В Кирове близится к концу история муниципальной УК Ленинского района, которая погрязла в долгах и скандалах. Ее и еще одну муниципальную УК –Центральную коммунальную службу (ЦКС)– с разницей в несколько месяцев стали банкротить многочисленные кредиторы. Власти заявляют, что шансы на их спасение еще есть, однако у депутатов другое мнение – они боятся не только за работу управляющих компаний, но и за будущее общественного транспорта в Кирове. Городское АТП, которое выполняет большую часть автобусных маршрутов в Кирове, является учредителем УК Ленинского района и может быть привлечено к субсидиарной ответственности. В ситуации разбирался «ФедералПресс».
Долги и скандалы
УК Ленинского района является, пожалуй, самой скандальной управляющей компанией Кирова. В последние годы почти все руководители покидали компанию после возбуждения уголовного дела или возникновения угрозы уголовного преследования. Эксперты, общественники, депутаты часто говорили, что руководители УК думают в первую очередь о том, «как наполнить свой карман», но уголовные дела не возбуждались, хотя убытки УК росли в геометрической прогрессии. Компания в 2015 году получила убыток в 111 млн рублей, в 2017 году – в 36 млн рублей, в 2018-м – в 13 млн рублей. В 2019 году ожидались убытки в размере около 150 млн рублей.
Проблемы возникли отчасти из-за того, что летом 2012 года в Кирове неожиданно стало две управляющих компании Ленинского района: старая «УК Ленинского района города Кирова» и дочерняя «УК Ленинского района». Первая УК сейчас признана банкротом. До банкротства «управляшки» подписали договор, по условиям которого первая УК уступает новой право требовать плату с должников. Однако в ноябре арбитражный суд решил взыскать с новой УК в пользу старой 121 млн рублей. Общая сумма выплат составит около 137 млн рублей. Однако и это далеко не все финансовые проблемы управляющей компании: сейчас она должна миллионы «Куприту» и «Т Плюс», которые уже подали заявления о признании УК банкротом в арбитражный суд, и обслуживающим организациям.
Не лучше ситуация в Центральной коммунальной службе Кирова – муниципальной компании, которая обслуживает ветхие и другие сложные дома, которые не хотят брать на управление частные компании. Сейчас УК уже проходит процедуру банкротства. Как произошло, что успешно работающая компания вдруг погрязла в долгах, пока не может сказать никто. Однако глава Контрольно-счетной палаты Кирова Елена Мерзлякова на одном из совещаний отметила, что кризис произошел в 2018 году: убыток компании увеличился в 12 раз, кредиторская задолженность увеличилась на 50 %, УК почему-то начала передавать свои контракты частным компаниям. Депутаты тогда заявили об искусственном вымывании денег из предприятия, однако виноватых администрация Кирова не нашла.
Новая УК вместо двух банкротов
Сейчас обеим муниципальным УК грозит ликвидация. В ЦКС проходит процедура банкротства. В феврале может лишиться лицензии и стать банкротом УК Ленинского района. Если это произойдет, обслуживать ветхий фонд (а это не менее 500 домов) будет некому – депутаты уверены, что частные компании не будут заниматься заведомо убыточной деятельностью.
В администрации Кирова нет единого мнения о судьбе управляющих компаний, хотя даже мэрия уже признает, что кто-то намеренно вел предприятия к банкротству – в ближайшее время власти могут обратиться с заявлениями в правоохранительные органы. Начальник отдела коммунальной инфраструктуры Кирова Владимир Климентовский считает, что ЦКС еще можно спасти – он отмечает, что компания может быть выведена из кризиса к концу этого года.
Менее оптимистичные прогнозы о будущем УК Ленинского района. И дело не только в долгах, которые эксперты оценивают в полмиллиарда рублей, но и в рисках для городского АТП, которое является учредителем «управляшки». Начальник департамента муниципальной собственности Кирова Вадим Токарев отмечает, что АТП может понести субсидиарную ответственность на 106 млн рублей как учредитель компании, который одобрил сделку.
«Учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если его действия и решения повлекли возникновение признаков несостоятельности или банкротства или были прямо одобрены действия должника, но в рамках договорных одолжений. То есть субсидиарки не было бы, если не была одобрена сделка предыдущим руководством АТП», – говорит Токарев.
Глава администрации Кирова Илья Шульгин пообещал, что ветхие муниципальные дома, которые не хотят обслуживать частные УК, не будут брошены на произвол судьбы. Однако новая УК, которую власти планируют создать взамен банкротящихся, должна будет получать субсидии из бюджета.
