1. Депутатски ненадежный регион
По количеству ненадежных депутатов Омская область оставила далеко позади Красноярский край: за два года местные советы лишились 117 членов, всего же в реестре 128 омичей. Причины те же: отсутствие декларации, ошибки в сведениях об имуществе и доходах или конфликт интересов. На этом фоне выделился самый богатый парламентарий заксобрания Омской области Сергей Калинин. Он не только утратил доверие из-за найденных правоохранителями счетов за границей, но и попал за решетку. Гендиректору ХК «Акция» вменили крупное мошенничество с коммунальными тарифами на газ на сумму в 1,5 миллиарда рублей.
Среди чиновников, утративших доверие, примечательна экс-заведующая патологоанатомическим отделением ГКБ № 11 Ольга Васильева. Формально ее убрали из-за конфликта интересов. Но Васильева стала еще и фигурантом уголовного дела. По версии следствия, врач вместе с двумя санитарками собирала взятки с ритуальных агентств за ускорение процедуры вскрытия и выдачи свидетельств о смерти. Правоохранители установили 40 эпизодов на общую сумму взяток более 3 млн рублей.
Еще один омский чиновник, уволенный за утрату доверия в 2018 году, – заместитель руководителя Управления Росприроднадзора Омской области Сергей Еремин. После скандала с выбросами этантиола в Омске в 2017 году чиновник поспешно заявил, что он знает источник загрязнения. Однако время шло, а источник выбросов так и не нашли. Преждевременные выводы стоили Еремину карьеры. Сначала федеральный Росприроднадзор не утвердил его в должности руководителя регионального управления, а в октябре 2017 года омский Следком способствовал его отстранению от должности.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Майорова; nalog.ru,irkduma.ru.