Накануне поздно вечером президент страны Владимир Путин представил новый состав российского правительства. В нем оказалось немало новичков, в том числе и выходец из Тюменской области Валерий Фальков. Под его руководством теперь будет работать Министерство науки и высшего образования. Почему выбор сделан именно в пользу тюменского ректора и почему ему не стоит торопиться с решениями на новом посту – в материале «ФедералПресс».
Из ректоров – в министры
Перспективы продвижения Валерия Фалькова по карьерной лестнице в кулуарах областного правительства обсуждали с конца прошлого года. Именно его называли одним из главных претендентов на неожиданно освободившееся место первого замгубернатора. Однако назначение Фалькова на должность федерального министра стало для многих полной неожиданностью.
Кто же такой новый министр науки и высшего образования?
Вся трудовая биография 41-летнего Валерия Фалькова связана с Тюменским государственным университетом. В 2000 году он окончил юридический факультет и поступил в аспирантуру. После ее окончания его карьера в стенах альма-матер шла только в гору, и в 2011 году он уже занимал пост директора Института права, экономики и управления ТюмГУ. В октябре 2012 был назначен исполняющим обязанности ректора Тюменского госуниверситета, а спустя полгода избран ректором. Кто сейчас возглавит вуз, который так старательно направлял вверх Фальков, пока неясно. И хотя попасть в заветную сотню лучших мировых вузов у ТюмГУ так и не вышло, эксперты все равно отмечают его сильное укрепление при теперь уже бывшем ректоре.
О признани значимости госуниверситета говорит и подключение его к работе по созданию на территории Тюменской области Западно-Сибирского научно- образовательного центра.
Параллельно Валерий Фальков строил и карьеру депутата. В 2013 году был избран в Тюменскую гордуму от партии «Единая Россия», а в 2016-м успешно принял участие в выборах в областной парламент. Стоит отметить эффективность Фалькова в качестве парламентария: за три года работы в облдуме им лично или в соавторстве с ним были разработаны более 20 законодательных инициатив, касающихся соцсферы. Все они были приняты.
Буквально за неделю до назначения министром Фалькова включили в рабочую группу по подготовке поправок в Конституцию РФ. Такое решение тюменские эксперты посчитали признанием на юридическом поприще.
Пожалуй, единственным темным пятном на карьере Валерия Фалькова можно считать лоббирование строительства университетского кампуса в логе реки Тюменки. Эти планы областных властей тюменские общественники раскритиковали в пух и прах, однако затею возвести студгородок за почти 4 миллиарда рублей на уникальном природном ландшафте власти так и не оставили.
След Собянина?
Сразу после объявления о назначении Валерия Фалькова министром возникла версия, что без мэра Москвы Сергея Собянина в этом деле не обошлось. Мол, тот усиливает свои позиции крепкими связями с земляками в разных ведомствах. Напомним, что посты в новом правительстве сохранили и другие представители «тюменской матрешки»: Дмитрий Кобылкин остался руководить Министерством природных ресурсов и экологии, а Владимир Якушев по-прежнему возглавляет Министерство строительства и ЖКХ.
У версии о «следе Собянина», считает директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, руководитель экспертного клуба «Екатеринбург»Анатолий Гагарин, есть весомые аргументы. По мнению эксперта, выбор в пользу Валерия Фалькова, скорее, был основан на том, что он профессионал именно в сфере образования. Чего, кстати, не скажешь о прежнем министре высшего образования и науки Михаиле Котюкове. Он – финансист, причем с довольно жестким подходом.
«Я полагаю, что выбор обоснован прежде всего тем, что с человеком знакомы – с его биографией и трудовыми успехами. Вторая причина, по-моему, – это уверенность, что он справится с обязанностями. У него есть для этого возможности и способности. Вероятно, есть еще причины. Не столь очевидные. В ведомстве сейчас идет своеобразная перенастройка. Поэтому здесь есть возможность проявить себя в этом направлении, реформировании этой отрасли. Но можно как достичь больших успехов, так и набить шишек», – предполагает Анатолий Гагарин.
Исполнительный директор коммуникационного агентства «Главный советник» Борис Молодов также не исключает протекцию московского мэра, который перебрался в столицу несколько раньше своих коллег из тюменского региона. Эксперт отмечает, что «команда Собянина» хорошо себя показывает, новичок в ней – Фальков – также грамотный специалист.
«Сложно сейчас говорить, потянет ли Валерий Фальков эту должность, потому что он никогда в политике не работал. Да, он был депутатом, но в политике не был. Будем смотреть. Думаю, что в течение одного – трех месяцев он сформирует команду. Это сейчас первоочередная задача для него – подобрать специалистов, с которыми будут двигаться к цели, обозначенной главой государства», – полагает Борис Молодов.
Чего ждет президент?
Очевидно, что внимание к работе нового министра будет пристальное. Это дал понять в своем послании к Федеральному собранию президент Владимир Путин. Задач перед ведомством и персонально перед Фальковым стоит немало. Одна из важных – ежегодное увеличение количества бюджетных мест в вузах.
Между тем пока тенденция обратная. Судя по прошлогоднему докладу правительства Федеральному собранию, в ближайшую пятилетку количество бюджетных мест сократится на 17 %, а число абитуриентов вырастет на 15 %. В абсолютных цифрах расклад такой: в минувшем году на 714 тысяч абитуриентов приходилось чуть больше 518 тысяч бюджетных мест, к 2024 году пропасть сильно вырастет – на расчетные 824 тысячи абитуриентов будет приходиться порядка 432 тысяч бюджетных мест.
Говоря об увеличении числа бюджетных мест, Владимир Путин особый акцент сделал на том, что отдавать такие места нужно в региональные вузы – там, где особенно остро ощущается дефицит врачей, педагогов и других специалистов. Президент указал и на то, что нужно серьезно развивать вузы, укрепляя учебную, исследовательскую и социальную инфраструктуру.
Пока не то что региональные, но и ведущие российские вузы в мировом рейтинге смотрятся не слишком оптимистично. И задача, поставленная президентом в 2012 году о том, что пять вузов должны входить в топ-100 мирового рейтинга университетов, пока далека от выполнения. По версии британского Times Higher Education, выше всех пока расположился МГУ – 189-е место. Региональные вузы не вошли даже в список первых 500 учебных заведений, хотя в целом их количество в рейтинге увеличилось за год.
Также, по мнению главы государства, у студентов после второго курса должна появиться возможность выбирать новое направление или программу обучения. Это, по мнению, просто необходимо в условиях динамично развивающегося рынка труда. Механизм реализации придется продумывать Валерию Фалькову и его команде. Как и проработать изменения в порядке приема в медвузы, которые обозначил президент.
Хватит ли компетенций Валерия Фалькова для достижения задуманного Владимиром Путиным, покажет ближайшее время, но, по мнению Бориса Молодова, у назначенца из Тюмени есть явные для успеха предпосылки: юридическое образование и то, что он знает систему высшего образования и науки с самых низов. Он в курсе проблем и сложностей в этих сферах.
Учитывая то, как резко усилились позиции ТюмГУ при Фалькове, можно полагать, что он может многое сделать и на федеральном уровне, уверен член общественного совета при Минобрнауки Виктор Болотов.
«Главное – не торопиться принимать тотальных решений, которые будут касаться всей системы высшего образования. Она очень негомогенная, очень неоднородная. И надо выделить кластеры вузов и искать для них отдельные решения», – советует эксперт.
Фото: правительство Тюменской области, Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Отставка правительства РФ