«Сегодня нужно продумать и реализовать создание новой муниципальной компании, которая бы являлась на рынке образцом. Сегодня мы пытаемся эту ситуацию удержать на плаву, чтобы пройти зимний период без потрясений. Действия, которые мы планируем: создание новой компании и переход туда домов. Но без того наследства, которое у нас сейчас есть, мы в любом случае не обойдемся», – заявил Илья Шульгин.
«Это какой-то бред»
Депутаты Кировской городской думы, которые на днях обсуждали ситуацию с управляющими компаниями на заседании комиссии по ЖКХ, не разделяют оптимизм чиновников. Депутат Денис Ерохин считает, что ни УК Ленинского района, ни ЦКС уже не спасти: «Все имущество ЦКС находится в конкурсной массе, реальный долг УК Ленинского района – около 500 миллионов. Это соглашение в 106 миллионов, по которому уже взыскивают деньги, соглашение о рассрочке с КТК на 240 миллионов, долг обслуживающим организациям – 50 миллионов, долги домам, которые хотят уйти, – еще примерно 50 миллионов. В общей сложности около полумиллиарда рублей».
Ерохин также считает, что субсидиарной ответственности АТП не избежать и его имущество уйдет в счет погашения долгов УК Ленинского района.
«Их уже не спасти – труп спасти невозможно. Остается вопрос, что делать с домами, которые не нужны другим УК. Наверное, [администрации] придется что-то создавать, как-то организовывать процесс, но это будет заведомо убыточное предприятие. Учредителем собираются сделать две муниципальных организации, в числе которых ГДМС – значит, мы получим впоследствии еще и субсидиарную ответственность на ГДМС, потеряем еще и его имущество».
Депутат признается, что пока не понимает, как власти Кирова будут искать выход из ситуации. Одним из способов решения проблемы он считает создание в городе муниципальной организации, которая будет заниматься обслуживанием ветхого фонда и благоустройством (подрезкой деревьев, покосом травы, уборкой тротуаров), за счет которого сможет компенсировать убыточную деятельность по обслуживанию проблемного жилья. Что касается создания муниципальной УК, которая будет получать помощь из бюджета, Ерохин сомневается, что такие вливания будут законными.
«Я плохо представляю, как город будет вливать деньги в этот бизнес. Не могу сказать, насколько это вообще законно – содержать ветхие дома за счет бюджета. На мой взгляд, это какой-то бред. Тем более что в этой новой муниципальной УК, если даже она будет создана, ни одного хорошего дома не будет. Люди обойдут все УК города и пойдут в муниципальную, только если больше никто не возьмет. Им уже просто больше никто не верит», – уверен Ерохин.
Депутат Кировской гордумы Владимир Журавлев тоже отмечает, что бросать все силы на спасение компаний нет смысла. Он предлагает подумать о продаже УК Ленинского района, хотя не все его коллеги считают эту затею реалистичной.
«Сегодня самый большой кредитор УК Ленинского района – это ПАО «Т Плюс», мы должны ей больше всего за произведенные энергоресурсы. Ее в свое время довели до такого состояния, в том числе [экс-депутат] Дмитрий Никулин, который сейчас осужден [за хищения]. Может быть, нам не «кидать» ресурсников, а отдать им эту компанию – может быть, они смогут наладить там работу, потому что это социально важно. Возможно, она начнет зарабатывать и сможет через какое-то время вернуть им деньги», – предлагает депутат.
При этом Журавлев выступает против создания городом новой управляющей компании: во-первых, говорит депутат, «это некрасиво», во-вторых, в бюджете нет денег, чтобы ее содержать.
«У нас же уже была одна УК Ленинского района, параллельно была создана вторая УК Ленинского района. [Создавать третью] – это просто некрасиво, – считает депутат. – Первая не заплатила налоги и обанкротилась, вторая тоже скоро может стать банкротом, и создавать еще одну – это морально неправильно. Здесь мы не заплатили, там задолжали, потому что управленцами разворовывались деньги – кто вообще с нами потом будет заключать договор?»
По словам Журавлева, обслуживанием ветхих домов должна заниматься частная компания, так как в бюджете города нет средств, чтобы субсидировать эту деятельность: «Да и мы морально уже просто не имеем права финансировать их. Эти УК банкротятся, при том что не выполнили своих функций. Я считаю, на их место должны приходить частные компании».
Ерохин, в свою очередь, напоминает, что части проблем и многомиллионных долгов можно было бы избежать, если бы в свое время руководством города были приняты правильные решения.«Есть вещи, которые требуют не каких-то глобальных денег, а просто нормальных управленческих решений, смены людей, сокращения каких-то затрат. Я не знаю, почему это не делается, хотя об этом постоянно говорят», – заключает Ерохин.
Фото: ФедералПресс / Александра Варанкина, Дарья Сеймовская,Кировская городская дума